Конференции и выставки

Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте»


В ноябре 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте», организаторами которой выступили ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения.

В работе конференции приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты, департаментов и управлений ОАО «РЖД», железных дорог и других филиалов компании, дочерних и зависимых обществ, научных и учебных организаций, предприятий промышленности и зарубежных фирм.

Открывая форум, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович подчеркнул, что обеспечение безопасных условий труда работников, а также экологической, промышленной и пожарной безопасности является одной из приоритетных задач ОАО «РЖД».

При этом с учетом развития международного сотрудничества и партнерства с транспортными системами мирового сообщества важно привести системы управления охраной труда, окружающей средой и промышленной безопасностью к требованиям международных стандартов ILO - OSH 2001, OHSAS-18001 и ISO-14001.

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая обеспечивает снижение выброса вредных веществ в атмосферу и уменьшает загрязнение почв тяжелыми металлами. Сегодня более 85% грузов и 80% пассажиров перевозятся по электрифицированным магистралям. Энергетическая, а, следовательно, и экологическая эффективность железнодорожного транспорта в 2-3 раза выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.

В вопросах создания новых, экологичных локомотивов компания смотрит вперед. Продолжаются поиски альтернативных видов тяги для дальнейшего снижения выброса вредных веществ в атмосферу. Впервые в России совместно с предприятиями оборонной промышленности разработан магистральный газотурбовоз ГТ1 мощностью 8300 кВт. Он позволяет реализовать увеличение весовых норм по сравнению с существующими тепловозами на 36%. Криогенная емкость обеспечивает беззаправочный пробег локомотива до 1000 км. Экономия годовых эксплуатационных расходов на топливно-энергетические ресурсы и смазочные материалы составляет 44,3% при сокращении вредных выбросов более чем в 10 раз!

В компании ежегодно реализуется масштабная программа ресурсосбережения, позволяющая снизить техногенную нагрузку на окружающую среду. В 2007 г. на эти цели было израсходовано 3,7 млрд. руб., в 2008 г. выделено почти 5 млрд. руб. Завершается электрификация участка Сызрань - Сенная Куйбышевской и Приволжской железных дорог, ведется реконструкция и строительство объектов технологического и коммунального назначения, в том числе обновление объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, создается автоматизированная информационно-измерительная система, призванная обеспечить ОАО «РЖД» оперативной гидрометеорологической информацией.

Разработан проект Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 г., определяющей основные задачи и направления природоохранной деятельности компании. На железнодорожном транспорте сложилась и устойчиво действует система управления охраной труда, которая обеспечивает комплексный подход и единый порядок организации работ в этой сфере на всех уровнях. В системе управления охраной труда задействовано более 4 тыс. человек.

С 1 октября 2008 г. впервые введен в действие стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД», разработанный в соответствии с требованиями международных стандартов. Ежегодно растет объем финансовых средств, выделяемых на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Так, в 2007 г. на них было затрачено 7,6 млрд. руб., что в пересчете на одного работника составило в среднем 6,4 тыс. руб.

В перечне профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и снижение профессиональных рисков, важное место занимает применение средств индивидуальной защиты. Приказом Минздравсоцразвития России 22 октября утверждены новые Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

При разработке и внедрении современных технологий, обеспечивающих существенное снижение воздействия на окружающую среду и безопасные условия труда, руководители и специалисты компании опираются на исследования академических институтов и разработки отраслевых ученых, научно-исследовательских организаций и вузов. Можно с уверенностью говорить, что природоохранная политика на железнодорожном транспорте сегодня вполне отвечает современным требованиям и будет продолжать совершенствоваться.

Работа конференции проходила по трем секциям. На первой из них - «Природоохранная деятельность» - обсуждались особенности работы по охране окружающей среды в период реформирования железнодорожного транспорта, вопросы применения современных способов, в том числе флотационно-фильтрационной технологии, для очистки производственных сточных вод, меры по снижению загрязнения окружающей среды твердыми бытовыми отходами и др.

На секции «Охрана труда» рассматривались вопросы оценки и управления профессиональных расков, возможности информационных технологий для оценки условий труда и управления профессиональными рисками, вопросы обеспечения работников сертифицированной спецодеждой, обувью и другими средствами и т.п.

На секции «Подготовка специалистов в области техносферной и экологической безопасности» были проанализированы содержание новых образовательных стандартов в области техносферной и экологической безопасности, роль инновационного образовательного процесса в сфере экологической безопасности железнодорожного транспорта, проблемы сопровождения автоматизированных обучающих комплексов по охране труда, зарубежный опыт организации обучения по охране труда работников железнодорожного транспорта.

Участники конференции обсудили и одобрили проект Экологической стратегии ОАО «РЖД», Декларацию экологических приоритетов ОАО «РЖД», Обращение к работникам компании по соблюдению требований безопасности и сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности.

По результатам работы конференции выработаны решения, способствующие совершенствованию системы управления охраной труда и природоохранной деятельностью в компании и соответствующие новым условиям экономического развития и интеграции в мировую транспортную систему.

В них, в частности, указано на необходимость доработать инвестиционный проект «Обеспечение экологической безопасности», пройти процедуру добровольной экологической сертификации и получить знак экологической маркировки. Требуется также разработать типовые требования и сертифицировать проект биологических очистных сооружений малой производительности для линейных станций, организовать в филиалах и дочерних обществах компании внутренний экологический аудит.

Должны быть внесены изменения в организацию работы по охране труда, предусматривающие переход к оценке и управлению профессиональными рисками. Для этого нужно обратиться в Минздравсоцразвития России с предложением разработать нормативно-правовые документы на государственном уровне, регламентирующие такие изменения. Предстоит разработать корпоративный стандарт организации работ по электробезопасности и корпоративный стандарт, отражающий основные требования к средствам индивидуальной защиты, сведения об их свойствах и уровнях защиты. Важно также расширить обмен опытом с другими отраслями экономики по вопросам охраны труда.

Большое внимание было уделено подготовке специалистов. Так, Учебно-методическому объединению вузов рекомендовано провести анализ качества обучения студентов и подготовить предложения для внесения необходимых корректирующих мер при подготовке специалистов по направлениям «Безопасность в техносфере», «Защита окружающей среды», дополнительной и профессиональной подготовке специалистов в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности, обучении и проверке знаний руководителей и специалистов. В целях повышения качества подготовки специалистов необходимо проработать вопрос по оказанию методологической и технической помощи со стороны ОАО «РЖД» кафедрам вузов. В заданиях на дипломное проектирование выпускникам вузов в обязательном порядке ввести разделы «Охрана труда» и «Охрана окружающей среды».

Предлагается также предусмотреть при подготовке студентов старших курсов технических специальностей по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» изучение вопросов охраны труда в объеме не менее 40 ч. В связи с реорганизацией образовательного процесса и переходом на двухуровневое образование, а также нехваткой специалистов по страхованию рисков, экологического страхования, риск-менеджмента, по вопросам контрольно-надзорных и аудиторских функций обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации и Учебно-методическое объединение по университетскому политехническому образованию с просьбой сохранить подготовку специалистов по специальности «Безопасность в техносфере».

Поставлена задача подготовить обоснование разработки единой комплексной программы повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД» по охране труда, экологической, промышленной безопасности, предаттестационной подготовки по промышленной и экологической безопасности в целях оптимизации учебного процесса на основе Федерального законодательства. Для пропаганды безопасных методов работы, бережного отношения к окружающей среде признано целесообразным подготовить соответствующие предложения по обучению на детских железных дорогах.