Технические библиотеки и их роль
на железных дорогах

Г.А. Корендясева, главный специалист Департамента технической политики ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В преддверии празднования общероссийского Дня библиотек 20–22 мая 2008 г. в Ростове-на-Дону на базе ДНТБ была проведена школа передового опыта «Компьютеризация библиотечных и информационных технологий в технических библиотеках ОАО «РЖД». Создание сводного электронного каталога». На сетевой школе были рассмотрены основные статистические показатели библиотечной деятельности с целью приведения их в соответствие с действующими требованиями и нормами. Были также определены основные пути развития технических библиотек железнодорожного транспорта.

На сетевом совещании в Ростове-на-Дону

В настоящее время в компании работают 338 технических библиотек. Это развивающаяся система, основными чертами деятельности которой являются открытость и доступность. Деятельность технических библиотек железнодорожного транспорта направлена на обеспечение качественного библиотечного, справочно-библиографического обслуживания и информационного обеспечения специалистов ОАО «РЖД».

Сегодня в технических библиотеках формируется новая система и культура библиотечного обслуживания, расширяется спектр предлагаемых услуг, в том числе и с использованием автоматизированных технологий. Эффективность деятельности технических библиотек базируется на точном знании задач и условий работы железных дорог, потребностей специалистов железнодорожного транспорта, умении определить информационный запрос. Библиотечные работники стремятся внести свой вклад в развитие железных дорог и компании в целом. Деятельность технических библиотек сети контролирует старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович.

Ежегодно Департамент технической политики рассматривает деятельность технических библиотек, изучает показатели статистической отчетности, анализирует их работу. Технические библиотеки «встроены» в производственный процесс, приоритет в обслуживании читателей всегда отдается производственным запросам. Кабинеты технической информации и технические библиотеки на отделениях призваны оказывать творческим работникам железнодорожного транспорта всю необходимую информационную и библиотечную помощь в тесном контакте с организаторами технического творчества, уделяя особое внимание рационализаторам и изобретателям.

Сегодня книга и библиотека прочно вошли в производственную деятельность железнодорожников. Важным направлением в организации работы технических библиотек является привлечение к чтению работников железных дорог, использованию технической литературы в производственной деятельности.

В этих целях постоянно совершенствуется справочно-библиографическая и информационная работа с тем, чтобы техническая книга стала насущной потребностью железнодорожников в повышении уровня знаний, решении задач реформирования железнодорожного транспорта, поиске ответов на возникающие технические и производственные вопросы.

Еще в 1930-е годы большое значение приобрело сотрудничество библиотек с активом инженеров, техников, специалистов. Опираясь на них, библиотеки успешно участвовали в организации и проведении технической учебы работников, помогали им овладевать тонкостями профессии. Вокруг библиотечного актива создавались «производственные кружки», состоявшие из работников, стремившихся к знаниям. Их деятельность приносила реальную отдачу. Тогда среди кружковцев распространяли листовки следующего содержания: «Читатель, почерпнутые в книге знания передай заводу в виде предложения по улучшению производства»; «Укажи конкретные предложения для своей бригады по снижению себестоимости, повышению производительности труда»; «Дай предложения по рационализации твоей работы, по борьбе с потерями».

Технические библиотеки постоянно оказывали и оказывают информационную поддержку практически всем проводимым на дорогах сетевым и дорожным мероприятиям. Организуются обзорные выставки специальной литературы. В период проведения смотра-конкурса рационализаторской деятельности «Идея-2008» дорожные научно-технические библиотеки (ДНТБ) совместно со службами технической политики активно включились в проведение этого мероприятия.

Технические библиотеки, особенно на отдаленных участках, станциях и железнодорожных узлах, не только пропагандируют техническую политику ОАО «РЖД», но и являются единственными проводниками корпоративной культуры. Они также являются центрами информационной поддержки железнодорожного образования, активно взаимодействуя с учебными заведениями, ведущими подготовку и переподготовку рабочих массовых профессий.

И это далеко не вся деятельность технических библиотек. Для выполнения поставленных задач, конечно необходимо проявлять заботу о кадровом потенциале библиотек. Между тем проводимая в настоящее время некоторыми руководителями железных дорог политика сокращения общей численности работников за счет технических библиотек, где штаты уже достигли технологического минимума, ставит под угрозу существование всей сети железнодорожных библиотек.

В то же время о повышении роли технических библиотек в подготовке персонала железных дорог в реализации программ ОАО «РЖД» свидетельствуют и такие факты, как возобновление деятельности линейных технических библиотек по инициативе железнодорожников (Муром Горьковской железной дороги), организация технических библиотек на базе существовавших библиотечных пунктов (Рыбное, Ожерелье и Нахабино Московской железной дороги). За последние полтора года воссоздана библиотечная сеть Сахалинской железной дороги, где организованы технические библиотеки в железнодорожных узлах Холмск, Южно-Сахалинск, Тымовск и Поронайск.

Другая проблема – в Дорожных центрах научно-технической информации (ДЦНТИ), в составе которых находятся ДНТБ, наблюдается тенденция перевода библиотечных работников на инженерные должности, что в итоге может привести к исчезновению номенклатуры библиотечных работников. Как принимать новых библиотекарей на инженерные должности?

Кстати, в последнее время много говорится о дублировании в деятельности ДНТБ и ДЦНТИ. Но необходимо понимать, что цели у обеих структур общие – поиск, анализ, подбор, обеспечение информационными материалами потребителя по интересующей его тематике, но пути их достижения – различны.

ДЦНТИ – одно из связующих звеньев между филиалами ОАО «РЖД» и руководством компании. Они являются проводниками новых идей от разработок до практического внедрения их через систему НТИ и выступают в роли региональных центров научно-технической информации, представляют достижения отечественных и зарубежных железных дорог, организуют выставочную деятельность, формируют новые модели взаимосвязей между наукой и производством, содействуют внедрению инноваций, новой техники, передового опыта. Состав фондов ДЦНТИ – это научно-технические документы об эффективных технологиях, новшествах, о передовых методах и приемах работы, совершенствовании организации труда, применении новой техники и использовании ее в производстве.

ДНТБ – это многофункциональное учреждение, одной из основных функций которого является формирование, хранение и библиотечно-библиографическая обработка научно-технической литературы. Фонды ДНТБ объемны и разнообразны по тематике (экономика, право, учебные дисциплины, железнодорожный транспорт и смежные отрасли и т.п.) и по видовому составу (книги, периодика, ГОСТы и другая нормативная документация, описания изобретений, каталоги и т.д.), что позволяет удовлетворять разносторонние информационные запросы потребителя (читателя), способствовать углублению и расширению его кругозора. Для ДЦНТИ, в отличие от технических библиотек, характерны свои особенности формирования фондов

Поэтому любая библиотека неэффективна без систематического пополнения фондов литературы. Необходимо целенаправленно предусматривать в платежных балансах железных дорог средства на подписку периодических изданий и комплектование библиотечных фондов в соответствии с потребностями.

В формировании фондов ДНТБ преобладающей остается железнодорожная тематика – 54%. Настораживает, что на приобретение технической литературы, особенно по отдельным железным дорогам, средств в 2007 г. выделялось значительно меньше, чем требовалось. Отбор изданий в фонд библиотек должен проводиться ДНТБ на основе анализа информационных запросов читателей с учетом их рекомендаций и профессионального уровня, изучения современных тенденций развития железных дорог. Например, для исследования потребности в технической литературе руководителей и специалистов Восточно-Сибирской железной дороги на сайте ДЦНТИ была выставлена анкета «Книга в моей жизни», состоявшая из пяти вопросов с возможными вариантами ответов. Результаты анализа показали, что на первом месте у железнодорожников по-прежнему остается книга, особенно специальная и техническая литература. Такой подход дает возможность качественно комплектовать библиотечный фонд в соответствии с запросами специалистов.

Анкетирование проводят все ДНТБ, но необходимо сделать сводный анализ чтения специалистов железных дорог. Полученные результаты, обобщенные Центральной научно-технической библиотекой, будут являться одним из аргументов в пользу необходимости и важности технических библиотек в деятельности ОАО «РЖД».

Техническими библиотеками железнодорожного транспорта накоплен большой опыт справочно-библиографического и информационного обслуживания специалистов с использованием всех традиционных и современных методов библиотечной работы, включая автоматизированные технологии. В настоящее время невозможно представить техническую библиотеку без использования электронных информационных ресурсов, укрепления ресурсной базы, систем электронного поиска документов.

В соответствии с протоколом сетевой школы передового опыта, прошедшей в Самаре в прошлом году, была разработана актуализированная версия рубрикатора отраслевой системы научно-технической информации по железнодорожному транспорту. Он разработан на основе государственного рубрикатора научно-технической информации и предложений, поступивших из органов НТИ. В рубрикаторе установлена взаимосвязь с классификатором УДК, что обеспечивает возможность обмена информацией с системами, использующими УДК в качестве основного классификатора (библиотечные) и переключение с одного поискового языка на другой при работе с различными массивами данных.

Рубрикатор является частью общесистемных средств лингвистического обеспечения отраслевой автоматизированной системы АИПС НТИ «Навигатор Плюс» и включен в фонд лингвистических средств Государственной системы научно-технической информации. Внедрение его в системах железнодорожного транспорта повысит эффективность информационного обслуживания абонентов на основе применения средств вычислительной техники. Рубрикатор может использоваться при ответах на запросы, при формировании информационных массивов и поиске определенного вида изданий по заданной тематике.

Необходимую и актуальную информацию получают пользователи также на Web-сайтах ДНТБ. Созданные сайты в ДНТБ и ДЦНТИ железных дорог стали самыми эффективными средствами построения корпоративного имиджа, способны не только предоставлять информацию посетителям, но и максимально расширяют круг пользователей технических библиотек. Они позволяют наиболее оперативно доводить информацию до специалистов железной дороги, в том числе и в линейных подразделениях.

Участники сетевой школы ознакомились с опытом работы ДНТБ Северо-Кавказской железной дороги, являющейся одной из старейших в отрасли. В этом году ей исполняется 113 лет. В состав ДНТБ входят 26 технических библиотек, расположенных по всей Северо-Кавказской железной дороге. Для предоставления пользователям широкого спектра информационных ресурсов технические библиотеки широко используют новые информационно-автоматизированные технологии.

Участники сетевой школы осмотрели пункт выдачи литературы в управлении Северо-Кавказской железной дороги, что позволило значительно приблизить информационные возможности библиотеки к пользователям. На очереди открытие таких библиотечных пунктов в зданиях управлений Горьковской, Южно-Уральской и Дальневосточной железных дорог.

ДНТБ Северо-Кавказской железной дороги сегодня гибко реагирует на все происходящие в отрасли реформы, определяя цели и приоритеты, с учетом перспектив развития ОАО «РЖД». Так, в соответствии с принятием Молодежной программы в отрасли технические библиотеки активно включились в ее реализацию, оказывая информационную поддержку мероприятиям, проводимым на станциях по работе с молодыми специалистами. Технические библиотеки оказывают помощь в подготовке разносторонне образованных, обладающих широким кругозором, умеющих ориентироваться в информационном потоке молодых специалистов.

ДНТБ совместно с отделом охраны природы разработала программу «Информационное обеспечение природоохранной деятельности предприятий и организаций Северо-Кавказской железной дтановлена взаимосвязь с классификатором УДК, что обеспечивает возможность обмена информацией с системами, использующими УДК в качестве основного классификатора (библиотечные) и переключение с одного поискового языка на другой при работе с различными массивами данных.

Рубрикатор является частью общесистемных средств лингвистического обеспечения отраслевой автоматизированной системы АИПС НТИ «Навигатор Плюс» и включен в фонд лингвистических средств Государственной системы научно-технической информации. Внедрение его в системах железнодорожного транспорта повысит эффективность информационного обслуживания абонентов на основе применения средств вычислительной техники. Рубрикатор может использоваться при ответах на запросы, при формировании информационных массивов и поиске определенного вида изданий по заданной тематике.

Необходимую и актуальную информацию получают пользователи также на Web-сайтах ДНТБ. Созданные сайты в ДНТБ и ДЦНТИ железных дорог стали самыми эффективными средствами построения корпоративного имиджа, способны не только предоставлять информацию посетителям, но и максимально расширяют круг пользователей технических библиотек. Они позволяют наиболее оперативно доводить информацию до специалистов железной дороги, в том числе и в линейных подразделениях.

Участники сетевой школы ознакомились с опытом работы ДНТБ Северо-Кавказской железной дороги, являющейся одной из старейших в отрасли. В этом году ей исполняется 113 лет. В состав ДНТБ входят 26 технических библиотек, расположенных по всей Северо-Кавказской железной дороге. Для предоставления пользователям широкого спектра информационных ресурсов технические библиотеки широко используют новые информационно-автоматизированные технологии.

Участники сетевой школы осмотрели пункт выдачи литературы в управлении Северо-Кавказской железной дороги, что позволило значительно приблизить информационные возможности библиотеки к пользователям. На очереди открытие таких библиотечных пунктов в зданиях управлений Горьковской, Южно-Уральской и Дальневосточной железных дорог.

ДНТБ Северо-Кавказской железной дороги сегодня гибко реагирует на все происходящие в отрасли реформы, определяя цели и приоритеты, с учетом перспектив развития ОАО «РЖД». Так, в соответствии с принятием Молодежной программы в отрасли технические библиотеки активно включились в ее реализацию, оказывая информационную поддержку мероприятиям, проводимым на станциях по работе с молодыми специалистами. Технические библиотеки оказывают помощь в подготовке разносторонне образованных, обладающих широким кругозором, умеющих ориентироваться в информационном потоке молодых специалистов.

ДНТБ совместно с отделом охраны природы разработала программу «Информационное обеспечение природоохранной деятельности предприятий и организаций Северо-Кавказской железной дороги». Созданы базы данных по экологическим проблемам региона и железнодорожного транспорта; пользователям предоставляется доступ через правовую программу «Консультант Плюс» к информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической информации, ежемесячно выпускается «Экологический бюллетень».

Сегодня ДНТБ стала частью корпоративной системы научно-технической информации ОАО «РЖД». Усилиями сотрудников технических библиотек сохраняется и приумножается уникальный железнодорожный фонд для будущих поколений читателей. ДНТБ эффективно используют в своей деятельности массовые формы работы. Например, техническая библиотека станции Ростов приняла участие в вечере-встрече железнодорожных династий, организовала открытый просмотр «Прошлое и настоящее Северо-Кавказской железной дороги».

В программе проведения школы участники ознакомились с опытом работы технической библиотеки станции Новороссийск, которая организовала Дискуссионный молодежный клуб, на котором обсуждаются все стороны сегодняшних проблем молодежи. Для молодых специалистов библиотекари провели занятия «Как пользоваться справочной литературой», «Кто владеет информацией, тот владеет миром», открытые просмотры «Новинки литературы – молодым» и «Новинки научно-технической информации».

В связи с введением в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса Российской Федерации для технических библиотек жизненно важными стали вопросы соблюдения авторских прав и нормативно-правовой деятельности. ЦНТБ, ЦНТИ, ДНТБ и ДЦНТИ должны выработать направления своей деятельности при обслуживании пользователей с четко обозначенной правовой легитимностью.

Библиотека – это не только стеллажи с книгами, но и кладовая знаний, это организация, осуществляющая на профессиональной основе приобретение, хранение и обеспечение локальных и удаленных пользователей документами в любых форматах. Современно оснащенные технические библиотеки – это верный признак стабильного развития компании, наращивание ее научно-технического потенциала.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования