Конференции и выставки

«Стратегическое партнерство 1520».V Международный железнодорожный бизнес-форум


Фото М.Ю. Каширина,
И.Н. Шаповалова

С 26 по 28 мая в г. Сочи прошел V Международный железнодорожный форум «Стратегическое партнерство 1520», в котором приняли участие около 1000 представителей федеральных органов власти и региональных администраций РФ , руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, компаний - поставщиков железнодорожной техники, банков и других финансовых учреждений, научных подразделений и учебных заведений более чем из 30 стран мира, крупнейших международных транспортных компаний и организаций.

Ключевой темой форума в этом году стала «Стратегия модернизации на пространстве 1520»: инновации, инвестиции, интеграция, интеллект».

В открытии бизнес-форума принял участие вице-премьер правительства РФ А.Д. Жуков. Он озвучил приветствия делегатам форума от имени Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

В своем выступлении А.Д. Жуков отметил, что социально-экономическое развитие государств, по территории которых проходят линии колеи 1520, в значительной степени опирается на транспортную инфраструктуру, ключевым элементом которой являются железные дороги. Он подчеркнул, что правительство РФ в 2010 г. в связи с кризисными явлениями оказало ОАО «Российские железные дороги» достаточно большую поддержку. «Я считаю, что это абсолютно правильно, потому что поддержка РЖД - это не только поддержка компании, это очень серьезная поддержка российской промышленности», - заявил вице-премьер. По его словам, государство, помогая ОАО «РЖД» реализовать инвестпрограмму, помогает и российской промышленности, которая производит вагоны, металл, локомотивы и многую другую продукцию. Заказы ОАО «РЖД» способны стимулировать новые производства для диверсификации железнодорожных перевозок. Сегодня мы видим некоторое оживление в промышленности - перевозки начали расти. Тем не менее господдержка должна быть продолжена.

У компании очень серьезная инвестпрограмма, которая реализуется в соответствии со Стратегией-2030. «Эта программа предусматривает триллионы вложений в инфраструктуру, потому что без развития транспорта, и в первую очередь железнодорожной инфраструктуры, развитие экономики невозможно», - сказал А.Д. Жуков.

Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин в своем выступлении отметил, что железные дороги продолжают модернизацию и развитие инфраструктуры, ускоренное техническое перевооружение, приобретение нового подвижного состава, внедрение наукоемких ресурсосберегающих технологий. Через инновационные решения и инвестиционную активность железные дороги вносят свой вклад в повышение темпов экономического развития и экономической интеграции стран «широкой колеи». Бесспорно, происходящие в настоящее время изменения мировой экономической системы, обусловленные глобальным кризисом, диктуют необходимость поиска новых подходов ведения бизнеса для каждой транспортной компании. «Кризис существенно ограничил инвестиционные возможности развития железнодорожного транспорта. Но сейчас, когда экономическая ситуация стабилизируется, открываются и новые возможности для модернизации отрасли, и мы должны их максимально использовать», - подчеркнул В.И. Якунин.

О том, как транспортная система должна адаптироваться к новым тенденциям экономического развития, о приоритетах, механизмах и перспективах модернизации железных дорог «пространства 1520», о модернизации как цели и инструменте привлечения финансовых ресурсов и шла речь на пленарном заседании форума и в рамках панельных дискуссий. Было, в частности, отмечено, что в условиях замедления движения капиталов наиболее перспективным и эффективным решением является повышение капитализации движения как ключевого и стратегического актива «пространства 1520». Подчеркивалась необходимость расширения рыночных возможностей отрасли, повышения ее инвестиционной привлекательности, создания условий для объединения ресурсов государства и средств частных инвесторов. Должна быть сформирована сбалансированная финансово-экономическая модель развития с активным участием государства.

Глава ОАО «РЖД» В.И. Якунин, говоря о приоритетах модернизации, отметил, что они должны быть сфокусированы на обеспечении необходимых пропускных способностей и развитии инфраструктуры, включая формирование сквозных супермагистралей - международных коридоров, сбалансированных по техническому развитию и представляющих высокий уровень сервиса.

В специальном формате - Диалог для лидеров - топ-менеджеры крупнейших компаний, руководители профсоюзов и других общественных организаций высказали свое мнение о значении трудовых ресурсов в производственном процессе в современных условиях, в решении задач модернизации. При этом многие участники дискуссии позитивно оценили опыт работы ОАО «РЖД» в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, управления персоналом, обеспечения социальной защищенности работников. Было отмечено, что по итогам 2009 г. компания обеспечила рост производительности труда на 1,8% при снижении данного показателя в целом по РФ на 5,7%. В немалой степени этому способствовала взвешенная политика в области оптимизации персонала. Президент ОАО «РЖД» назвал кадровый потенциал «Российских железных дорог» важнейшим элементом капитализации компании, без которого невозможна реализация стратегии модернизации.

Большой интерес вызвал международный бизнес-диалог по теме «Вокзалы пространств 1520 и 1435: модернизация, развитие, управление», в котором участвовали представители России, Германии, Франции, Бельгии. Наиболее важными принципами модернизации участники заседания признали обеспечение комплексной безопасности, качества предоставляемых услуг, комфорта пребывания на вокзалах пассажиров и посетителей, а также совместное с региональными властями формирование на базе вокзалов зон опережающего развития. Приоритетным направлением модернизации было признано формирование на базе вокзальных комплексов интермодальных транспортно-пересадочных узлов, сочетающих различные виды транспортных услуг и общественно-деловые функции.

Как отметил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» С.Б. Абрамов, вокзальные комплексы представляют собой объекты социальной инфраструктуры, которая обладает свойствами аккумулирования инноваций и развития бизнес-среды. Поэтому неудовлетворительное состояние вокзальных комплексов не только накладывает существенные инфраструктурные ограничения на процесс технологической модернизации железнодорожного транспорта, но и снижает социально-экономический, инвестиционный и инновационный эффекты от их работы. Он также сказал, что с учетом новых подходов к концу 2011 г. будут реконструированы все московские вокзалы.

Участники международного бизнес-диалога Siemens «Глобальные технологии для модернизации» на «пространстве 1520» проанализировали ожидания потребителей железнодорожной техники в вопросах внедрения инноваций и возможности промышленности реализовать их, а также опыт и перспективы инвестиций в совместные предприятия по производству продукции.

На второй день железнодорожного форума состоялся конкретный заинтересованный бизнес-диалог специалистов по шести «точкам роста»: «Инновационная научная политика», «Реформы на пространстве 1520», «Развитие транспортных продуктов», «Модернизация производства», «Модернизация и развитие инфраструктуры», «Финансово-инвестиционные инструменты». Особенностью нового формата проведения круглых столов стало участие в них «свежей головы» - отраслевого эксперта, представителя других отраслей или деловых кругов, преподавателя, журналиста и др. Это сделало разговор более неожиданным, дискуссионным, интересным и плодотворным.

По уже сложившейся традиции прошедший форум не только стал площадкой для обмена мнениями, анализа накопленного опыта и выработки перспективных путей развития, прогнозов, налаживания деловых контактов, но и ознаменовался заключением новых крупных соглашений и контрактов. Так, ОАО «РЖД», Администрация железнодорожной инфраструктуры Испании «АДИФ» и компания «Тальго» подписали заявление о совместной деятельности по изучению возможности и целесообразности установления переводных систем «Тальго» на границах железнодорожных систем с колеей ширины 1435 и 1520 мм. Стороны договорились дать до конца 2010 г. предварительную оценку экономической эффективности проекта и на ее основе провести в 2011 г. углубленный анализ технических и эксплуатационных условий установки систем «Тальго», потребностей в инвестициях с подготовкой детального предложения по срокам и способам реализации проекта. Работы будут осуществляться в рамках совместной рабочей группы, к деятельности которой по договоренности сторон могут привлекаться другие заинтересованные компании и организации.

Ярким свидетельством активного развития взаимовыгодных отношений стало подписание в Сочи Стратегического меморандума о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и компанией Siemens AG в одиннадцати областях железнодорожной отрасли.

ОАО «РЖД», компания Siemens AG и ООО «Аэроэкспресс» подписали Меморандум о производстве, поставке и обслуживании современных российских электропоездов, в соответствии с которым на территории России будет организовано совместное предприятие по производству электропоездов нового поколения с асинхронной системой тяги серии «Дезиро Рус». Они будут изготавливаться на базе олимпийских электропоездов, которые Siemens поставит ОАО «РЖД» в 2012-2013 гг. согласно контракту, заключенному в декабре 2009 г.

Еще один контракт между ОАО «РЖД», компанией Siemens AG и ЗАО «Группа Синара» предусматривает поставку в 2011-2016 гг. двухсекционных грузовых электровозов типа 2ЭС10 с асинхронным тяговым приводом. Изготовит 221 электровоз учрежденное компанией Siemens и «Группой Синара» совместное предприятие ООО «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область). Предполагается, что первый опытный образец будет представлен уже в декабре 2010 г.

В ближайшие годы на отечественных железных дорогах появятся и новые пассажирские локомотивы. Контракт на поставку 200 инновационных пассажирских электровозов типа ЭП20 был подписан в Сочи между ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг». Локомотив разрабатывается совместной инжиниринговой компанией, созданной Трансмашхолдингом и французской компанией Alstom Transport в рамках соглашения о стратегическом партнерстве, подписанного в начале 2009 г.

В конструкции электровоза нового поколения используются самые современные и перспективные технические решения, обеспечивающие существенно более высокие по сравнению с электровозами предшествующих поколений эксплуатационные характеристики, надежность конструкции и комфортные условия труда для машинистов.

Электровозы будут производиться на Новочеркасском электровозостроительном заводе. По планам первые образцы ЭП20 будут выпущены в 2011 г., после чего они пройдут полный цикл испытаний и государственной сертификации. В 2012-2013 гг. первые 36 локомотивов будут переданы ОАО «РЖД» для организации пассажирских перевозок на маршруте Москва - Сочи, в том числе в период проведения Олимпиады.

ЭП20 - первый российский электровоз, способный водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч. Локомотив будет оборудован асинхронным приводом на основе IGBT-транзисторов. Реализуемые технические решения позволят в несколько раз сократить объем технического обслуживания, увеличить межремонтные пробеги, а также обеспечить экономию электроэнергии.

В Сочи был также подписан контракт на выполнение работ по реконструкции железнодорожных тоннелей № 6 и 7 участка линии Сочи - Мацеста в рамках проекта «Строительство второго сплошного пути на участке Сочи - Адлер Северо-Кавказской железной дороги». Работы будет выполнять совместное предприятие дочерней компании ОАО «РЖД» - ОАО «РЖДстрой» и австрийской фирмы Alpine BAU ГмбХ - «Альпине-РЖДстрой ГмбХ».

ОАО «РЖД», ЗАО «Русагротранс» и Министерство экономики Республики Абхазия заключили трехстороннее соглашение о развитии зерновой логистической инфраструктуры Республики Абхазия. Стороны договорились построить перегрузочный комплекс по перевалке зерна мощностью до 500 тыс. т в год на территории, прилегающей к госпредприятию «Сухумский мельзавод». Он будет предназначаться для приема, временного хранения и погрузки на морские суда зерна, доставляемого железнодорожным транспортом. Соглашение позволит российскому производителю получить дополнительные конкурентные преимущества при экспорте российского зерна и существенно увеличит возможности российских производителей по перевалке зерновых грузов в бассейне Черного моря.

На форуме постоянно звучала тема XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г., рассматривались вопросы транспортного обеспечения Олимпиады 2014 г., ход подготовки к ней. Об этом говорил, в частности, мэр г. Сочи А.Н. Пахомов. Он подчеркнул особую роль ОАО «РЖД», обеспечивающего основной объем доставки грузов для объектов Олимпиады и непосредственно реализующего ряд крупных олимпийских проектов.

В дни работы форума президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин проинспектировал строительство объектов транспортной инфраструктуры Олимпиады, за которые отвечает компания, в частности совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-сервис». Участники инспекционной поездки стали свидетелями выхода горнопроходческого комплекса из транспортно-дренажной штольни тоннельного комплекса №1.

С мая 2009 г. с помощью комплекса было пройдено более 2,3 км. На торжественном митинге в честь этого события было отмечено, что строительство объектов ведется ОАО «РЖД» без отставаний, в соответствии с планом-графиком, утвержденным Наблюдательным советом ГК «Олимпстрой».

В целом сочинский бизнес-форум, состоявшиеся дискуссии продемонстрировали назревшую необходимость новых нестандартных подходов к экономическому развитию, принятия прорывных решений, базирующихся на согласованных, продуманных действиях и партнерстве, на взаимодействии различных отраслей, субъектов транспортного рынка, государства и частного бизнеса, на инновационных технологиях, перспективных для инвестиционных вложений.