Конференции и выставки

Транспортная инфраструктура - перспективный сегмент инвестиционного рынка


В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне в Москве прошла 14-я Международная выставка по грузоперевозкам, транспорту и логистике «ТрансРоссия-2009». В ее рамках состоялась одноименная конференция. Выставка проходила под патронатом Министерства транспорта Российской Федерации. Официальную поддержку мероприятию оказали также Комитет по транспорту Государственной думы Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги», Российский союз промышленников и предпринимателей, ряд других организаций и ассоциаций. Организатором мероприятия, как всегда, стала компания ITE.

Выступивший на открытии выставки министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин отметил, что за годы своей работы выставка «ТрансРоссия» заняла прочную позицию крупнейшего транспортного форума, основной целью которого является представление современных технологий грузоперевозок, демонстрация возможностей привлечения транзитных грузов, содействие реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры страны с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций.

Впервые «ТрансРоссия» проходила в условиях мирового экономического кризиса. Известно, что в такие периоды организации в первую очередь сокращают рекламные бюджеты, отказываются от участия в разного рода представительских мероприятиях. «ТрансРоссия» собрала полные залы участников в престижном месте на очень недешевых площадях. Почему же?

Ответ дал старший вице-президент ОАО «РЖД» Б.М. Лапидус. На открытии выставки он сказал: «Выставка - это явление, предназначенное для обмена идеями, инициативами и опытом, установления деловых контактов. Именно это нужно в кризис для того, чтобы обеспечить эффективный рост экономики и скорее покинуть этот пласт истории».

В приветствии, направленном участникам выставки, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин подчеркнул: «Железные дороги всегда играли системообразующую роль в экономике России, были и оставались важнейшей транспортной сетью, обеспечивающей перевозки пассажиров и грузов на Евроазиатском пространстве. Именно поэтому их бесперебойная работа, базирующаяся в том числе и на новейших технических достижениях, представляется первостепенно важной для страны.

Но на чем должна основываться эффективность этого процесса сейчас, в непростых условиях мирового финансового кризиса? Мне представляется, что лишь инновационный, высокотехнологичный путь развития может не только поддержать отрасль на плаву, но и придать ей дополнительный импульс».

Антикризисная тема была основной на этом представительном форуме. И это неудивительно. Именно инфраструктурные проекты считаются тем локомотивом, который может и должен вывести экономику на подъем. Так, по словам министра транспорта, «в рамках антикризисной программы правительства развитию транспортной инфраструктуры уделено значительное внимание. Основной задачей является сохранение потенциала отрасли и завершение приоритетных инфраструктурных проектов».

Об этом же говорил в своем выступлении на международной конференции по грузоперевозкам, транспорту и логистике, проходившей в рамках выставки,

Б.М. Лапидус, отметивший, что стратегическое развитие железных дорог многократно доказывало свою эффективность с точки зрения стимулирования развития экономики. «Франция перенесла строительство четырех высокоскоростных дорог с 2013 г. на 2010 г., поскольку это позволяет создать спрос, новые рабочие места и вывести экономику на новый уровень. Мы уверены, что тот минимальный вариант стратегии развития железных дорог до 2030 г., в котором предусмотрено сокращение инвестиций на 30%, будет выполнен даже с учетом кризиса», - сказал он.

В выставке приняли участие около 500 компаний из 33 стран. Среди участников - крупнейшие российские и зарубежные грузоперевозчики, логистические операторы, порты и терминалы, железные дороги, производители транспортного и складского оборудования, погрузо-разгрузочной техники, программного обеспечения, навигационных систем, лизинговые компании. Большой стенд представили Российские железные дороги. С отдельными экспозициями выступили некоторые дочерние общества ОАО «РЖД», в частности Первая грузовая компания, ТрансКонтейнер.

Начальник управления корпоративных коммуникаций Первой грузовой компании П.В. Пчельников, объясняя, почему компания участвует в этой выставке, рассказал, что в организации отслеживаются все профильные мероприятия. «К участию в каждой выставке мы стараемся подходить творчески, не просто поставить стенд, а организовать работу менеджеров. Для того чтобы иметь возможность привлечь клиентов, заключить в перспективе какие-то договоры. Мы считаем важным не просто организовать стенд, а привлекать к нему посетителей и специалистов. Наши сотрудники подходят к другим стендам, рассказывают, привлекают клиентов для того, чтобы они пришли сюда, и мы имели возможность профессионально пообщаться с ними. И создать о себе хорошее, профессиональное впечатление.

Когда мы участвуем в выставках наших потенциальных грузовладельцев, мы, безусловно, ставим перед собой маркетинговые цели. Там также присутствуют наши коммерсанты, маркетологи, и цель, как у всех, - это привлечение дополнительных клиентов. Там большее значение имеет коммерческая составляющая и меньшее - имиджевая.

На транспортных мероприятиях нас все знают, мы достаточно крупная компания, и там основная цель все-таки имиджевая, сформировать образ сильной, респектабельной компании, социально значимой, а главное - профессиональной компании. И на «ТрансРоссии» мы ставим перед собой именно эту цель. Тем не менее здесь обязательно присутствуют специалисты из коммерческого блока, ремонтники, производственники. Это делается для того, чтобы любой посетитель нашего стенда, потенциальный партнер вне зависимости от того, является он нашим клиентом или нет, получил ответы на все свои вопросы.

На кризис компания отвечает еще большими усилиями. Мы стараемся систематизировать свою работу, использовать кризис для того, чтобы совершенствоваться. Кризис заставляет нас внедрять новые технологии».

Больше половины участников - зарубежные компании. Шесть государств - Германия, Финляндия, Испания, Литва, Эстония и Латвия - сформировали свои национальные стенды.

Финские компании всегда были активными участниками выставки «ТрансРоссия», и их участие постоянно расширяется. В этом году в рамках выставки прошел Международный российско-финляндский форум по транспорту и логистике. На нем отмечалось положительное развитие двусторонних отношений в сфере транспорта. Объемы перевозок между Россией и Финляндией в 2008 г. составили: автомобильным транспортом - 8059,7 тыс. т, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом - свыше 432 тыс. чел., транзитные перевозки через железнодорожные российско-финляндские пограничные переходы в Финляндию и третьи страны - 15,5 млн. т, общий объем перевозок грузов на морских судах - около 2000,3 тыс. т.

Выступивший на форуме министр транспорта России И.Е. Левитин отметил важность интеграционных процессов. По его мнению, в условиях экономического кризиса сотрудничество между Россией и Финляндией необходимо рассматривать в глобальном аспекте. В частности, в рамках «Северного измерения», Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева Евро-Арктического региона.

«Хочу обратить внимание представителей российского и финляндского бизнеса на то, что в условиях сложной прогнозируемости фондового и валютного рынков вложения в инфраструктурные проекты становятся одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка», - подчеркнул министр.

Формат участия финских фирм и компаний также становится все более значимым. Если в первые годы работы «ТрансРоссии» они в большинстве своем группировались под крышей общего национального стенда, то впоследствии вышли за его рамки и стали формировать собственные экспозиции. Примером может служить порт Хамина, откуда еженедельно, несмотря на кризис и общий спад грузооборота, идут контейнерные поезда в Санкт-Петербург. Одно время он выставлялся на национальном стенде, выступал спонсором конференции. Два года назад вообще не участвовал в выставке, его представители приезжали в качестве посетителей. В этом году порт выставил свою экспозицию на большом стенде, не уступающем стенду Финских железных дорог.

Директор по развитию и маркетингу порта Хамина Эса Эерикяйнен так объясняет присутствие здесь порта: «ТрансРоссия» - крупнейшая выставка по грузоперевозкам и логистическим услугам и маркетингу в России и самое большое событие. И компании, желающие вести бизнес на российском рынке, должны в ней участвовать. Мы ищем клиентов в разных отраслях промышленности, которые могут воспользоваться услугами порта Хамина и более чем 70 компаний, расположенных на территории порта. В этом году объемы перевозок через наш порт, как и во всех портах мира, заметно упали, и год начался с очень негативных показателей по сравнению с прошлым годом, но мы ищем новые возможности, прилагая маркетинговые усилия, и надеемся, что вторая половина года будет значительно лучше».

Тесно сотрудничают с Российскими железными дорогами железные дороги Финляндии. Регулярно проходят встречи руководителей всех уровней. ОАО «ТрансКонтейнер» и Финские железные дороги учредили совместное предприятие «КонтейнерТранс Скандинавия», которое и является оператором контейнерного поезда, курсирующего из портов Хамина и Котка в Санкт-Петербург. Финские железные дороги являются партнером компании «РейлТрансАвто», 51% акций которой принадлежит ОАО «РЖД» и которая занимается перевозкой автомобилей из финских портов.

По мнению начальника по сбыту Финских железных дорог Ари-Пекка Тюнюса, выставка «ТрансРоссия» для них прежде всего имиджевое мероприятие. «Мы не можем не присутствовать здесь, даже если не будет никаких бизнес-результатов, потому что это наш мир. Но все равно бизнес-результаты бывают на каждой выставке». Так, на этой выставке был подписан договор о транспортном обслуживании с ЗАО «Евросиб СПб-ТС».

«Этот договор позволяет нашему партнеру выставлять своему клиенту в СНГ сквозную ставку до любого порта Финляндии, и далее при необходимости мы можем обеспечить перевалку и транспортировку этого груза, допустим, в Швецию на пароме. Широко были представлены на выставке «ТрансРоссия» морские порты. Причем зарубежные шире, чем отечественные. Между тем именно от деятельности отечественных портов во многом зависит реализация целей подпрограммы «Экспорт транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Там прямо указано, что «российские морские порты в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном бассейнах являются входными пунктами международных транспортных коридоров («Транссиб», «Север - Юг», «Европа - Западный Китай»). Для решения этих задач будут реализованы проекты комплексного развития Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, создания комплексного транспортного узла на базе порта Тамань, морских портов Восточный, Находка и Ванино (на восточном направлении)». Новороссийский морской торговый порт представил на выставке «ТрансРоссия» свою экспозицию, на которой были показаны проводимые мероприятия по комплексному развитию этого транспортного узла. А вот стенды Мурманского порта, а также ведущих портов Дальнего Востока разыскать не удалось.

На стенде Росморпорта расположились представители его Калининградского филиала, поэтому речь зашла о взаимодействии портовиков с Калининградской железной дорогой. Взаимоотношения эти, как рассказал заместитель директора филиала А.Ф. Деменюк, строятся вокруг перевалки грузов в железнодорожных вагонах через паромные линии Балтийск - Усть-Луга (Ленинградская обл.) и Балтийск - Засниц (Германия).

И эти взаимоотношения наладились по линии Балтийск - Усть-Луга, где сейчас паром на Балтийск ходит каждые четыре дня полностью загруженный как в одном направлении, так и в другом. Это означает, что порт нормально взаимодействует с Калининградской дорогой, нормально подаются и убираются вагоны и время обработки парома как железнодорожниками, так и портовиками меньше, чем предусмотрено оператором парома - Балтийской судоходной компанией. Если поначалу были проблемы, в основном связанные с нехваткой крытого железнодорожного подвижного состава, то теперь они решены и даже ведется работа над постановкой на эту линию второго парома. При этом портовики особенно подчеркивают важную роль начальника Калининградской железной дороги И.С. Беседина в организации не просто взаимодействия, а настоящего партнерства.

Традиционно на выставке посетители смогли познакомиться и с новым подвижным составом, погрузо-разгрузочной техникой, оборудованием для портов, складов, а также запорно-пломбировочными устройствами. Свои экспозиции представили, в частности, «Уралвагонзавод», «Русская корпорация транспортного машиностроения», «Крюковский вагоностроительный завод», «Азовмаш», итальянская компания «Зефир», Быховский машиностроительный завод, компания «Кран Сервис Плюс» и др.

Выставка «ТрансРоссия» показала готовность транспортного комплекса страны и мира быть и стать тем локомотивом, который способен вывести экономику из кризиса. В рыночных условиях, конкурируя между собой, транспортники одновременно сотрудничают и взаимодействуют. Будущее - за комплексными партнерскими проектами.

Б.С. Ицкович,
спец. корр. журнала