Развитие хранилищных технологий
для ОАО «РЖД»

К.Э. Бутаев, менеджер по развитию бизнеса компании SAS Россия/СНГ


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В Москве в конце прошлого года под девизом «Прогнозируй будущее! Оптимизируй бизнес!» Прошел SAS FORUM 2008 - крупнейшее в странах СНГ мероприятие в области бизнес-аналитики. Организатор форума - компания SAS Россия/СНГ, московское отделение корпорации SAS. Форум проводится третий год подряд, собирая топ-менеджеров предприятий финансового, государственного, телекоммуникационного, транспортного, производственного, топливно-энергетического и розничного секторов российской экономики. В его работе приняли участие и представители Российских железных дорог.

Российские железные дороги - стратегический партнер компании SAS. Наше сотрудничество началось в 1998 г., когда в МПС России стартовал проект построения информационного хранилища. Принятая и реализуемая на железнодорожном транспорте программа информатизации и развития телекоммуникаций стала основой современной системы корпоративного управления экономикой, финансами и перевозочным процессом. Она предусматривает, в частности, создание корпоративной отчетно-аналитической информационной системы. Огромные масштабы железнодорожной сети страны, многообразие решаемых прикладных задач, многоуровневость пользователей обусловливают особую сложность системы и, соответственно, информационного хранилища. Платформу корпоративного информационного хранилища (КИХ) составило программное обеспечение SAS. Первоначально в состав хранилища входила информация только по грузовым перевозкам. И одним из основных пользователей стал Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). В настоящее время корпоративное информационное хранилище (КИХ) включает пять предметных областей: по грузоперевозкам, вагонным, контейнерным и локомотивным паркам, а также пассажирским перевозкам. В общей сложности система формирует более 330 отчетов, создает около 350 многомерных структур. Общий объем КИХ превысил 1 Тбайт, а число подключенных к ней пользователей перевалило за 3000.

Сегодня КИХ - отраслевой стандарт ОАО «РЖД» по Business Intelligence, базис отраслевой аналитики, основной источник отчетной информации для руководства и специалистов отрасли. Усложнение и расширение круга задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, обусловило переход информационного комплекса ОАО «РЖД» от уровня Data Warehouse к уровню единой отраслевой интегрированной аналитической платформы, в основе которой лежит решение SAS Enterprise Intelligence Platform (EIP). Подобная платформа оптимально интегрирует отдельные компоненты технологии внутри существующей инфраструктуры в единую унифицированную систему. Архитектуры бизнес-аналитики в современной типичной организации не оптимизированы для развертывания и использования на всем предприятии, но руководству предприятия требуется целостная картина, которую оно считает критически важной для успеха. ИТ-группы должны предоставлять информацию в масштабе всего предприятия, при этом не повышая эксплуатационные расходы, особенно во время процессов реформирования корпораций и отраслей. SAS Business Intelligence сводит разные части картины вместе. Одно унифицированное решение обеспечивает весь спектр возможностей BI, необходимых широкому кругу пользователей организации. Результатом становится информационный поток, превосходящий организационные хранилища данных, различные вычислительные платформы и специализированные инструменты и предоставляющий корпорации новые преимущества. SAS Enterprise Intelligence Platform повышает ценность существующих систем, одновременно создавая базу для новых, ранее недоступных уровней корпоративной бизнес-аналитики. Непосредственно в процессе внедрения начинается эволюция ИТ-подразделения из затратной организации в стратегического партнера.

Построенное на платформе EIP решение по бизнес-аналитике SAS Business Intelligence создает пользователям значительные преимущества, предоставляя им доступ к информации в необходимом формате в любой момент времени и в любом месте. ОАО «РЖД» прошло большой путь внедрения бизнес-аналитики: от системы производственных показателей оперативной деятельности до отраслевой аналитической платформы. При этом важно понимать, что собственно отчеты составляют менеджеры среднего уровня и хранилище как таковое предназначено в большей степени именно для них, поскольку оно содержит возможности динамической генерации разного рода отчетов. Топ-менеджеры являются пользователями стратегической информации, предназначенной для принятия решений.

Компания SAS Россия/СНГ разработала ряд решений для топ-менеджмента железнодорожной отрасли. Так, в 2006 г. на конференции «ТелекомТранс» был продемонстрирован пилотный вариант Информационной системы руководителя (ИСР), представляющий собой инструмент управления компанией для руководителя высшего уровня. Это система сводной отчетности по основным ключевым показателям - производственным, кадровым и финансовым, которые представлены в разрезе инфраструктуры. По каждому из них существует возможность сразу перейти к более глубокому анализу, т. е. от статической отчетности к динамической. В середине 2007 г. президент ОАО «РЖД» поставил перед ИТ-службой и компанией SAS Россия/СНГ новую задачу - автоматизировать процесс подготовки так называемого «президентского буклета». Это единый утвержденный формат отчета, предоставляемый высшему менеджменту компании. Буклет содержит ряд показателей, которые компания признала стратегически важными - они нуждаются в постоянном и непосредственном отслеживании и служат основой для принятия управленческих решений.

Решением поставленной задачи стала система Банк показателей, построенная на единой аналитической платформе SAS Enterprise Intelligence Platform и представляющая собой естественное развитие хранилищных технологий. При ее создании возникла проблема сбора достоверной информации. Частично она поступает с имеющихся оперативных систем после соответствующей подготовки. Однако такая информация доступна не по всем необходимым показателям, поскольку некоторые хозяйства ОАО «РЖД» не оснащены оперативными системами. Для таких показателей в качестве временного решения была разработана технология так называемых Excel-шаблонов. В соответствии с ней специалисты статистических подразделений, занятые ручным вводом информации, заполняют стандартные Excel-таблицы, совмещая внутренний бизнес-процесс с вводом данных в Банк показателей. Непосредственно на этапе ввода Excel-шаблонов происходит первичный контроль, а в процессе загрузки проводятся все остальные виды контроля, включая логический. В итоге в начале 2008 г. был получен свод всех необходимых показателей для «президентского буклета», полученных по утвержденной технологии и проверенных. Сам по себе буклет с точки зрения современных технологий представляет собой в высшей степени кастомизированный документ, т.е. он специфичен исключительно для ОАО «РЖД», вплоть до того, что он печатается методом фамильной печати в единственном экземпляре для каждого пользователя. Эти инновационные разработки были продемонстрированы на конференции и выставке «ТелекомТранс» в мае 2008 г. и вызвали большой интерес руководителей Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД». Дальнейшее развитие Банка показателей связано с требованием некоторых руководителей получать данные этого Банка в электронном виде с динамикой показателей. Это удалось сделать благодаря тому, что с самого начала Банк показателей был правильно выстроен в соответствии с иерархической структурой.

Следующим этапом стал динамический отчет. Благодаря наличию многомерных структур имеется возможность «набирать» показатели в произвольном порядке, производить по ним все «сверления» и выстраивать необходимые иерархии. Появилась также возможность представлять информацию в графическом виде, что сейчас становится все более актуальным для Российских железных дорог. После создания динамических отчетов группа разработчиков, включающая специалистов ГВЦ РЖД и SAS Россия/СНГ, согласовала с руководством отрасли установленный внешний вид отчета, т.е. определенный интерфейс. Несмотря на то что проект можно было считать завершенным, был предложен ряд направлений его развития на ближайшее будущее. В частности, это использование dashboard (в буквальном переводе с английского - «приборная панель»). В принципе, это распространенный термин, который трактуется по-разному. В нашем понимании, принципиальное отличие dashboard от других аналитических отчетов в том, что показатель отображается в графическом виде так, что можно одним взглядом охватить всю картину происходящего. Dashboard был разработан как дополнение к Банку показателей в качестве необязательной части проекта. Все 22 основных показателя Банка показателей отображаются в виде некоторых светофоров, показывающих выполнение плана - по сети в целом, по железным дорогам, по определенным показателям. Эту же информацию можно вывести в графическом режиме в различных срезах.

Следующим этапом развития станет пополнение Банка показателей финансовой информацией. Проблема заключается в том, что эта информация находится в двух хранилищах. В корпоративном информационном хранилище имеются данные о выручке от грузовых перевозок, а в финансовых системах, построенных на основе технологии SAP, хранятся бухгалтерские данные и данные о расходах. Было принято принципиальное решение о том, что из системы финансового хранилища, сделанной в виде «крыши» над разными SAP-системами, единый поток данных поступает в Банк показателей и в стандартных интерфейсах Банка показателей демонстрируется руководству. Таким образом, полностью решена проблема пополнения финансовой информации. Традиционно развивается система прогнозирования для ЦФТО. Интерфейсы прогнозной системы Центра всегда были специфичными, однако их тоже удалось реализовать в рамках новых портальных технологий компании SAS. Теперь их интерфейс очень похож на Банк показателей, т.е. сотрудники ЦФТО при наличии соответствующих прав доступа могут быть дополнительными участниками Банка показателей. Прогностическая машина, которой пользуются в ЦФТО, вполне может получить развитие в рамках всего ОАО «РЖД». В железнодорожной отрасли сегодня прогнозирование становится все более и более актуальной задачей, и департаментам ставят задачу спрогнозировать развитие на 3-5-7 лет вперед, чего раньше никогда не было. Компания SAS Россия/СНГ готова создать самую современную прогнозную систему для Российских железных дорог, когда поступит такой заказ.

Хранилище само по себе бизнес-задач не решает - оно создает среду для их выполнения. Единая отраслевая аналитическая платформа - это «подложка», на которой строятся решения конкретных бизнес-задач. Одна из них - обеспечение стратегического управления - в части получения необходимых показателей уже решена в рамках Банка показателей: руководство обеспечивается адекватной информацией для принятия стратегических решений. Но есть еще масса других задач, которые можно решить при использовании той же самой базы, и список этих задач постоянно пополняется. К их числу относятся частные аналитические задачи оценочного класса (например, определения расходных и доходных ставок), прогнозная аналитика, оптимизационные задачи по управлению доходами и ликвидностью, общекорпоративные задачи стратегического уровня (автоматизация раздельного учета затрат и доходов и пр.).
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования