Конференции и выставки

Интеллектуальные транспортные системы: перспективы развития


В Москве прошел Первый российский международный конгресс по интеллектуальным транспортным системам, организованный Международной академией транспорта совместно с Ассоциацией интеллектуального транспорта России и некоммерческим партнерством «Международное деловое сотрудничество». В его работе приняли участие представители национальных и международных транспортных ассоциаций и организаций, федеральных и региональных органов власти, муниципальные и коммерческие перевозчики, службы, отвечающие за безопасность дорожного движения, в том числе экологическую, специалисты различных областей науки и техники. Конгресс прошел при поддержке Государственной думы Российской Федерации и Министерства транспорта.

Открывший пленарное заседание конгресса председатель комитета Госдумы по транспорту С.Н. Шишкарев отметил: «Для того чтобы решить задачу, которую мы сегодня ставим, - создание интеллектуально-транспортных систем - необходима гармонизация законодательства, максимальная его интеграция в международное законодательство, по крайней мере на понятийном уровне, использование единой терминологии. Для этого будет разработана концепция закона об информационном интегральном транспортном обеспечении в Российской Федерации».

Доклад о концепции создания автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК) сделал заместитель министра транспорта А.Н. Недосеков. Он напомнил, что в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года отмечается, что «…развитие информационного обеспечения российской транспортной системы … будет осуществляться на основе создания единой информационной среды транспортного комплекса, аналитических информационных систем поддержки процессов управления его развитием». Заместитель министра транспорта подчеркнул, что отсутствие интеллектуально интегрированных систем управления сегодня становится барьером на пути дальнейшего развития транспортной отрасли.

При этом информационная среда интеллектуальных транспортных систем должна обеспечить унифицированное и стандартизованное применение различных технологий идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов. Новые перспективы в развитии интеллектуальных транспортных систем открывает использование комплексов спутникового мониторинга (на базе технологий ГЛОНАСС) состояния объектов транспортной инфраструктуры для определения их технического состояния и контроля за своевременностью и качеством соответствующих мероприятий по обслуживанию и ремонту. В настоящее время по поручению правительства Российской Федерации разрабатывается концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы информационного обеспечения (ГАС «Управление»).

Для решения одной из важнейших задач транспортного комплекса - обеспечения высокого уровня конкурентоспособности транспортной системы России - совершенно необходимо развитие высокопроизводительной транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммерческую скорость и надежность транспортных услуг, в том числе благодаря широкому внедрению интеллектуальных транспортных систем.

Казалось бы, АСУ ТК должна быть становым хребтом автоматизации и интеллектуализации транспортного комплекса, а средства автоматизации видов транспорта строиться в увязке с ней. Однако выступавшие на конференции докладчики, рассказывая о своих разработках, не ссылались на перспективную отраслевую автоматизированную систему управления. При таком подходе существует опасность получить подсистемы, не сопрягающиеся ни между собой, ни с АСУ ТК.

Ход конгресса показал, что замечание С.Н. Шишкарева о необходимости гармонизации на понятийном уровне весьма актуально. Создается впечатление, что единое представление о том, что такое интеллектуальные транспортные системы, отсутствует. В выступлениях большинства участников и в документах форума практически ставится знак равенства между автоматизированными транспортными системами и системами интеллектуальными.

О реальной интеллектуализации процессов управления транспортными системами говорилось в докладе генерального директора ОАО «НИИАС» С.Е. Ададурова. Пожалуй, только там, да еще в выступлении директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса О.В. Евсеева было сказано о моделировании, прогнозировании и аналитической обработке информации как о необходимых элементах интеллектуальных транспортных систем.

Много говорилось на конгрессе и о едином информационном пространстве транспортной отрасли. Однако и в этом вопросе не было единства и полной ясности. Большинство участников в качестве среды информационного взаимодействия рассматривали исключительно спутниковую связь, хотя в концепции АСУ ТК важная роль отводится магистральной сети связи ОАО «РЖД». Да и сама концепция единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта регулярно рассматривается на ежегодных конференциях «ТелекомТранс», и ее отдельные положения уже реализуются в транспортном комплексе страны.

Генеральный директор Российского научно-исследовательского института космического приборостроения, генеральный конструктор ГНС ГЛОНАСС Ю.М. Урличич главным препятствием для развития ИТС в России считает разобщенность. «После первого российского международного конгресса по ИТС мы сможем вдохнуть новую жизнь в ассоциацию, которая сможет объединить всех потребителей и производителей составных элементов интеллектуально-транспортных систем. Условия кризиса подталкивают нас к тому, чтобы экономить, и при помощи ИТС это гораздо выгоднее, нежели просто сокращая транспортные издержки», - заявил он.

Может быть, основной результат прошедшего конгресса заключается в том, что люди, разрабатывающие разные аспекты автоматизации и интеллектуализации систем управления различных видов транспорта и транспортного комплекса в целом, собрались вместе и узнали, что происходит у смежников. Важно, чтобы это знание привело в конечном итоге к созданию действительно интегрированной системы. Без этого единый транспортный комплекс страны не состоится.

Создание единой информационной инфраструктуры транспортного комплекса особенно актуально для Российской Федерации, расположенной в 11 часовых поясах и активно использующей все виды транспорта. Сегодня, по экспертным оценкам, в 44 морских портах страны действует около 2 тыс. коммерческих предприятий, не меньше предприятий работает и в 126 речных портах. Около 250 авиакомпаний работают в федеральных и около 400 - в региональных аэропортах. Кроме того, в России функционирует более 2 тыс. экспедиторских фирм, 10 тыс. агентов и 2,5 тыс. автопредприятий.

В принятой конгрессом резолюции отмечается, что необходимость объединения правовых, интеллектуальных, технических, финансовых и административных ресурсов для обеспечения безопасного, защищенного, эффективного, экологически чистого и комфортного перемещения людей и грузов создает предпосылки для формирования национальной платформы «ИТС - Россия». В рамках национальной платформы предполагается системное развитие рынка ИТС в России и структурное взаимодействие с аналогичными международными ассоциациями: ITS-Europe (ERTICO), ITS-America, ITS-Japan и др.

За матрицу новой организационной структуры некоммерческой организации «ИТС - Россия» предлагается принять форму, аналогичную действующим международным ассоциациям ИТС. Такой формат позволяет сохранять баланс интересов представителей промышленности, органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, сервис-провайдеров и инфраструктурных операторов, частных и коллективных пользователей телематических продуктов и услуг, профессиональных общественных организаций, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений. Предлагаемая матрица с внесением в нее российских участников позволит создать единую национальную платформу для развития рынка интеллектуальных транспортных систем в России и обеспечить интеграцию с действующими международными проектами в области интеллектуальных транспортных систем.

Объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля - задача весьма актуальная и сложная, ее реализация требует многоуровневого подхода, начиная от преодоления межведомственных административных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов.

Создание и внедрение отечественных интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность управления перевозками, сократить непроизводительные затраты на транспортировку грузов, ускорить развитие национальной транспортной, территориальной и информационной инфраструктур, обеспечить благоприятный климат для внедрения сервисов на основе глобальных навигационных спутниковых систем.