«КосмоТранс-2009»: итоги и перспективы

С.Е. Ададуров, генеральный директор ОАО «НИИАС», доктор технических наук, профессор
Е.Н. Розенберг, первый заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор
И.Н. Розенберг, заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор
Н.В. Сазонов, заместитель заведующего отделением ОАО «НИИАС», кандидат технических наук


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В Москве 27-28 июля 2009 г. состоялись Третья международная научно-практическая конференция и выставка «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта» («КосмоТранс-2009»). Отчет о мероприятии и основные выступления форума опубликованы в журнале «Железнодорожный транспорт» в № 9 за этот год. Редакция попросила обобщить результаты конференции и выставки, подвести их итоги и прокомментировать принятые решения и рекомендации руководителей и специалистов ОАО «НИИАС», одного из организаторов форума.

Наглядным подтверждением активной деятельности ОАО «РЖД» и сотрудничающих с ним компаний послужила выставочная экспозиция «КосмоТранс-2009», на 42 тематических стендах которой разработчики инновационных спутниковых технологий и производители аппаратуры потребителей, программных средств и автоматизированных информационно-управляющих систем на основе ГЛОНАСС/GPS представили образцы своей продукции, наиболее применимой на железнодорожном транспорте.

Какие же выводы можно сделать по результатам форума? Во-первых, конференция наглядно продемонстрировала целенаправленную и системно выстроенную работу организаций и служб ОАО «РЖД» по внедрению спутниковых технологий в строгом соответствии с такими основополагающими документами, как Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (Стратегия-2030), Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД») и Концепция и Программа внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО «РЖД».

За короткий срок с начала проведения тематических конференций и выставок «Космотранс» в 2007 г. в ОАО «РЖД» выполнен комплекс НИОКР и внедренческих работ, последовательно реализующих принятую компанией стратегическую концепцию движения от отдельных технических решений и технологий к созданию комплексных информационно-управляющих систем в сферах обеспечения безопасности, управления движением, перевозочным процессом и логистическими операциями, мониторинга состояния инфраструктуры, инженерно-геодезического обеспечения работ по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.

Особое внимание было уделено созданию в ОАО «РЖД» единого координатного пространства и единой системы ведения баз геопространственных данных (электронных карт) на базе ГИС РЖД, позволяющих создать надежный механизм интеграции и синхронизации различных прикладных информационно-управляющих систем.

С помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и информационных сервисов на их основе хозяйствам и службам ОАО «РЖД» будет предоставлена гарантированная возможность с высокой точностью определять дислокацию и параметры движения пассажирских и грузовых поездов, в том числе со специальными и опасными грузами, специальных самоходных подвижных средств, путейских бригад, контролировать их движение, а также оценивать параметры состояния бортовых систем. Наличие высокоточного навигационного поля, формируемого с помощью систем дифференциальной коррекции ГЛОНАСС/GPS, будет напрямую содействовать сокращению затрат на инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатацию железных дорог. Непрерывный мониторинг пространственных параметров железнодорожного пути и иных объектов инфраструктуры обеспечит безопасность движения и принятие своевременных мер по предупреждению и устранению негативных процессов. В целом, по проведенным технико-экономическим исследованиям, окупаемость затрат на рассмотренные выше инновационные спутниковые технологии не превышает трех лет.

Конференция и особенно выставочная экспозиция продемонстрировали явный прогресс в области производства отечественной навигационной аппаратуры потребителей, программного обеспечения и услуг по внедрению результатов космической деятельности в интересах развития транспортного комплекса страны. Перспективы и стратегические направления дальнейшего развития применения спутниковых технологий на железных дорогах России нашли отражение в решениях «Космотранс-2009».

Приоритетной задачей в сфере внедрения инновационных спутниковых технологий на железных дорогах России на период до 2015 г. участники конференции определили стратегический переход к созданию новейших комплексных систем интеллектуального железнодорожного транспорта, включая безопасность движения, интервальное регулирование движения поездов и управление перевозочным процессом при использовании динамического контроля за перемещением подвижного состава, пассажиров и грузов в режиме реального времени. Особое внимание при этом должно быть уделено созданию интеллектуальных систем управления поездной и станционной работой, новых поколений информационных систем моделирования и анализа перевозочного процесса, формированию ситуационных центров, комплексное внедрение которых обеспечивает достижение синергетического эффекта от внедрения инноваций в данной области.

Для этого усилия разработчиков в период 2009-2011 гг. должны быть нацелены на создание комплексных многоуровневых систем безопасности движения с использованием нового поколения локомотивных устройств безопасности, спутниковых технологий и цифрового радиоканала. Предстоит разработать системы интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала для повышения плотности поездопотоков и пропускной способности железных дорог, уделив особое внимание внедрению указанных технологий на малодеятельных участках железных дорог, в труднодоступных местностях со сложными природно-климатическими условиями.

Отмечена необходимость использования спутниковых технологий для контроля и управления подвижным составом в целях ресурсосбережения (экономии энергопотребления, топлива и снижения износа в системе «колесо-рельс»). Должны быть созданы принципиально новые комплексные системы диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, позволяющие перейти к осуществлению ремонтов по фактическому состоянию, разработано высокоточное координатное и планово-картографическое обеспечение на основе применения спутниковой навигации и высокоразрешающей съемки для целей снижения затрат и трудоемкости при проведении инженерно-геодезических изысканий на этапах проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог. Требуется создать технологии:

* оптимизации работы путевой ремонтной техники в период «окна» в увязке с управлением поездной работой с целью обеспечения максимальной пропускной способности железных дорог;

* оптимизации работы инфраструктурных хозяйств за счет повышения уровня автоматизации и перехода от информационных к информационно-управляющим системам на основе объективной информации о движении подвижного состава, состоянии путевого хозяйства и инфраструктуры, получаемой с помощью средств космической навигации, мониторинга и связи;

* спутникового контроля перевозок опасных грузов с целью предупреждения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

* спутникового мониторинга для предупреждения рисков неблагоприятных воздействий на железнодорожную инфраструктуру потенциально опасных природно-техногенных процессов и минимизации затрат на устранение возможных последствий.

Участники конференции особо отметили положительный опыт разработки в ОАО «РЖД» системы получения, обработки и представления результатов пользователям в различных службах и хозяйствах на платформе ГИС РЖД. Рекомендовано продолжить работы по созданию единой информационно-коммуникационной среды сбора, обработки и представления информации о местоположении и параметрах движения всех видов подвижных средств, оборудованных навигационно-связными устройствами, на железных дорогах общего пользования на основе вычислительных мощностей ОАО «РЖД» на всей сети железных дорог. Перспективность такого подхода заключается в возможности реализации единой для всей сети железных дорог России геоинформационной базы данных цифрового описания (электронных карт) железных дорог на перегонах и на путевом развитии станций с увязкой применяемых спутниковых систем координат и линейной железнодорожной системы координат (км/пикет).

Учитывая реальные потребности железнодорожного транспорта в высокоточном координатном обеспечении, участники конференции рекомендовали Минтрансу России, Минпромторгу России, Роскосмосу, Росжелдору и ОАО «РЖД» разработать и внедрить технические решения по развитию широкозонных и наземных региональных систем дифференциальной коррекции спутниковой координатно-временной информации ГЛОНАСС/GPS. Основная цель внедрения - достижение точностных и эксплуатационных характеристик, необходимых для массового применения спутниковых технологий в задачах управления инфраструктурой, мониторинга и диагностики состояния пути, инженерно-геодезических изысканий при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации железных дорог на всех стадиях жизненного цикла.

В качестве наиболее перспективного направления развития бортовой аппаратуры, устанавливаемой на объектах подвижного состава, разработчикам спутниковой навигационной аппаратуры потребителей (НАП) рекомендовано обратить особое внимание на необходимость разработки и производства отечественных интегрированных спутниково-инерциальных систем (ГНСС+ИНС). Такие системы обеспечивают высокие точностные характеристики, непрерывность и устойчивость решения навигационной задачи.

Отметив имеющееся заметное отставание нормативной правовой базы применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, участники конференции рекомендовали Комитету по транспорту Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Минтрансом России, Роскосмосом, Росжелдором и ОАО «РЖД» осуществить в возможно короткий срок разработку и принятие нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования спутниковой навигационной аппаратуры на средствах подвижного состава, используемых для перевозки опасных грузов по железным дорогам общего пользования, независимо от формы собственности на них у грузоперевозчиков и грузоотправителей. Учитывая достигнутые в 2007-2009 гг. высокие технико-экономические показатели от внедрения спутниковых технологий на участках Челябинск - Рыбное, Сызрань - Сенная, Котельнический ход и др., в решения конференции включены рекомендации по использованию технических средств и систем на основе инновационных спутниковых технологий в инвестиционных проектах развития инфраструктуры транспортных направлений.

В качестве приоритетного направления было отмечено создание «сквозной» технологии комплексного применения современных методов аэрокосмической, воздушной и наземной лазерной, оптико-электронной, тепловизионной и георадарной съемки для формирования в ОАО «РЖД» единой системы баз геопространственных данных инженерно-геодезических изысканий при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации железных дорог.

Особое внимание в решениях «Космотранс-2009» уделено совершенствованию нормативной правовой базы в сфере внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте и транспортном комплексе страны в целом. В целях обеспечения качества поставляемой для нужд железнодорожной отрасли спутниковой навигационной аппаратуры и оказываемых на ее основе услуг предлагается считать обязательным включение в условия проведения торгов требований по сертификации указанной продукции, работ (услуг), включая соответствие требованиям по безопасности на железнодорожном транспорте, а также систем менеджмента качества предприятий и организаций, принимающих участие в конкурсах и аукционах.

В решениях «Космотранс-2009» отмечена особая важность проведения комплекса неотложных мероприятий по подготовке специалистов для служб и хозяйств ОАО «РЖД» для работы с новейшими инновационными спутниковыми технологиями, оборудованием и программным обеспечением.

В частности, ведущему вузу в этой области - МИИТу рекомендовано подготовить обоснование, а Росжелдору выйти с предложением к Министерству образования и науки России о совершенствовании существующих учебных программ. Речь, в частности, идет о создании новых специальностей по применению спутниковых технологий и систем цифровой связи на железнодорожном транспорте. МИИТу также предложено организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации специалистов ОАО «РЖД» по применению космических и спутниковых технологий на железнодорожном транспорте.

Одновременно участники конференции рекомендовали ОАО «РЖД» в рамках успешно реализуемой молодежной политики продолжить выделение грантов на проведение молодыми учеными и специалистами разработок в области внедрения инновационных спутниковых технологий на железнодорожном транспорте.

В целом, отметив актуальность, высокий научный уровень и эффективную организацию проведения «Космотранс-2009», участники конференции обратились к ОАО «РЖД» с просьбой продолжить ежегодное проведение международных научно-практических конференций и специализированных выставок по проблемам применения спутниковых технологий и систем цифровой связи на железнодорожном транспорте.

Принятые решения созвучны общим выводам, сделанным руководителями ОАО «РЖД» и аппарата Правительства Российской Федерации. Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А. Гапанович отметил, что принятое три года назад решение о проведении отраслевой международной научно-практической конференции по спутниковым технологиям было верным. Сегодня отчетливо видна положительная динамика развития мероприятия. С каждым днем спутниковые технологии все глубже и органичнее вписываются в технологические процессы и хозяйственную деятельность компании. Но эффект мог быть значительно выше, если бы удалось сделать их использование сквозным - для железнодорожного, морского и других видов транспорта. Достигнутые в результате такого применения спутниковых технологий сокращение времени простоя вагонов на пограничных переходах, оптимизация погранично-таможенных и погрузочно-разгрузочных операций и другие преимущества обеспечили бы огромный экономический выигрыш для всей транспортной отрасли и национальной экономики в целом.

Такого же мнения придерживается директор Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации А.С. Мишарин, отметивший, что государственная политика в области инноваций ориентирована на создание условий для повышения производительности труда, сокращения расходов материальных ресурсов во всех технологических процессах. В транспортной области такая задача требует снижения непроизводительных затрат на стыках различных видов транспорта в составе транспортных коридоров, а также улучшения технологической дисциплины во всех элементах перевозочного процесса.

В современных условиях решить задачу оптимизации и повышения эффективности управления инфраструктурой и безопасностью на современном транспорте без применения спутниковых технологий невозможно. Хочется надеяться, что богатый опыт, накопленный ОАО «РЖД» в этой области, окажется полезным и востребованным в масштабах всей транспортной отрасли России.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования