Конференции и выставки

Expo 1520. Смотр инновационных достижений


Выступление старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича на пленарном заседании III Международной конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты»

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. намечены ключевые задачи, решение которых базируется на идеологии инновационного прорыва. Важнейшим документом, определяющим стратегию инновационного развития, а также целевые параметры ОАО «РЖД» на период до 2015 г., является Белая книга ОАО «РЖД». Ее логическим продолжением стала Концепция единой технической политики холдинга «РЖД» (рис. 1). Эти документы полностью согласуются с целями государства в области высоких технологий.

За счет заказов Российских железных дорог и других, созданных в ходе реформы железнодорожных компаний отечественное транспортное машиностроение получило мощный импульс развития. Сейчас, в период рецессии, заказы для российской промышленности - самая действенная мера борьбы с кризисом. ОАО «РЖД» активно реализует новые подходы к разработке и приобретению подвижного состава, направленные на снижение стоимости его жизненного цикла, что позволяет минимизировать и совокупную стоимость.

Уральским заводом железнодорожного машиностроения освоено производство нового грузового электровоза 2ЭС6 (рис. 2). При его создании использованы инновационные технические решения, в том числе моторно-осевые подшипники качения, тяговые двигатели с независимым возбуждением и др.

Совместно с компанией «Трансмашхолдинг» начата разработка двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20 (рис. 3). Намечается, что его пробег достигнет 12 млн. км, т.е. будет в 2,5 раза больше, чем у существующих электровозов, а средняя протяженность участков обращения увеличится втрое и составит 2 тыс. км. Повышенные технико-экономические показатели электровоза ЭП20 позволят ему заменить в течение своего срока службы не менее четырех электровозов переходного периода. Эта машина станет основой для электровозов нового поколения, в том числе с асинхронными тяговыми двигателями.

В короткий срок создан новый грузовой тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями (рис. 4). Его разработчики столкнулись с серьезной проблемой отсутствия сегодня в России производства дизелей нового поколения. Технологическое отставание от ведущих мировых производителей составляет более 15 лет. Создание новых дизелей - это потребность не только железнодорожной отрасли, поэтому в компании сформирована межотраслевая рабочая группа в составе ОАО «РЖД», Трансмашхолдинга, Государственной корпорации «Ростехнологии», Росатома.

К основным задачам, которые ОАО «РЖД» должно решить совместно с промышленностью в области локомотивостроения, относится освоение серийного производства в течение двух лет тепловозов «Витязь», пассажирских электровозов ЭП20, с 2011 г. - электровозов с асинхронным тяговым приводом и осевой нагрузкой 27 тс, а с 2012 г. - дизелей нового поколения мощностью от 1500 до 4000 л.с.

Одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей промышленности стало вагоностроение. Сегодня на территории России строятся современные заводы, технология производства которых разработана лучшими мировыми производителями.

В последние годы в области создания пассажирского подвижного состава реализован целый ряд инновационных решений: кузов из коррозионностойких сталей со сроком службы, увеличенным с 28 до 40 лет; самые совершенные на сегодняшний день системы жизнеобеспечения и безопасности пассажиров.

В 2008 г. на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» изготовлен опытный образец двухэтажного купейного пассажирского вагона, рассчитанного на 64 пассажира. В настоящее время вагон проходит предварительные испытания.

Принципиально новым подходом к конструкции грузового вагона явилось создание вагонов с нагрузкой на ось 27 тс. Компанией построены первые в стране два опытных полувагона для перевозки угля с осевой нагрузкой 27 тс и грузоподъемностью 83 т (рис. 5). Для них в ОАО «ВНИКТИ» разработана новая тележка, снижающая негативное воздействие на путь при увеличении грузоподъемности вагонов. Это позволит перевозить в каждом составе дополнительно до 1850 т угля.

В целях эффективной реализации возможностей России на рынке контейнерных перевозок налажено сотрудничество с лидером европейского вагоностроения АО «Татравагонка» (Словакия). Ведутся работы по подготовке к испытаниям платформы сочлененного типа, позволяющей перевозить 45-футовые контейнеры (рис. 6). Даже при эксплуатации сочлененной платформы из двух секций экономический эффект получается в 1,5 раза выше, чем при использовании существующих 80-футовых платформ. Также ведется совместная разработка крытого универсального вагона повышенной грузоподъемности (74 т) с осевой нагрузкой 25 тс.

Принципиально новым решением, направленным на повышение эффективности диагностики подвижного состава на ходу поезда, стала система акустического контроля буксовых узлов (рис. 7), разработанная ОАО «РЖД» совместно с ОАО «ГРЦ им. Макеева». Система обнаруживает дефекты на самых ранних стадиях задолго до начала перегрева подшипника.

ОАО «РЖД» как крупнейший корпоративный потребитель энергоресурсов в России придает приоритетное значение повышению энергоэффективности производственной деятельности. В компании принята энергетическая стратегия. За четыре года ее реализации финансовый результат энергосбережения составил 6,7 млрд. руб.

В 2008 г. был осуществлен ряд пилотных проектов по внедрению светодиодных систем освещения станций, пассажирских платформ, помещений депо, пассажирских вагонов и салонов электропоездов (рис. 8). В результате потребление электроэнергии на опытных объектах снизилось более чем на 40%. Широко применяются светодиодные оптические системы и в железнодорожной автоматике, разрабатываются соответствующие требования на создание светодиодных локомотивных осветительных приборов.

С учетом мирового опыта на базе серийного тепловоза ЧМЭ3 создан опытный образец тепловоза с двухдизельной силовой установкой, позволяющий обеспечить экономию топлива по сравнению с серийными тепловозами ЧМЭ3 не менее чем на 6%.

По инициативе ОАО «РЖД» для промышленных предприятий, а также для использования в легкой маневровой работе разработан двухосный маневровый тепловоз малой мощности (600 л.с.) ТЭМ31. Его энергоэффективность в 1,5 раза выше, чем у тепловоза ЧМЭ3, а экономия за счет снижения эксплуатационных расходов может достигать 1 млн. руб. в год.

Эффективным направлением в области энергосбережения является использование системы прогрева дизеля тепловоза. Эксплуатация маневровых тепловозов, оборудованных системой прогрева «Гольфстрим», подтвердила возможность экономии до 15% дизельного топлива. Проводится массовое внедрение этой инновационой разработки. Требование наличия такой системы включено в состав технических требований на поставку новых тепловозов.

Перед ОАО «РЖД» поставлена задача замещения к 2030 г. природным газом до 30% дизельного топлива, расходуемого автономными локомотивами. В рамках реализации энергетической стратегии создан первый в мире магистральный грузовой газотурбовоз ГТ1-001 на сжиженном природном газе мощностью 8300 кВт. Высокие тяговые показатели газотурбовоза позволили провести поезд весом 15 000 т, что является мировым рекордом для автономных локомотивов с одной силовой установкой. Стоимость жизненного цикла газотурбовоза (0,98 млрд. руб.) почти на 20% ниже, чем у магистрального тепловоза 2ТЭ116. При этом вредные выбросы газотурбинной установки более чем в 5 раз ниже предусмотренных нормативными требованиями к дизелям директивы ЕС 2012 г., а уровень внешнего шума соответствует требованиям государственных стандартов. Разработанные при создании газотурбовоза криогенные технологии могут использоваться на других видах транспорта и в оборонной отрасли.

В целях обеспечения устойчивого развития национального транспортного машиностроения, повышения качества и надежности железнодорожной техники 27 апреля 2009 г. подписана Хартия о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, к которой в настоящее время присоединилось более 60 предприятий. Основными принципами Хартии являются:
маркированный список постоянная оптимизация затрат на производство без ухудшения качества и безопасности железнодорожной техники;
маркированный список безусловное выполнение требований соглашений и договоров с ОАО «РЖД» по согласованным ценам;
маркированный список стабилизация и снижение цены на производимую продукцию без потери ее качества;
маркированный список создание инновационных продуктов в сфере железнодорожного машиностроения;
маркированный список переход с ресурсного (затратного) метода определения цены железнодорожной техники на метод определения цены с учетом стоимости всего жизненного цикла продукции;
маркированный список соответствие производимой продукции требованиям технических регламентов и стандартов, а также требованиям в области энергосбережения и энергоэффективности;
маркированный список гармоничное решение экономических и социальных задач развития железнодорожной отрасли;
маркированный список партнерство с региональными и местными властями, институтами гражданского общества в развитии территорий и окружающего сообщества в целом.

В сложившихся экономических условиях особую значимость приобретает поддержание спроса на железнодорожную технику за счет реализации государственных инфраструктурных проектов.

Одна из ключевых задач продвижения по инновационному пути - софинансирование важнейших НИОКР. Расчеты показывают, что при отсутствии системы долгосрочного кредитования создать в короткие сроки без участия государства современные локомотивы, дизели нового поколения не представляется возможным. Усилению инновационного развития во многом будет способствовать налоговое стимулирование инновационной деятельности.

К сожалению, сегодня отсутствуют внятные требования к оценке технического уровня и новизны создаваемых инновационных продуктов. Оптимизация таможенного регулирования позволит ускорить трансферт передовых технологий.

Повышению мотивации частного бизнеса к инновационным вложениям во многом будет способствовать законодательное распределение прав и обязанностей участников на основе государственно-частного партнерства. Решение этих и других проблем необходимо осуществить на основе принятия специального закона об инновациях.