Конференции и выставки

EXPO 1520


Фото А.В. Гоголева, М.Ю. Каширина, В.А. Стрекозова

В подмосковной Щербинке на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа с 19 по 22 октября 2007 г. прошел первый Международный салон железнодорожной техники и технологий ЕХРО 1520, в рамках которого состоялись выставка производителей железнодорожной техники и Международная конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы. Технологии. Приоритеты». Около 400 предприятий и фирм - изготовителей и поставщиков продукции для железных дорог из более чем 20 стран мира представили сотни образцов современного и перспективного подвижного состава и его основных узлов, ремонтной и диагностической техники, средств связи и управления, новые технологии и материалы, обсудили актуальные проблемы дальнейшего развития железнодорожного машиностроения, сопредельных отраслей промышленности, их технические и технологические приоритеты, перспективы стратегического партнерства на железнодорожном «пространстве 1520», крупные инновационные проекты и др.

Открывая ЕХРО 1520, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что сегодня у компании есть четкое понимание направлений дальнейшего развития. Правительством страны одобрены Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. и гармонизированная с ней Стратегия развития транспортного машиностроения. Российские железные дороги готовы выдвинуть обоснованные требования к машиностроителям на долгосрочную перспективу, заключить долгосрочные контракты не только на поставку уже существующей техники, но и на технику нового поколения с учетом ее разработки. И это - одна из важнейших основ для продуктивного развития как железнодорожного транспорта, так и промышленного комплекса.

В России впервые появилась возможность масштабной демонстрации достижений железнодорожного машиностроения не только представителям отечественных транспортных компаний, но и их коллегам и экспертам из десятков стран. В распоряжении железнодорожников новые локомотивы и вагоны, осваивается выпуск еще многих образцов техники. По словам главы ОАО «РЖД» все это отражает реализацию требований к российскому железнодорожному транспорту, выдвинутых четь более двух лет назад президентом страны В.В. Путиным.

Развеяны еще недавние сомнения участников транспортного рынка в возрождении отечественного железнодорожного машиностроения. Сегодня в России идет процесс взаимовыгодной консолидации усилий железнодорожников и транспортных машиностроителей. Впервые в августе этого года состоялся Совет главных конструкторов предприятий-производителей железнодорожной техники и ОАО «РЖД» с участием представителей правительства страны. Создано объединение производителей железнодорожной техники в виде некоммерческого партнерства. Предполагается сделать традиционными совместные советы главных инженеров железных дорог СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, что позволит эффективней решать насущные проблемы научно-технического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520». Это особенно важно, подчеркнул В.И. Якунин, так как в ближайшие десять лет именно инновации будут определять приоритеты развития транспортных систем.

Правильность выбранной компанией концепции поэтапной разработки, создания и освоения производства нового подвижного состава отметил в своем выступлении вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД» В.А. Гапанович. Эта концепция полностью себя оправдала и дает положительные результаты. Так, на участке Улан-Удэ - Наушки Восточно-Сибирской железной дороги начата эксплуатация самых мощных в странах СНГ магистральных тепловозов 2ТЭ70 мощностью 8 тыс. л.с. До конца текущего года будет введено в эксплуатацию 10 таких машин. Экономический эффект от их внедрения превысит 330 млн. руб. Получает сертификат первый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К. Как показали опытные поездки, по своим технико-экономическим показателям он превосходит все существующие сегодня серийные машины различных модификаций. В текущем году на Западно-Сибирскую дорогу будет поставлено 12 таких локомотивов. Всего до 2015 г. компания закупит более 500 электровозов ЭП2К.

В текущем году машиностроительные заводы, входящие в ЗАО «Трансмашхолдинг», приступают к серийному производству новых локомотивов 2ТЭ25К. Будет продолжено обновление локомотивного парка за счет закупки электровозов «Ермак» в трехсекционном исполнении и ЭП1М для пассажирского движения. Инвестиционным бюджетом ОАО «РЖД» предусмотрено приобретение в 2008 г. 500 новых локомотивов, а начиная с 2012 г., в соответствии с одобренной правительством Российской Федерации Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г., машиностроительные заводы России должны поставлять до 1200 локомотивов ежегодно.

Успехи в области нового локомотивостроения стали возможны благодаря тесному взаимодействию на системной основе между ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмешхолдинг» и десятками смежных предприятий, участвующих в разработке и постановке на производство новой тяговой техники. Яркий пример - создание в короткий срок специалистами группы «Синара -Транспортные машины», экспертами ОАО «РЖД», учеными ВНИКТИ и ВНИИЖТа первого российского магистрального электровоза постоянного тока 2ЭС6К. В его конструкции реализованы модульные технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном локомотивостроении. Сегодня этот электровоз проходит приемочные испытания на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа. Электровозы типа 2ЭС6 по сравнению с электровозами ВЛ10, ВЛ11 позволяют обеспечить конструкционную скорость 120 км/ч, коэффициент готовности 0,95, межремонтный пробег 800 тыс. км, увеличить период между заходами в локомотивное депо для проведения ТО с 72 до 120 ч. Кроме того, кузов и рамы электровоза рассчитаны на эксплуатацию в течение 45 лет вместо 33. Компания «Синара -Транспортные машины» ведет подготовку на Уральском заводе железнодорожного машиностроения для выпуска этой и перспективной модели локомотива с асинхронными тяговыми двигателями. До 2010 г. планируется закупка 73 электровозов типа 2ЭС6, а до 2015 г. - 368 единиц.

Сегодня специалистами ОАО «РЖД» совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» при участии ведущих мировых производителей в области железнодорожного машиностроения начата разработка локомотивов нового поколения, соответствующих лучшим мировым образцам. В первую очередь речь идет о мультисистемном электровозе с асинхронным тяговым приводом на базовой платформе ЭП20. Презентация первого локомотива этого проекта намечена на март 2009 г.

Специалистами компании, учеными ВНИКТИ и ВНИИЖТа ведется активная работа и по модернизации существующих локомотивов, так как полное обновление локомотивного парка российских железных дорог ожидается не ранее 2030 г. Основной целью этой работы является не только продление ресурса, но и придание машинам новых потребительских качеств, повышение надежности и эффективности использования в эксплуатации. Впервые в отечественном локомотивостроении для серийного использования на модернизированных локомотивах разработана система смешанного возбуждения двигателей постоянного тока. При минимальных затратах сила тяги может быть увеличена на 15%, что в свою очередь позволит без ущерба для тяговых двигателей повысить весовую норму поездов на 10-15%, а также увеличить техническую скорость, в первую очередь на участках со сложным профилем пути. В настоящее время начинаются полномасштабные испытания этой системы на электровозах переменного тока.

Аналогичная стратегия, как отметил В.А. Гапанович, реализуется ОАО «РЖД» и в деле обновления парка грузовых вагонов. Одно из основных направлений здесь - создание грузовых вагонов нового поколения, применение которых позволит снизить себестоимость перевозок массовых грузов за счет увеличения грузоподъемности, вместимости, экономичности и надежности. В числе важных целей также формирование спроса на скоростные перевозки.

Наиболее сложной представляется задача создания тележек с осевой нагрузкой 25 тс. К ее решению подключены такие ведущие предприятия, как ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», ВНИИЖТ, ВНИКТИ, НВЦ «Вагоны» и др. В ближайшее время ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» и ВНИКТИ должны получить сертификаты соответствия на грузовые тележки с осевой нагрузкой 25 т. Компанией запланировано приобретение 300 вагонов «Уралвагонзавода» на тележках модели 18-194-1 и 300 вагонов «Алтайвагонзавода» на тележке модели 26В503. Предстоящий 2008 г. должен стать для машиностроительных заводов годом перехода на строительство вагонов нового поколения, создания своего рода технического задела на железных дорогах, проводящих опытную эксплуатацию вагонов с новыми узлами и деталями, включая тележку нового поколения.

Реализация ОАО «РЖД» программы развития железнодорожного транспорта невозможна без формирования инновационной стратегии, основанной на последних достижениях научно-технического прогресса. На основе анализа лучшего зарубежного и отечественного опыта с учетом потребностей железнодорожного транспорта России впервые были сформулированы основные направления научно-технической политики компании в виде системного документа «Белая книга ОАО «РЖД», которую следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу. Практическая реализация основных направлений научно-технического развития позволит обеспечить достижение концептуальной цели реформирования железнодорожного транспорта - формирование рынка качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности общества в грузовых и пассажирских перевозках.

Для решения проблем, стоящи перед отечественным транспортным машиностроением, необходимы объединение усилий всех заинтересованных сторон и развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации приоритетных проектов и программ. ОАО «РЖД» как стратегический заказчик современного подвижного состава готово представить технические требования на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, грузовые и пассажирские вагоны нового поколения, задать долгосрочные технологические ориентиры для машиностроительного комплекса. При этом максимальное использование передовых отечественных разработок должно сочетаться с привлечением иностранных технологий. Такой подход позволит не тратить временные и финансовые ресурсы на то, чтобы догнать ведущих мировых производителей, а, отталкиваясь от конкретных передовых технических решений, сосредоточить усилия российских конструкторов и ученых на создании подвижного состава следующих поколений.

Курс на закрепление длительных отношений между железнодорожниками и машиностроителями уже в первый день работы Салона был подтвержден заключением двух беспрецедентных долгосрочных контрактов между ОАО «РЖД» и двумя крупнейшими российскими машиностроительными компаниями ЗАО «Трансмашхолдинг» и ФГУП «ПО «Уралвагонзавод». Их общая стоимость составляет более 80 млрд. руб.! По словам президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина подписание трехлетних контрактов - знаковое событие в масштабах российской экономики. Впервые заключены соглашения одновременно с несколькими отечественными производителями железнодорожной техники, и ОАО «РЖД» надеется, что они будут с честью выполнены.

Контракт с ЗАО «Трансмашхолдинг» предусматривает поставку 103 пассажирских шестиосных электровозов постоянного тока ЭП2К производства Коломенского завода и односекционных грузовых электровозов Э5К, являющихся продолжением семейства электровозов серии «Ермак». Новые локомотивы должны придти на смену выработавшим свой срок соответственно чешским электровозовам ЧС2 и грузовым электровозам серии ВЛ60К. Контракт с «Уралвагонзаводом» предусматривает изготовление к поставку более 40 тыс. грузовых вагонов. Главы двух предприятий Д.Г. Комиссаров и Н.А. Малых заверили, что совместно с ОАО «РЖД» благодаря долгосрочным договорам удастся в течение короткого времени существенно увеличить выпуск подвижного состав, повысить его качество.

Об эффективности долгосрочного сотрудничества много говорилось и на состоявшемся в рамках Салона Всероссийском совещании производителей железнодорожной техники. Большое внимание было уделено вопросам повышения качества продукции, созданию законодательной и нормативной базы. Важную роль в этом прозвано сыграть некоммерческое партнерство «Всероссийское объединение производителей железнодорожной техники». В 2009 г. НП намерено получить эксклюзивное право на сертификацию производимой на «пространстве 1520» железнодорожной техники по европейскому стандарту IRIS. Его внедрение позволит не только выпускать технику высокого качества, но и претендовать на основательные позиции на международных рынках. Как было подчеркнуто вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем данную работу необходимо проводить не откладывая.

Участники совещания с интересом выслушали выступления заместителя генерального директора по технической и технологической политике ЗАО «Трансмашхолдинг» В.В. Шнейдмюллера о проектировании перспективного подвижного состава с использованием принципиально новой философии - на основе базовых платформ, позволяющих формировать целые семейства разнообразных транспортных средств, депутата Государственной Думы С.И. Чаплинского, затронувшего вопросы государственной поддержки лизинговых схем приобретения подвижного состава, технического директора «Вагоностроительной компании Мордовия - Инжениринг» Л.А. Михальчука о необходимости сокращения сроков согласования документов на новую продукцию, генерального директора Института проблем естественных монополий Ю.З. Саакяна об улучшении взаимодействия между покупателями и производителями технических средств и др. Все высказанные предложения были учтены в резолюции, принятой участниками совещания.

В соответствии с бизнес-программой Салона прошли восемь круглых столов, темы которых охватили практически все направления и проблемы железнодорожного машиностроения: «Железнодорожная техника «пространства 1520» - поколение next», «Механизмы повышения конкурентоспособности продукции железнодорожного машиностроения», «Передовые зарубежные технологии», «Современное сервисное обслуживание железнодорожной техники как одно из главных конкурентных преимуществ», «Дизелестроение автономного подвижного состава», «Современная путевая техники на службе железных дорог» и др.

Как уже отмечалось, в дни работы Салона состоялось первое совместное заседание Совета главных инженеров железных дорог стран СНГ и Балтии, посвященное развитию сотрудничества в области научно-технического прогресса, технического перевооружения и технической модернизации железных дорог, совместным действиям в реализации наиболее прогрессивных инновационных проектов и программ. Как отметил председательствующий на заседании Совета вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД» В.А. Гапанович, обмен техническими идеями, наработками и опытом в рамках инженерного содружества может быть весьма полезен и позволит достигать лучших результатов в гораздо более короткие сроки.

Главный инженер ОА НК «Казахстанские железные дороги» К.С. Таласпеков в числе актуальных проблем, требующих консолидированного решения, назвал, в частности, ликвидацию дефицита грузовых и пассажирских вагонов, в том числе за счет приобретения их в странах дальнего зарубежья или развития собственных производственных мощностей. В этой связи требуются разработка механизмов допуска подвижного состава на магистральные сети в международном сообщении, новые подходы к сертификации данной продукции и т.д. Назрела необходимость в Едином техническом регламенте, который определит все требования безопасности и допуска подвижного состава к эксплуатации на инфраструктуре общего пользования на «пространстве колеи 1520 мм». А это возможно при переходе всех стран на единые международные стандарты. В числе важных направлений совместной работы также рациональное и эффективное использование имеющейся испытательной базы, научного потенциала, долевое участие железнодорожных администраций в отдельных разработках ведущих научно-исследовательских центров. Уже сегодня необходимо думать и о совместной работе в области высокоскоростного движения.

В ходе заседания участники Совета ознакомились с комплексной инновационной технологией управления тяговыми ресурсами на замкнутых полигонах обращения на примере полигона Челябинск - Рыбное, новыми решениями в техническом обслуживании и подготовке грузовых вагонов по опыту Октябрьской железной дороги, с локомотивами нового поколения, современными методами повышения надежности работы и увеличения эксплуатационного ресурса технических средств и др. Большой интерес собравшихся вызвала информация о выездном заседании Совета главных инженеров ОАО «РЖД» на Белорусской железной дороге с участием научно-исследовательских организаций и поставщиков железнодорожной техники, по итогам которого намечен комплекс мер по проведению скоординированной технической политики железных дорог двух стран.

В решениях прошедшего в Щербинке первого заседания Совета главных инженеров железных дорог СНГ и Балтии отмечена актуальность и целесообразность концентрации усилий научных, проектных, конструкторских организаций, осуществляющих свою деятельность в области инновационного развития железнодорожного транспорта, на таких приоритетных в среднесрочной перспективе направлениях работы, как развитие системы управления перевозочным процессом и транспортной логистикой, применение новых материалов и конструкций элементов инфраструктуры и подвижного состава, создание нового поколения систем управления и обеспечения безопасности движения поездов, гармонизация нормативной базы железных дорог пространства колеи 1520 мм, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств, внедрение прорывных технологий в области технического обслуживания и ремонта инфраструктуры и подвижного состава, внедрение ресурсосберегающих технологий и технических решений.

В целом Первый международный Салон ЕХРО 1520 по общему мнению его многочисленных участников и гостей прошел успешно и плодотворно, позволил уточнить подходы к развитию транспортного машиностроения, способствовал дальнейшему развитию идей единого транспортно-логистического «пространства 1520», укреплению сотрудничества и взаимодействия машиностроительных предприятий и их клиентов, обмену информацией, опытом, достижениями.