Конференции и выставки

Ученые отраслевых вузов - транспорту


Исследования. Разработки. Эксперименты. Московский государственный университет путей сообщения

На кафедре «Путь и путевое хозяйство» под руководством заведующего кафедрой Е.С. Ашпиза ведется разработка технических решений по снижению деформативности подшпального основания на маршрутах обращения поездов повышенной массы и длины. Их цель - предотвращение сокращения срока службы элементов верхнего строения пути и деформации основной площадки земляного полотна на участках обращения поездов повышенной массы и длины. Разрабатываемые конструкции подшпального основания должны предотвратить неоднородность распределения статических и динамических нагрузок элементами верхнего строения пути, а также компенсировать недостаточную несущую способность основной площадки земляного полотна.

В 2008 г. разработаны программа и методика исследований, а также алгоритм анализа. На полигоне Московской железной дороги проанализированы условия эксплуатации пути на маршрутах обращения поездов повышенной массы и длины, выбраны участки для обследования, обследованы участки пути с большим количеством отступлений геометрии рельсовой колеи и контрольные участки.

Проведены эксплутационные наблюдения и инструментальные обследования, проанализированы причины отступлений геометрии рельсовой колеи и деформативности подшпального основания. Созданы технические, технологические и организационные решения по снижению отступлений геометрии рельсовой колеи и деформативности подшпального основания, проведено расчетное обоснование технических решений. Разработана конструкторская документация для изготовления опытного образца конструкции защитного слоя, снижающей деформативность подшпального основания.

Ориентировочный экономический эффект от применения конструкций пути при современной стоимости реконструкции верхнего строения пути с учетом увеличения межремонтного срока до 2 раз составит примерно 113 тыс. руб. на 1 км пути в год, или на планируемый ежегодный объем 800 км пути - 90,5 млн. руб. в год.

***

В Объединенном научно-исследовательском центре «Перспективные технологии» МИИТа (начальник центра Ю.Н.Аксенов) в течение нескольких лет ведется комплекс работ по совершенствованию анкерного рельсового скрепления типа АРС-4. Проведенные исследования позволили разработать ряд новых оригинальных решений, которые подтверждены 23 патентами, в том числе евразийскими и международными.

Правильность найденных решений подтверждается результатами испытаний. Сопоставление результатов полигонных испытаний в кривой радиусом 400 м скрепления АРС-4 первого поколения, уложенного в 2003 г., и модернизированного АРС, уложенного в 2006 г. (при сопоставимом пропущенном тоннаже), показало, что выход элементов снизился более чем в 10 раз. Еще более высокие результаты показывает модернизированное скрепление АРС 2007 г. укладки. После пропуска

350 млн. т брутто средний износ изоляторов не превысил 1 мм, тогда как у АРС первого поколения уголки изолирующие полностью заменялись через каждые 100 млн. т брутто. Отличные результаты демонстрируют прокладки-амортизаторы из полимерного композита ТПК-5, ни одна из них до настоящего времени не забракована. Такие прокладки позволяют пропустить более 1 млрд. т брутто.

Помимо полигонных испытаний с 2006 г. проводятся эксплуатационные испытания модернизированного АРС в кривой радиусом 280 м (грузонапряженность 47 млн. т брутто в год). За два года эксплуатации ни один элемент скрепления не вышел из строя, ширина колеи стабильна. Полученные результаты показывают, что модернизированное скрепление АРС может успешно использоваться в любых условиях эксплуатации.

***

На кафедре «Электрическая тяга» под руководством профессора А.А. Воробьева ведется комплекс работ, связанных с оптимальной организацией ремонта локомотивов. Комплексный подход к научной организации системы ремонта локомотивов позволяет существенно сократить затраты на их выполнение.

Разработанные методики позволяют определять фактический ресурс оборудования на основании статистической информации, получаемой в процессе эксплуатации. Благодаря этому появляется возможность не только оценить надежность узлов и агрегатов локомотивов, но и определить оптимальные сроки проведения их ремонтов. При этом в качестве критерия оптимизации выступают суммарные удельные затраты на выполнение плановых и неплановых ремонтов. Оптимизация проводится как для отдельных узлов и агрегатов, так и для всего локомотива в целом.

Кроме того, разработаны методики, позволяющие рационально организовывать технологические процессы выполнения ремонтов. Они позволяют определять необходимую оснащенность ремонтными позициями и периодичность поставки запасных частей для своевременного выполнения заданной программы ремонтов.

***

Под руководством заведующей научно-исследовательской лабораторией «Грузовая и коммерческая работа» В.Е. Нутович разработаны информационные технологии грузовой и коммерческой работы ОАО «РЖД». По результатам работы на всех железных дорогах на всех уровнях управления внедрена Единая автоматизированная система актово-претензионной работы (ЕАСАПР). Система работает в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, в системе фирменного транспортного обслуживания, в хозяйстве корпоративных финансов, в структурных подразделениях Управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД», в структурных подразделениях ОАО «ТрансКонтейнер» - филиала ОАО «РЖД». В настоящее время система насчитывает более 15 000 пользователей.

В составе ЕАСАПР реализовано более 20 функциональных задач. Важнейшей из них является задача составления и учета всех видов актов и сопутствующих документов при перевозке грузов. В результате автоматизации сократилось время составления акта, повысилась их юридическая грамотность, стал возможным мгновенный обмен электронными копиями актового материала между различными подразделениями ОАО «РЖД», появилась возможность проведения качественного анализа и своевременных профилактических мероприятий.

Другим важным направлением системы ЕАСАПР является автоматизация претензионной работы ОАО «РЖД», ведение единого реестра всех претензий, предъявленных ОАО «РЖД» и возникших в связи с осуществлением перевозок грузов. В результате автоматизации сроки рассмотрения претензий уменьшились с трех месяцев до одного; сократились размеры убытков железных дорог по претензиям, предъявляемым к ОАО «РЖД» и возникшим в связи с осуществлением перевозок грузов; возросло качество расследования претензионных заявлений.

Помимо этого в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» разработаны и внедрены:
маркированный список автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ);
маркированный список автоматизированная система управления терминально-складской деятельностью (АС ТЕСКАД);
маркированный список автоматизированная система контроля за техническим состоянием средств измерения массы перевозимых грузов (АСВХ).

В настоящее время ведутся работы по развитию всех перечисленных систем в новых технологических направлениях.

***

Начальник Научно-технического центра транспортных технологий МИИТа С.Ю. Петров разработал установку УЭКТ-2П.ТВ для реализации экологически чистых и энерго- и ресурсосберегающих электроконтактных технологий. Установка используется для повышения долговечности изнашиваемых деталей машин и аппаратов во всех отраслях промышленности. На ней можно осуществлять упрочнение новых и восстановление изношенных цилиндрических поверхностей деталей. По инвестиционной программе «Ресурсосбережение» ОАО «РЖД» за 2002-2008 гг. внедрено более 100 установок на всех железных дорогах России.

***

В рамках темы «Сопровождение комплексов программ расчета заработной платы и пенсионных взносов (Автоматизация расчетов и начислений пенсионных взносов и формирование отчетности ОАО «РЖД» с НПФ «Благосостояние»; «Электронная бухгалтерия линейного предприятия») учебно-научная лаборатория «Моделирование бизнес процессов» под руководством директора Института экономики и финансов МИИТа В.П. Чуприкова поставляет предприятиям железнодорожного транспорта программные средства профессиональной обработки финансово-экономической информации на базе использования современных баз данных.

В составе комплекса «Электронная бухгалтерия» значительный объем занимает программное обеспечение по видам расчетов с персоналом, начислению заработков работникам локомотивных и поездных бригад, грузчикам и механизаторам, составителям поездов, расчету индивидуальной и бригадной сдельной зарплаты, начислению заработной платы и выполнению всех расчетов по путевым листам, начислению и учету компенсации на удорожание содержания детей, расчету и начислению пенсионных взносов.

Программное обеспечение поддерживается в актуальном состоянии с учетом законодательных и отраслевых изменений в предметной сфере объекта автоматизации по учету и расчету труда и заработной платы, расчетов и начислений пенсионных взносов. Программные комплексы широко внедряются на Красноярской, Северной, Северо-Кавказской, Октябрьской, Московской железных дорогах.

Подготовил В.И. Перемышлев