Информационные технологии: поступательное движение

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Санкт-Петербургская конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс») уже давно стала признанным форумом, на котором ИТ-специалисты отрасли подводят итоги и намечают текущие и перспективные планы. В этом году она собралась в 14-й раз. О ее значении свидетельствует сам факт проведения подобного мероприятия.

Не секрет, что в связи с кризисом многие традиционные совещания и конференции не состоялись. «Инфотранс-2009» прошел практически при таком же количестве участников и спонсоров, как и в предшествующие годы. Традиционно организаторами конференции стали ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога, Петербургский государственный университет путей сообщения, компания Digital Design, Академия транспорта.

В этом году форум проходил под знаком 200-летия ПГУПСа и транспортного образования в России. И это не случайно - ведь он вырос из институтского мероприятия и превратился в международную научно-практическую конференцию. Во вступительном слове проректор университета В.В. Сапожников отметил значимую роль вуза в истории страны. Именно с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения началось формирование высшей технической школы в России. В стенах этого института впервые в России стали создаваться научные школы. И конференции «Инфотранс» можно считать одним из научных продуктов таких школ.

В работе пленарного заседания конференции, секций и круглых столов приняли участие ведущие специалисты ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ, проектных и научно-исследовательских транспортных организаций России и других стран СНГ. Присутствовали руководители и специалисты транспортных организаций, ответственные за внедрение и эксплуатацию информационных технологических систем и систем связи, ученые и преподаватели транспортных вузов стран СНГ и других государств, представители компаний - разработчиков комплексных информационных систем на транспорте, а также фирм - производителей средств вычислительной техники, телекоммуникаций и программного обеспечения.

Заместитель главного инженера Октябрьской магистрали С.Н. Мешалкин, приветствовавший участников форума, подчеркнул, что деятельность компании уже невозможно представить без достижений в области информационных технологий. Это обусловлено в первую очередь тем, что они стали одним из мощных рычагов управления бизнес-процессами.

Октябрьская железная дорога активно использует в своей деятельности информационные технологии. Так, разрабатываемый для высокоскоростного участка Санкт-Петербург - Москва комплекс «Автодиспетчер» наряду с принципиально новой для России технологией предоставления информации о движении поездов, состоянии технических средств и инфраструктуры изменяет и технологию диспетчерского управления движением поездов. С 2006 г. на дороге развивается система мониторинга технического состояния инфраструктуры. С момента ее внедрения было своевременно выявлено и устранено свыше 26 тыс. предотказных состояний устройств. В текущем году на трех дистанциях электроснабжения в опытную эксплуатацию вводятся системы телеметрии тяговых подстанций. Эти новые информационные технологии позволили более чем в 2 раза увеличить производительность обслуживания быстродействующих выключателей.

С основным докладом на тему «Перспективы развития корпоративной информатизации в условиях реформирования холдинга ОАО «РЖД» выступил первый заместитель начальника Департамента информатизации и корпоративных процессов управления В.Э. Вохмянин. Он напомнил, что одна из основных задач реформирования отрасли состоит в организационном разделении управления холдингом и его хозяйственной деятельности. Ведется обособление видов деятельности в отдельные бизнес-единицы, называемые вертикально интегрированными структурами.

Начали хозяйственную деятельность новые структуры, появившиеся в результате очередных этапов реформирования, в частности Дирекция сбыта, Дирекция управления движением и Дирекция тяги. Подготовлен пакет документов для создания регионального центра корпоративного управления (РЦКУ) на Октябрьской железной дороге. Подобные центры позволят нивелировать изменения управления в структуре компании и проводить политику компании на территориальных полигонах.

Хозяйство информатизации, или, как его называют, ИТ-инфраструктура компании, должно соответствовать реформируемой и перспективной структуре компании. В современных условиях основными задачами хозяйства становятся совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД», расширение возможностей бизнеса компании. Оно призвано обеспечить реализацию стратегических задач управления холдингом и взаимосвязь среднесрочного плана развития ИТ-инфраструктуры со стратегией бизнеса. При этом задачи информатизации должны решаться в тесной взаимосвязи с решением задач управления деятельностью компании на основе расширенного портфельного управления.

Для соответствующего информационного сопровождения вновь создаваемых РЦКУ службам корпоративной информатизации в составе региональных центров корпоративного управления предстоит контролировать качество предоставления ИТ-услуг бизнес-единицам холдинга в регионе, координировать внедрение комплексных проектов корпоративной информатизации, вести методическое сопровождение региональных структур холдинга в области автоматизации управленческого учета и отчетности, контролировать достоверность данных статистического и управленческого учета во всех региональных структурах ОАО «РЖД».

Для реализации возложенных на систему корпоративной информации функций в течение текущего, следующего и 2011 г. предстоит воплотить в жизнь ряд инфраструктурных проектов. Один из важнейших - консолидация центров обработки данных. Определены три точки консолидации - это вычислительные центры Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому одной из основных работ является завершение консолидации грузовых перевозок, т.е. создание центральных вычислительных комплексов в этих трех точках и физический перевод в эти три центра обработки данных вычислений из региональных вычислительных центров. Комплекс грузовых перевозок Калининградской железной дороги уже переведен в Санкт-Петербург, комплекс грузовых перевозок Юго-Восточной железной дороги переведен в центр обработки данных в Москве. В 2010 г. планируется начать проектные работы по созданию центра вычислений в Екатеринбурге.

Выполняются работы по новому проекту ЕК АСУФР-2, связанные с консолидацией всех вычислений из 17 вычислительных центров в трех центрах. В частности, на новый комплекс в Санкт-Петербурге уже переведена сама Октябрьская железная дорога и готовится подключение к нему систем АСУФР-2 еще нескольких железных дорог.

Начата работа по централизации управления персональными компьютерами и стандартизации рабочих мест. В текущем году предстоит завершить внедрение автоматизированной системы управления персональными компьютерами, подключив к ней около 90% всех рабочих мест. Это позволит снизить количество ручных операций по их обслуживанию и минимизировать экономические затраты. В 2010 г. планируется расширить функционал по стандартизации настроек, применить групповые политики безопасности. Принято решение о переходе на единую систему антивирусной защиты, который планируется завершить к концу текущего года. Еще один из основных инфраструктурных проектов - модернизация электронной почтовой системы и структуры глобального каталога.

Большое внимание уделяется проектам на основе web-технологий. С 1 января 2010 г. в соответствии с распоряжением президента компании должна быть запущена электронная торгово-закупочная площадка. Этот проект сложен не столько технически, сколько технологически и организационно. Его заказчиками являются Центр конкурсных закупок ОАО «РЖД» и Росжелдорснаб. Пока на площадке проводятся торги по квалификационному отбору, а с 1 января будет запущена процедура открытых конкурсных торгов.

Реализуемые и перспективные проекты информатизации, о которых рассказал В.Э. Вохмянин, вызвали большой интерес участвовавших в работе конференции представителей компаний-подрядчиков.

На заседаниях секций и круглых столов рассматривались основные темы:
маркированный список передовые методы и технологии эксплуатации и развития инфраструктуры информатизации;
маркированный список реализация единой политики в сфере ИТ, проблемы информационного взаимодействия ОАО «РЖД», дочерних предприятий и зависимых обществ;
маркированный список проблемы обеспечения информационной безопасности на железнодорожном транспорте;
маркированный список средства и системы международного информационного взаимодействия видов транспорта;
маркированный список подготовка и переподготовка персонала для ОАО «РЖД» в области ИТ;
маркированный список проблемы обеспечения качества разработки программного обеспечения для ОАО «РЖД».

Как всегда, в рамках работы конференции действовала выставка, на которой организации и предприятия железнодорожного транспорта, компании - партнеры ОАО «РЖД» демонстрировали свои достижения. На стенде ОАО «РЖД» - самом большом и представительном стенде выставки - была представлена система, позволяющая обеспечить управление на полигоне сразу нескольких дорог, оптимизировать использование тяговых ресурсов, доля которых в эксплуатационных расходах компании порой доходит до 40%. Система запущена в опытную эксплуатацию и показала положительные результаты.

На этом же стенде посетители могли увидеть систему информационной поддержки перевозок в международном грузовом сообщении. В настоящее время обмен в российско-финляндском сообщении подтвержденными электронными накладными уже достигает 100%.

Организатор форума Петербургский государственный университет путей сообщения показал систему дистанционного обучения, внедренную на Октябрьской магистрали. На стенде еще одного организатора конференции - компании Digital Design - было показано несколько систем, уже внедренныхв ОАО «РЖД». В их числе система прогнозирования поездного положения, информационный экран руководителя, система удаленного обучения и первая очередь автоматизированной системы управления мониторингом информационных ресурсов и систем. Система прогнозирования поездного положения (АС ППП) служит поддержанию высокого уровня безопасности движения и обеспечению экономической эффективности железнодорожных перевозок.

Продемонстрированное решение «Информационный экран руководителя» - инструмент для повышения эффективности работы с информацией, в котором визуализированы основные показатели, обеспечивается возможность планирования действий руководителя, коллективный синхронный доступ для взаимодействия с помощником и подчиненными и другие функции. В настоящее время в ОАО «РЖД» идет опытная эксплуатация этого решения. Кроме того, специалисты Digital Design показывали АСУ МИРИС - подсистему управления персональными компьютерами для железнодорожников. Она создана с целью снижения затрат на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. АСУ МИРИС собирает инвентарные данные с персональных компьютеров, позволяет распространять их на прикладное программное обеспечение и его обновления. Имеется возможность удаленной поддержки пользователей и распространения обновлений. Кроме того, с помощью системы выполняется мониторинг использования программного обеспечения. Сегодня она используется почти на всех ПК ОАО «РЖД».

Компания SAS, для которой Российские железные дороги являются стратегическим партнером, продемонстрировала развитие собственных идей и технологий по трем основным направлениям: управленческий учет, пассажирские перевозки и управление рисками.

В частности, в области пассажирских перевозок активно разрабатывается программа лояльности ОАО «РЖД», исследуются проблемы маркетинга пассажирских перевозок. SAS предлагает решение аналитической части этой задачи, в том числе управление доходностью, что особенно важно в конкурентной среде.

Еще одно направление, где востребованы сегодня решения SAS, связано с управлением корпоративными операционными рисками. Для ОАО «РЖД» это, по существу, означает управление безопасностью движения. SAS предлагает ряд наработок по созданию системы управления рисками на базе своих платформенных решений. Такая система может стать основой для создающегося сегодня в ОАО «РЖД» ситуационного центра по безопасности движения.

Компания ТрансТелеКом, которая наряду со связным бизнесом становится активным игроком на рынке информационных технологий, представила свой портал информационных услуг на транспорте. Если еще два года назад это была только перспективная идея, то сегодня уже ряд компаний пользуется его услугами, имеется реальный опыт взаимодействия с надзорными органами, в первую очередь с налоговыми инспекциями. Компания предлагает интегрировать портал с системой ЭТРАН, чтобы транспортные компании, не являющиеся пользователями ЭТРАНа, могли прийти на железную дорогу и оформить в электронном виде документы, а пользователи ЭТРАНа - получить услугу любого другого вида транспорта.

Конференция показала, что в ОАО «РЖД» информационные технологии, становясь элементом инфраструктуры управления, являются реальным инструментом управления, сохраняя единое информационное пространство, единые подходы к принятию и реализации управленческих решений. Информационные технологии в отрасли стали базой, на основе которой осуществляется управление всеми видами деятельности на любом уровне.

Б.С. Ицкович, спец. корр. журнала
Фото В.А. Манахимова

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования