Конференции и выставки

Сфера постоянного внимания


В.В. Черкасов, начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля

Правлением ОАО «РЖД» определены основные задачи компании в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, в том числе по созданию безопасных условий труда, снижению производственного травматизма, обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при выполнении производственных процессов.

На сети железных дорог сложилась и продолжает совершенствоваться система управления охраной труда. Всего в компании вопросами охраны труда на всех уровнях занимаются более 4 тыс.человек. Если еще 10 лет назад на железных дорогах вопросами охраны труда занимались работники со средним специальным или непрофильным образованием, то сейчас из 10 железнодорожных вузов в шести имеются кафедры охраны труда. Ежегодно в компанию приходит работать до 100 молодых специалистов. По данным Федеральной службы по труду и занятости РФ уровень травматизма, связанного с производственной деятельностью, на железнодорожном транспорте общего пользования существенно ниже, чем на других видах транспорта. Анализ причин травматизма в ОАО «РЖД» показывает, что несчастные случаи в основном происходят из-за пренебрежительного отношения руководителей и работников к вопросам охраны труда. К сожалению, организация безопасного производства пока еще не стала нормой жизни, основанной на внутреннем убеждении работников.

Как показывает опыт зарубежных компаний, там, где работники и их представители - профсоюзы участвуют в реализации системы управления охраной труда, где система непрерывно совершенствуется, там трудящиеся реально защищены от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Культура безопасности труда предполагает общие обязанности и ответственность всех участников производственного процесса. Все работы должны вестись строго в соответствии с правилами по охране труда. Сознательное отношение работника к вопросам безопасного труда является одним из ключевых показателей его деятельности. В связи со значительными социальными и экономическими потерями, вызванными производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, резко возрастает значимость углубленного исследования, оценки и разработки новых, более совершенных механизмов управления и методов воздействия на условия труда и профессиональные риски. В ОАО «РЖД» проводится планомерная комплексная работа по снижению травматизма. Создаются системы оповещения о приближении подвижного состава к бригадам, работающим на путях, разрабатываются новые технологи и по ремонту и содержанию железнодорожного пути и устройств электроснабжения, другие технические средства и технологии, в новые нормы бесплатной выдачи спецодежды включены защитные костюмы от термического воздействия электрической дуги и наведенного напряжение.

Одним из механизмов управления безопасностью труда должно стать создание единой информационной сети. Ее формирование станет мощным инструментом в деле понимания и обмена информацией в области охраны здоровья и безопасности труда. Рабочие места с вредными или опасными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, приводят к снижению престижности ряда профессий и, как следствие, росту дефицита кадров по рабочим профессиям. В ОАО «РЖД» проведена полная аттестация рабочих мест. В целом в Российской Федерации в 2007 г. в организациях всех видов экономической деятельности аттестация проведена менее чем на трети рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда - эффективный инструмент для объективной оценки состояния условий труда и последующего определения оценки рисков профессиональных заболеваний и травмирования работников, а главное - для организации работы по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм охраны труда.

В текущем году на рассмотрение в ОАО «РЖД» поступил проект постановления правительства РФ, в котором предлагается рассчитывать работникам доплаты и компенсации только по результатам аттестации рабочих мест. Необходимо провести дифференциацию компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, т.е. устанавливать различные виды компенсаций в зависимости от действующих производственных факторов. Вместе с тем есть категории работников ОАО «РЖД», в том числе руководителей, у которых повышенная оплата труда с учетом специфики работы изначально заложена в тарифной ставке, и это необходимо учитывать. Новый порядок установления размеров компенсаций не должен привести к значительному росту дополнительных расходов и рисков технологического характера, так как в этом случае резко увеличивается потребность в дополнительных квалифицированных кадрах.

В целях улучшения условий и охраны труда требуется внести изменения в систему управления охраной труда, перейти к системе управления рисками на рабочих местах. В связи с этим необходимо разработать нормативно-правовые документы на государственном уровне, регламентирующие данные изменения. Доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды Российской Федерации составляет 0,7% по выбросам в атмосферу от стационарных источников, 0,1% по сбросу загрязненных сточных вод в водоемы и 0,1% по образованию отходов производства и потребления. Отмечается устойчивое снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Так, за период с 2003 по 2007 г. выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников снизились на 27%, использование воды на производственные нужды уменьшилось на 17%, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократились на 62%, использование и обезвреживание отходов производства возросло в 3 раза.

Такое снижение воздействия на окружающую среду обеспечено в первую очередь за счет реализации экологических инвестиционных проектов и технического перевооружения отрасли, а также благодаря действующей в компании системы управления природоохранной деятельностью. С момента создания ОАО «РЖД» построено и реконструировано 70 природоохранных объектов, в основном связанных с охраной водных ресурсов и атмосферы. На железные дороги поступило около 500 единиц различного оборудования для очистки выбросов от вредных веществ, сточных вод, обезвреживания отходов. Приобретено около 600 единиц технических средств для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Железным дорогам поставлено 42 лаборатории на базе автомобилей «Газель», семь вагонов-лабораторий для обеспечения производственного экологического контроля, оперативных выездов в районы чрезвычайных ситуаций, 648 единиц аналитических приборов, средств измерений, лабораторного оборудования для стационарных экологических лабораторий. Всего на природоохранные мероприятия за этот период израсходовано 1,9 млрд. руб. капитальных вложений. Текущие затраты компании на охрану окружающей среды в 2007 г. составили 2,9 млрд. руб.

Вместе с тем при наблюдающейся на протяжении многих лет устойчивой динамике снижения воздействия на окружающую среду в 2007 г. сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составил 16 млн. м3, в атмосферу выброшено 148 тыс. т вредных веществ. На ряде объектов качество стоков, сбрасываемых в муниципальные канализационные системы, не соответствует требованиям. Все это обусловлено в первую очередь неэффективной работой канализационных очистных сооружений и пылегазоулавливающего оборудования или их износом.

В связи с недостатком в субъектах РФ полигонов для сбора и утилизации отходов производства имеются трудности в организации их передачи на хранение и обезвреживание, особенно нефтесодержащих отходов. В 2007 г. в компании образовалось 600 видов отходов в количестве 2,7 млн. т. Большое внимание ОАО «РЖД» уделяется снижению расхода топлива в тяговой и стационарной энергетике в рамках программы ресурсосбережения. В частности, в тяговой энергетике при использовании на тепловозах систем подогрева дизеля «Гольфстрим» сокращается расход топлива при простое в горячем состоянии. Внедрение этой системы началось в конце прошлого года.

Ею оборудованы, к примеру, тепловозы ТЭМ в локомотивных депо Мурманск Октябрьской и Сургут Свердловской железной дороги. В 2008 г. системой планируется оснастить 70 локомотивов. Ее применение позволяет достичь экономии дизельного топлива на 10-16% в зависимости от режима работы тепловоза и его загрузки. При этом наибольшая эффективность - до 50% наблюдается при нахождении локомотива в горячем состоянии. Так, расход топлива для тепловоза ТЭМ2 во время такого простоя составляет 10-15 кг/ч, тогда как при использовании системы «Гольфстрим» - 3-5 кг/ч.

Внедрение по программе ресурсосбережения модульных котельных, работающих на газе, взамен работавших на угле и мазуте дает не только экономию топлива, но и существенно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу.

В результате применения технических средств и технологий, внедренных в рамках Программы ресурсосбережения 2007 г., должно быть сэкономлено в 2008 г. более 5 000 т дизельного топлива и 650 т угля. Это позволит сократить выброс в атмосферу оксида углерода, оксида азота, диоксида серы и других вредных веществ более чем на 100 т. Результатом реализации Программы ресурсосбережения 2008 г. станет экономия в 2009 г. более 9 000 т дизельного топлива, что еще на 180 т уменьшит выброс вредных веществ в атмосферу.

ОАО «РЖД» активно ведутся и работы по внедрению новых экономичных, экологически чистых отопительных систем. Так, в программу 2008 г. и в проекты программ на 2009-2011 гг. включены газовые инфракрасные излучатели, системы инфракрасного электрического обогрева, тепловые насосы и другие средства для обогрева помещений.

Особая роль отводится применению светодиодной техники. Предусмотрено, в частности, внедрение светодиодных светофорных головок и маршрутных указателей, организация энергоэффективного освещения пассажирских платформ и привокзальных территорий, а также оборудование светодиодными системами освещения моторвагонного подвижного состава. С экологической точки зрения светодиодные приборы освещения имеют существенное преимущество перед люминесцентными лампами накаливания и другими светильниками, которые содержат пары ртути и требуют существенных затрат на утилизацию.

Одним из факторов негативного воздействия на окружающую среду является старение парка подвижного состава. Локомотивы и вагоны ранних лет загрязняют атмосферу, землю, требуют более частого текущего и капитального ремонта, поэтому компанией придается важное значение обновлению подвижного состава и улушению его экологичности. В 2007 г. было закуплено более 313 локомотивов, 15,4 тыс. грузовых и 912 пассажирских вагонов, 760 единиц моторвагонного подвижного состава.

Постоянная работа по техническому перевооружению отрасли также обеспечивает снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Так, в 2007 г. при капитальном ремонте тепловозов была проведена замена 257 устаревших двигателей современными российского производства, которые повышают топливную экономичность отремонтированных тепловозов на 15%. Улучшаются и экологические показатели: на 8% снижается звуковое давление, на 34% - токсичность выхлопных газов, на 12% - дымность (сажа). Максимально сокращается утечка нефтепродуктов на земляное полотно. На 5343 км пути уложены экологически чистые железобетонные шпалы вместо деревянных, на шпалопропиточных заводах пропитано экологичными антисептиками 4 класса опасности более 2,5 млн. деревянных шпал. Введены в эксплуатацию 865 пассажирских вагонов с экологически чистыми туалетами закрытого типа с баками-сборниками, которые исключают бактериальное загрязнение железнодорожного полотна и прилегающих территорий. В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется более 4 тыс. таких вагонов.

В полосе отвода железных дорог создано 38 га новых защитных лесонасаждений. Выполнены работы по укреплению берега озера Байкал на протяжении более 1 км и Черноморского побережья на участке Туапсе - Адлер на протяжении 1,5 км.

Обеспечению экологической безопасности в значительной мере способствуют природоохранные подразделения железных дорог. Они создаются и во вновь образованных филиалах ОАО «РЖД». В структуру природоохранных подразделений железных дорог входят 56 стационарных экологических лабораторий, 9 вагонов-лабораторий, 42 лаборатории на автомобильном ходу и 121 пункт экологического контроля, где осуществляется тестирование двигателей тепловозов по экологическим показателям после прохождения капитального ремонта.

Одна из главных задач экологических лабораторий - обеспечение производственного экологического контроля и информирование структурных подразделений железных дорог о фактическом воздействии их хозяйственной деятельности на окружающую среду для своевременного принятия мер по снижению техногенной нагрузки. Так, выполненные в 2007 г. экологами железных дорог работы природоохранного назначения обеспечили экономию финансовых средств в размере 441,1 млн. руб. Экономический эффект от внедрения природоохранных технологий составил 120 млн. руб. Наличие в ОАО «РЖД» экологических лабораторий позволяет осуществлять платежи по фактическому воздействию на окружающую среду.

В ОАО «РЖД» создан уникальный поезд-лаборатория, который является единственным в стране многофункциональным комплексом для проведения в масштабах России и сопредельных государств всесторонних исследований и оценки состояния атмосферы и земель, природно-климатического зонирования территорий, оценки воздействия на них различных отраслей и объектов хозяйственной деятельности (транспорта, топливно-энергетического комплекса, коммунальных служб и др.). Он обеспечивает также отслеживание региональных и трансграничных переносов загрязняющих примесей, в том числе от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Передвижная лаборатория может быть использована для оценки состояния окружающей среды на маршрутах массовых перевозок наливных, насыпных и опасных грузов, а также для зонирования земель и инфраструктуры ОАО «РЖД» при крупномасштабных ЧС с радиационными и химическими последствиями и контроля за несанкционированным провозом радиоактивных материалов по железным дорогам. Результаты исследований могут использоваться для более объективной оценки влияния железных дорог на окружающую среду, в том числе при перевозках экологически опасных грузов.

Реализация мероприятий по обеспечению техносферной и экологической безопасности на транспорте сегодня невозможна без данных о состоянии природных и техногенных систем, процессов их развития и взаимовлияния, наличия информационной базы для анализа и прогноза возникающих ситуаций. В качестве такого инструментария ОАО «РЖД» развивает инновационные спутниковые технологии, основанные на комплексном использовании глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, включая новейшие виды радиолокационных, оптико-электронных и лидарных систем, увязанных с воздушными и наземными (контактными) средствами и методами сбора данных.

Основными функциональными задачами, решаемыми в компании в ходе разработки системы спутникового мониторинга, являются:
маркированный список выявление мест, потенциально опасных с точки зрения возникновения экологических катастроф, которые могут произойти в случае аварий на объектах ОАО «РЖД»;
маркированный список контроль состояния прилегающих к железным дорогам территорий с экстремальными ландшафтно-климатическими и инженерно-геологическими условиями, а также особо охраняемых природных территорий;
маркированный список своевременное обнаружение и прогнозирование предаварийных ситуаций с целью подготовки мероприятий по предотвращению природно-техногенных аварий;
маркированный список проведение оперативного контроля участков возникновения чрезвычайных ситуаций с целью координации взаимодействия участников устранения последствий ЧС;
маркированный список осуществление контроля за организацией работы по ликвидации экологических последствий техногенных аварий;
маркированный список оценка последствий воздействия на окружающую среду и возможного ущерба при авариях;
маркированный список выявление и определение местоположения опасных объектов и явлений с точки зрения обеспечения экологической безопасности при разработке инвестиционных проектов.

В качестве технической базы для построения системы выбрана разрабатываемая совместно с итальянской корпорацией «Финмекканика/Телеспацио» перспективная инновационная технология мониторинга на основе спутниковой радиолокационной дифференциальной интерферометрии. Эта технология отрабатывается на участке Туапсе - Адлер с выходом на Красную Поляну. Формируется информационная база для мониторинга опасных оползневых участков как для железной дороги, так и для всего транспортного комплекса будущей Олимпиады. Это реальный путь к осуществлению предупредительных мероприятий на плановой основе, обеспечивающих существенное снижение рисков и затрат по сравнению с традиционными методами.

В 2008 г. компания приступила к проведению экологического аудита деятельности железных дорог, других филиалов в области обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Выявление независимой аудиторской организацией фактического положения дел с охраной окружающей среды позволит сертифицировать систему экологического менеджмента ОАО «РЖД» на соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 14001. В настоящее время разработан проект Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 г., реализация которой позволит значительно снизить влияние хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта на окружающую среду.