В рамках интегрированной системы

В.В. Степов, начальник Октябрьской железной дороги


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В последние годы в России, по данным Росстата, наблюдается тенденция снижения уровня травматизма на производстве. Работодатели стали больше внимания уделять вопросам улучшения условий и охраны труда работников, в этой сфере реально стала развиваться система социального партнерства. Этому способствуют новые подходы к управлению охраной труда по образцу западных фирм путем внедрения внутренней корпоративной политики в этой области, когда вопросы охраны труда интегрируются в общую систему управления. Этому содействуют и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Объективная оценка действующей системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте показывает, что она способствовала снижению в последние годы производственного травматизма, в том числе с тяжелым и смертельным исходом как в целом В ОАО «РЖД», так и на Октябрьской железной дороге. Так, за период с 2003 по 2007 г. в компании общий производственный травматизм был снижен на 37%, травматизм со смертельным исходом - на 27,5%, на Октябрьской железной дороге соответственно на 29,4% и 50%. С учетом важности проблемы на дороге на основе анализа состояния условий и охраны труда, материалов расследования аварий, происшествий, несчастных случаев, нарушений и несоответствий, выявляемых органами надзора и контроля, осуществляется планирование организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий и охраны труда. Затраты на них в расчете на одного работника дороги составили в 2000 г. 1723,4 руб., в 2007 г., - более 4000 руб. Помимо средств дороги активно привлекаются возвратные средства Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Так, за период с 2003 по 2007 г. на эти цели было привлечено 67,6 млн. руб.
 

Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда за год (млн. руб.) на одного работника (в рублях)

Возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда тесно связана с совершенствованием работы по многим направлениям. Одно из основных направлений политики в области охраны труда на дороге - создание здоровых и безопасных условий труда - нашло свое отражение в миссии компании, состоящей в обеспечении социальной ответственности бизнеса. Успешно реализовав пилотный проект по внедрению системы менеджмента качества (СМК) на Октябрьской дороге в соответствии с требованиями Международного стандарта ИСО 9001:2000, мы распространим этот опыт на все базовые и вспомогательные процессы. Уже достигнуты определенные результаты: разработан и опробован унифицированный подход и определена последовательность работ по созданию СМК, сформирована единая методология описания процессов, определен механизм системы мониторинга и измерений, отработаны механизмы вертикальной и горизонтальной интеграции, разработана типовая структура документации в области управления качеством и др. Внедренная система менеджмента качества по результатам аудита органами по сертификации - Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» и United Registrar of Systems признана соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2000.
 

Интегрированная система менеджмента и риски

Россия в последние годы активно интегрируется в мировое сообщество и тесно сотрудничает с Европейским союзом. Это, несомненно, приносит пользу обеим сторонам. Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE), как известно, разработан Международный стандарт железнодорожной промышленности» (International Railway Industry Standard IRIS). Так как IRIS рассматривает систему менеджмента интегрированно (включает в себя менеджмент рисков, окружающей среды и т.д.), то разработка и внедрение элементов IRIS - это более масштабная работа, которая требует серьезной подготовки. Такой подготовкой, несомненно, является внедрение требований ИСО 9001:2000, ИСО 14001 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001 (система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда).

В этих условиях построение интегрированной системы менеджмента становится главной целью работников Октябрьской железной дороги. Эта работа носит плановый характер и ведется в нескольких направлениях: развитие системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда и т.д. В числе первоочередных задач - интеграция системы менеджмента качества (ISO 9001:2000) и системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья (OHSAS 18001:2007). Международные стандарты ISO 9001:2000, OHSAS 18001:2007, ISO 14001 имеют одну основу - цикл «P-D-C-A» (План - реализация - проверка - исправление), и после создания интегрированной системы достижение результатов будет происходить с меньшими затратами на внедрение, чем суммарно по каждой из систем. Как следствие, будет обеспечиваться непрерывное улучшение системы охраны труда. Объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем в нескольких параллельных системах.
 

Цикл «P-D-C-A»

Внедрение OHSAS 18001:2007 позволяет плавно перейти от существующей системы к новой концепции управления охраной труда - построению системы управления профессиональной безопасностью. При разработке алгоритма построения на дороге системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда использован опыт холдингов «Северсталь» и «Карельский Окатыш», консалтинговых фирм «Русский Регистр», «Регистр-Консалтинг», «Конфлакс» (НИУК ПГУПСа), а также опыт международного химического концерна «Дюпон». Система менеджмента охраны труда и промышленной безопасности рассматривается как часть общей системы менеджмента организации, но направлена на управление рисками в области охраны труда. Принятый стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.15.002-2007 «Система управления охраной труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» обеспечивает и подтверждает правильность курса на приведение действующей системы управления охраной труда, проводимого Октябрьской дорогой в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001».

Руководство дороги строго соблюдает во всех видах деятельности принцип приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Персонал признается основным ресурсом в достижении корпоративных целей и формировании высокой производственной культуры. Никакие соображения экономического, технического или иного плана не принимаются во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности работающих, населения и окружающей среды. На этой основе на Октябрьской железной дороге созданы предпосылки к реализации требований Стандарта ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.15.002-2007 «Система управления охраной труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги». Разработанная и последовательно выполняемая на дороге политика в области охраны труда и обеспечения его безопасности включает в себя следующие направления и цели:
маркированный список создание безопасных и благоприятных условий труда, приведение условно аттестованных рабочих мест к нормам охраны труда;
маркированный список сокращение коэффициента частоты общего производственного травматизма по дороге на 10 % (с 0,47 до 0,42);
маркированный список совершенствование системы контроля и развитие аудита состояния условий и охраны труда;
маркированный список снижение незапланированных потерь от несчастных случаев, аварий и инцидентов;
маркированный список вовлечение всего персонала в систему управления безопасностью производства;
маркированный список формирование корпоративной культуры охраны труда и здорового образа жизни.

Приказ «Об утверждении основных целей и задач дороги в области охраны труда на 2008 г.» стал фундаментом для организации системной работы на Октябрьской дороге. В рамках принятой политики пересмотрены обязанности и ответственность руководителей и специалистов по охране труда на всех уровнях управления. Специалисты по охране труда переподчинены первым руководителям соответствующих уровней управления дороги. Приказом «О мотивации труда» введено в действие положение «О мотивации труда руководителей и специалистов по охране труда структурных подразделений Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». В целях укрепления кадрового потенциала в должности инженера по охране труда, поднятия уровня и престижности профессии, улучшения организации работы и повышения мотивации труда принята к реализации программа повышения престижа должности инженера по охране труда на 2008-2009 гг.

На дороге в рамках СМК широко применяются методы статистического анализа (диаграммы Парето, Исикавы) при детальном анализе производственного и непроизводственного травматизма для выработки корректирующих мер, анализе качественного и количественного состава специалистов, занимающих должности инженеров по охране труда для определения потребности в обучении специалистов и присвоения квалификации «Инженер по охране труда и окружающей среды», оформлении результатов аудита соответствия организации работ по охране труда, определении рейтинговой оценки состояния охраны труда с ежеквартальным (годовым) подведением итогов, разработке пилотного проекта по оценке рисков возникновения пожаров в зданиях постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ; организовано и проведено обучение группы специалистов по охране труда на право проведения аудита системы управления охраны труда и промышленной безопасности. Проведение внутреннего аудита обеспечивает в условиях реформирования соответствие системы принятой политике и ее последовательное совершенствование. На сегодняшний день на дороге проводится три вида аудита:
маркированный список технический аудит, проводимый аппаратом РБ, - нацелен на проверку технологических процессов ОЖД, а также затрагивает часть вопросов, относящихся к охране труда;
маркированный список внутренний аудит системы менеджмента качества ОЖД - проводится внутренними аудиторами СМК ОЖД и нацелен на оптимизацию процессов управления всеми видами деятельности;
маркированный список внутренний аудит системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда - осуществляется под руководством службы по охране труда и промышленной безопасности с использованием двухуровневой формы внутреннего аудита: по экспертной оценке и по контрольным картам выявленных несоответствий.

Октябрьская железная дорога имеет все предпосылки к реализации на ней пилотного проекта по построению системы управления ОАО «РЖД» на региональном уровне. К ним относятся: наличие концепции построения системы управления, опыт двухлетней деятельности региональной оперативной комиссии, завершение работы по выводу непрофильных видов деятельности, внедрение системы менеджмента качества, организация регионального центра подготовки резерва руководящих кадров. Дорога является естественным полигоном для апробации опыта реформирования железных дорог Балтийского региона. Октябрьская железная дорога имеет необходимый базис и готова при поддержке руководства компании в тесном взаимодействии с Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, институтами, с учетом опыта международных концернов и консалтинговых фирм к проведению организационно-управленческих преобразований в области системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования