Конференции и выставки

«Инфотранс-2007»


Б.С. Ицкович, спец. корр. Журнала
Санкт-Петербург - Москва

В середине осени в Санкт-Петербурге на конференции «Инфотранс» традиционно встречаются специалисты по информационным технологиям на железнодорожном транспорте. Нынешний год не стал исключением.

В конференц-зале гостиницы «Прибалтийская» собрались представители хозяйства информатизации ОАО «РЖД», железных дорог, проектно-конструкторских организаций, научных и учебных заведений, фирм и компаний, работающих для железнодорожной информатизации. Организатором, как всегда, стал Петербургский государственный университет путей сообщения при содействии ОАО «РЖД», Октябрьской железной дороги, компании Digital Design.

Вел конференцию начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» А.В. Илларионов. В своем выступлении он особо отметил, что изменение названия департамента (ранее он назывался департаментом корпоративной информатизации) - это не просто смена вывески. За этим стоит существенное усиление функций и полномочий, связанное с тем, что реформа отрасли, которая ведется по заранее запланированной программе, должна быть направлена на повышение эффективности управления, и прежде всего внутри компании. Поэтому в качестве основного приоритета деятельности информатизации в ОАО «РЖД» видится участие в проектах развития системы управления, причем эти проекты не всегда связаны с автоматизацией, т.е. с традиционным применением информатизации. Это проекты, связанные с улучшением методик управления, организационно-функциональным структурированием, соответствующим изменением организационно-функциональной модели компании. В первую очередь речь идет о создании сбалансированной системы управления, организационно-функциональная модель которой соответствует требованиям новой экономики, новым требованиям, в условиях которых работают железные дороги, требованиям жесткой конкуренции.

Подводя итоги года, прошедшего после предыдущей конференции, начальник департамента отметил серьезные изменения в хозяйстве корпоративной информатизации как таковом. Развитие отрасли, реформа железных дорог вынуждают строить более эффективную организацию, способную лучше реагировать на требования, которые выдвигает бизнес Российских железных дорог.

Завершено создание вертикально интегрированной структуры Главного вычислительного центра. Сейчас все ресурсы, которые принадлежали железным дорогам в виде их вычислительных центров, консолидированы в виде структурных подразделений ГВЦ ОАО «РЖД». Эта реорганизация ставит целью формирование единообразно управляемых структурных подразделений с выделенным бюджетом. В них предстоит внедрить единые унифицированные принципы управления, как экономические, так и технологические, единообразные подходы к развитию управления персоналом, единую систему мотивации людей и единую систему оценки результатов. «Это очень важный этап нашей реформы», - заявил А.В. Илларионов.

Основная работа, которая начата в хозяйстве информатизации и будет продолжена, - это совершенствование системы управления Российскими железными дорогами и усилия по поддержке реформы. Реформирование компании не должно приводить к отрицательным последствиям для системы управления холдинга в целом. Рвущиеся административные связи должны своевременно заменяться связями управленческими, которые на самом деле имеют исключительно информационную основу. Поэтому в качестве основного направления развития информатизации определено совершенствование системы управления.

Поскольку основная деятельность ОАО «РЖД» - это управление перевозками, еще одним направлением деятельности в области информационных технологий следует считать развитие и систематизацию усилий в области управления перевозочным процессом. Используемые в настоящее время системы в основном вводились в эксплуатацию в 1970-1980-х годах. За это время существенно изменились экономическое окружение, технологические возможности, и поэтому управленческая деятельность в этой области нуждается в модернизации. Во главу угла должны ставиться экономические критерии управления.

Большое значение приобретает единая система управления инфраструктурой железных дорог - очень важно, чтобы ключевые направления информатизации развивались согласованно, использовали одинаковые технологические инструменты для управления. Поэтому необходимо иметь единую ИТ-платформу управления инфраструктурой. Технологически хозяйство информатизации к этому полностью готово.

Впервые на такого рода конференциях прозвучали жесткие требования к партнерам. Для того чтобы прогрессивные решения можно было реализовать, чтобы можно было в дальнейшем строить действительно интегрированные решения, отрасль будет навязывать своим партнерам-разработчикам собственные технологические стандарты, стандарты разработки, стандарты применяемых решений в области информатизации, прежде всего при создании таких крупных систем, как управление перевозочным процессом и инфраструктурой. Это ставит новые требования перед теми партнерами, которые собираются работать с ОАО «РЖД». Отрасли нужны партнеры, внутренняя технология которых организована на основе понятных современных принципов, потому что интеллектуальный продукт достаточно сложно контролировать на выходе, такие продукты необходимо контролировать в процессе производства.

В выступлении А.В. Илларионова прозвучала мысль о том, что настало время изменить формат конференции. Это относится не только к «Инфотрансу» - многие мероприятия проводятся из года в год по неизменным сценариям, с неявной эффективностью. Организационным и программным комитетам таких конференций есть над чем задуматься, чтобы в ближайшие годы к таким мероприятиям не угас интерес.