Управлять эффективностью и результативностью

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В условиях экономического кризиса на первое место выходят проблемы обеспечения эффективности бизнеса. При этом существует понимание того, что кризис - время не только потерь, но и новых возможностей. Правильно выстроенная стратегия развития, технологии управления эффективностью и результативностью дают большие конкурентные преимущества, выводят компанию в лидеры рынка.

Один из крупнейших поставщиков бизнес-аналитического программного обеспечения для управления эффективностью - компания SAS, стратегический партнер ОАО «РЖД» - недавно провела в Москве два мероприятия. Первое было посвящено итогам работы компании в 2008 г. и планам на 2009 г.

Прошедший год, несмотря на мировой экономический кризис, был для компании успешным. Доход SAS достиг рекордной отметки $2,26 млрд., компания приобрела 2600 новых клиентов по всему миру. «Этот 33-й по счету рост годового дохода достигнут в самых худших экономических условиях, которые мы только можем припомнить. Это достижение - прямой результат того, что мы являемся стабильной частной компанией, что позволяет нам инвестировать в долгосрочные отношения с сотрудниками и клиентами», - считает Джим Гуднайт (Jim Goodnight), исполнительный директор и владелец компании SAS.
 

В зале конференции

Продажи решений по управлению рисками выросли на 28%, а по оптимизации бизнеса - на 18%. Кроме того, SAS отмечает значительный рост продаж отраслевых решений, прежде всего - в энергетике (на 27%), а также в финансовом секторе (на 15%). Общий годовой доход от продаж аналитических решений и средств data mining вырос более чем на 15%.

Из общего объема продаж SAS в странах Центральной и Восточной Европы 34% приходятся на Россию и другие страны СНГ. За 2008 г. продажи здесь выросли на 26% по сравнению с предыдущим годом, что существенно выше среднего показателя по SAS в целом. В отраслевом разрезе по объему продаж лидирует отрасль телекоммуникаций (41%), за ней идет финансовый сектор - банки и страховые компании (29%), затем - транспорт (13%); 17% приходится на другие отрасли.

В России распределение доходов от отраслевых продаж имеет такой же характер. Однако по числу сделок картина несколько иная: на первом месте стоят банки и страховые компании, а телекоммуникационный сектор занимает вторую строчку, поскольку проекты в этом секторе очень крупные и сложные. В технологическом отношении наиболее востребованными в прошлом году оказались общеплатформенные средства (интеграция, средства BI, хранилище данных, аналитические инструменты), затем отраслевые и прикладные решения.

К традиционным сферам деятельности SAS в России (финансы и телеком) в 2008 г. прибавились новые отрасли. В компании РосЭнергоАтом построены хранилище данных и система мониторинга ключевых показателей рынка электроэнергии, а в НП «АТС» - система анализа свободного рынка электроэнергии. В финансовой отрасли клиентами SAS наряду с банками стали также страховые компании, коллекторские агентства и кредитные бюро.

В 2008 г. специалистами SAS Россия/СНГ был выполнен ряд масштабных и интересных проектов. В их числе централизованное хранилище данных для банка «ВТБ 24», аналитическая поддержка создания и функционирования «кредитной фабрики» для Сбербанка России, инновационный проект по внедрению системы по борьбе с отмыванием денег для одного из крупнейших российских государственных банков. Знаковыми можно считать проекты для ОАО «РЖД» (прогнозирование объема грузовых перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также загрузки подвижного состава и реализации банка ключевых показателей).

Большое значение SAS Россия/СНГ придает расширению и углублению отношений с партнерами, рассматривая SAS как фабрику экспертизы для них. Развитие партнерской сети началось в 2004 г., а за последние три года количество SAS-консультантов в партнерской сети увеличилось в 2,5 раза. Общий доход от проектов внедрения за последние 3 года в партнерской сети вырос в 4,5 раза.

В 2009 г. компания планирует расширить партнерскую сеть, подготовить специалистов по новым продуктовым направлениям - как в самой компании, так и у партнеров. По мнению В. Храброва, главы SAS Россия/СНГ, основными секретами успеха являются сфокусированность на аналитических решениях, на «подготовленных» отраслях (телеком, банки), на стратегических заказчиках (ОАО «РЖД», МТС и др.), на наиболее востребованных на рынке решениях (рисках, клиентской аналитике, управлении эффективностью). Кредо компании - построение долгосрочных и доверительных отношений с заказчиками и сотрудниками, и такой подход будет залогом стабильной работы компании в непредсказуемые кризисные времена.

Вторым мероприятием стал семинар «Управление эффективностью и результативностью. Тенденции во время кризиса». Его провел Гэри Кокинз (Gary Cokins), консультант компании SAS, специалист в области управления эффективностью и автор книг по этой тематике. По его мнению, понятие управления результативностью и эффективностью предприятия (Corporate Performance Management - CPM) не новое, хотя широкое освещение в СМИ получило недавно, особенно в связи с мировым кризисом. Представление о CPM постоянно пересматривается и сегодня разными компаниями понимается по-разному - как управление персоналом и распределение стратегически важных ресурсов, улучшение бизнес-процессов, производительности и качества, использование системы сбалансированных показателей, ключевых показателей эффективности, функционально-стоимостного анализа, аналитики. В действительности все это - составные части CPM-комплекса, концепция которого объединяет различные и уже известные методологии, технологии, программные средства и инструменты бизнес-анализа, такие как система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), методология функционально-стоимостного анализа, система бюджетирования, прогнозная аналитика и многие другие, предназначенные для целей эффективного управления.

«Проблема построения CPM-системы заключается в том, что большинство организаций внедряют отдельные ее компоненты последовательно и несвязно между собой, - подчеркивает Гэри Кокинз. - Однако наибольшая синергия и максимальные ее возможности достигаются лишь при их интеграции, а также встраивании аналитических средств в используемые технологии. В условиях кризиса и неопределенности экономической среды особенно важными становятся аналитические средства прогнозирования, помогающие учесть возможные изменения и заранее принять необходимые меры».

Интерес к концепции CPM, по мнению Гэри Кокинза, обусловлен рядом факторов. Наиболее важные из них - неудачи при реализации стратегии компании, повышение требований к отчетности, необходимость оперативно принимать правильные решения, недоверие к системе подготовки управленческой отчетности с точки зрения ее прозрачности, сомнительное бюджетирование (плохое планирование использования ресурсов), неудовлетворительное управление цепочками поставок, недостижение ожидаемой окупаемости вложений из-за слабой интеграции ИТ-систем.
 

Консультант компании SAS Гэри Кокинз

Сегодня тяжелая ситуация заставляет руководство пересмотреть подходы к управлению компанией, в том числе ее стратегию и взаимоотношения с клиентами. Стратегия не может быть статичной, и здесь важно, считает Г. Кокинз, чтобы все менеджеры и сотрудники компании понимали новые приоритеты и стремились к их реализации. Составление карты стратегии, определение и мониторинг ключевых показателей - задача высшего руководства. Для ее детальной формализации и разработки способов достижения поставленной цели (определения ключевых проектов, инициатив, процессов, а также измерения ключевых показателей) необходимы усилия всех сотрудников компании. Это особенно важно потому, что одна из главных трудностей внедрения CPM-систем заключается в традиционном сопротивлении людей неизбежным изменениям, которые влечет за собой новый подход к ведению дел.

В условиях кризиса и экономической неопределенности особенно важными, считает г-н Кокинз, становятся аналитические средства прогнозирования, помогающие учесть возможные изменения и заранее принять необходимые меры. «Фактические данные, по сути, не дают возможности эффективно управлять компанией. Сегодня важно понять не только то, что случилось и где потеряны деньги, а, наоборот, на чем их можно заработать и что произойдет, если сделать так, а не иначе, - подвел итог Гэри Кокинз. - Поэтому аналитика и прогнозирование становятся конкурентным преимуществом компании». В ходе семинара г-н Кокинз представил свою новую книгу, еще не переведенную на русский язык, - «Performance Management: Integrating Strategy Execution, Methodologies, Risk and Analytics». Предыдущая его книга «Управление результативностью», изданная на русском языке при содействии компании SAS Россия/СНГ, стала бестселлером. В семинаре приняли участие представители банковского сообщества и других финансовых институтов, телекоммуникационных организаций, учебных и научных институтов, предприятий реального сектора экономики.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования