Конференции и выставки

На основе конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества


В Санкт-Петербурге 6-7 июля прошла вторая Глобальная конференция по железнодорожным грузовым перевозкам, организованная ОАО «РЖД » и Международным союзом железных дорог (МСЖД). В ней приняли участие представители более 120 железных дорог и железнодорожных компаний, межправительственных и неправительственных международных организаций, деловых кругов, ассоциаций транспортников, научных и учебных учреждений, товаропроизводителей и грузовладельцев почти из 40 стран мира.

Открывая конференцию, генеральный директор МСЖД Ж.-П. Лубину отметил, что она посвящена перспективам расширения сферы деятельности железнодорожного транспорта во всем мире, нахождению оптимальных путей преодоления мирового финансово-экономического кризиса, а также существующих барьеров в дальнейшем развитии международных железнодорожных перевозок. Он подчеркнул, что в наше время международные торговые потоки создают новые перспективы и потребности в эффективных, безопасных и рентабельных перевозках, обеспечивающих устойчивые показатели развития, и прежде всего при перевозках на дальние расстояния. Международный союз железных дорог вместе со всеми входящими в его состав железными дорогами активно работает над решением возникающих задач, с тем чтобы, работая вместе, превращать перспективы в реальность, добиваться роста на региональном и международном уровнях.

В приветственном слове к участникам конференции первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов напомнил, что главным результатом первой Глобальной грузовой конференции, прошедшей в 2007 г. в Нью-Дели, стало понимание необходимости укрепления сотрудничества между железными дорогами, транспортными компаниями, логистическим бизнесом и грузовладельцами с целью повышения эффективности международной торговли и реализации преимуществ железнодорожного транспорта. Ни одна железнодорожная компания, действуя в одиночку, не может добиться успеха при осуществлении международных перевозок. Результат может дать только взаимовыгодное сотрудничество и постоянный конструктивный диалог как с правительственными органами, так и с бизнесом в смежных областях. Важно активно продолжать начатую в этом направлении работу, рассмотрение новых идей и предложений в отношении архитектуры глобальной транспортной системы.

В этой связи В.Н. Морозов особо отметил, то большое значение, которое ОАО «РЖД» придает сотрудничеству с Международным союзом железных дорог, расценивая участие в этой организации как стратегический инструмент для повышения потенциала Российских железных дорог и их органичной интеграции в мировую транспортную систему.

В ходе пленарного заседания конференции, которому предшествовал краткий обзор тенденций в развитии международных грузовых железнодорожных перевозок, был обсужден, пожалуй, самый актуальный на сегодня вопрос: железнодорожный транспорт во время глобального экономического кризиса - вызовы и возможности.

Выступая на заседании, первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов отметил, что мировой финансово-экономический кризис существенно обострил вопросы развития инфраструктурных отраслей в долгосрочной перспективе. В частности, в прошлом году во многих странах существенно сократился спрос на железнодорожные перевозки. Чтобы успешно противостоять этим вызовам, необходимо предлагать потребителям еще более высокое качество перевозок, обеспечивать сокращение сроков доставки и снижать издержки. Сделать это можно лишь на основе инновационного подхода, подразумевающего системное применение новаторских решений, создание «прорывных» продуктов.

В.Н. Морозов подчеркнул особую роль государственного участия в развитии инфраструктурных отраслей экономики, неоднократно подтверждаемую мировым опытом. Финансовые вложения государства в развитие транспортной инфраструктуры являются одним из ключевых инструментов посткризисного развития экономики. Реализация таких проектов способствует созданию десятков тысяч рабочих мест, оказывает поддержку реальному сектору экономики, «связывает» государственные вложения на длительный срок и, следовательно, нивелирует риск возрастания инфляции, формируя реальный фундамент модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Еще одна важная задача государства - создание благоприятных условий для масштабного привлечения частных, как отечественных, так и зарубежных, инвестиций в отрасль, прежде всего на основе механизмов государственно-частного партнерства. Это тоже подтверждается мировым опытом. Одним из направлений инвестиционного сотрудничества могут стать реконструкция и модернизация железнодорожных вокзалов и формирование на их базе многофункциональных комплексов. Значительные возможности для привлечения частных инвестиций открывает развитие сотрудничества в сфере терминально-логистической деятельности.

Понимая важнейшую роль железнодорожного транспорта в развитии экономики страны и поддержании социальной стабильности, правительство России в 2008 г. утвердило государственную Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Она направлена на эффективное развитие Российских железных дорог, обеспечивающее повышение конкурентоспособности на внутрироссийском и международном транспортных рынках за счет значительных инвестиций в инфраструктурные проекты, внедрения инноваций в грузовых и пассажирских перевозках.

Для международных партнеров, как отметил В.Н. Морозов, реализация Стратегии-2030 и расширение интеграции Российских железных дорог в мировую транспортную систему открывают следующие возможности:
маркированный список более широкое использование транзитного потенциала и уникального географического положения России в качестве трансконтинентального транспортного моста в Евразии, обеспечивающего эффективные международные коммуникации;
маркированный список получение комплексных, соответствующих высоким стандартам качества транспортных услуг железных дорог;
маркированный список реализация перспективных бизнес-проектов в сфере железнодорожного транспорта.

В посткризисных условиях большое внимание компания уделяет внедрению инновационных схем сотрудничества. В.Н. Морозов привел примеры стратегически важных проектов, инициированных ОАО «РЖД», в частности строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм по территории Словакии до Братиславы и далее до Вены (Австрия) с созданием логистической инфраструктуры, запуск и развитие железнодорожного паромного сообщения между Усть-Лугой, Балтийском (Россия) и Зассницем (Германия) и др.

Помимо работы в традиционных для железнодорожного транспорта сегментах рынка, в условиях кризиса необходимо создавать и продвигать инновационные транспортные продукты и услуги, выходить на новые рынки, развивать перспективные направления бизнеса. При этом стратегия диверсификации деятельности должна ориентироваться на потребности клиентов: они все больше заинтересованы в комплексном транспортно-логистическом обслуживании на российском и зарубежных рынках по принципу «от двери до двери» при конкурентоспособной общей цене услуги. В этой связи ОАО «РЖД» стремится развивать различные направления логистического бизнеса - прорабатываются вопросы оказания услуг в сфере контрактной логистики, приняты решения по реформированию терминально-логистического комплекса компании.

«Развитие и модернизация железнодорожного транспорта - это продуманный, прагматичный ответ на вызовы сегодняшнего и завтрашнего дней, призванный сыграть значимую роль в восстановлении экономического роста и повышении общественного благосостояния стран - участниц МСЖД», - сказал в заключение В.Н. Морозов.

О необходимости расширения и повышения качества транспортных услуг, усиления на основе гибких логистических подходов клиентоориентированности железнодорожных компаний, активного сотрудничества грузоперевозчиков разных стран для повышения прибыльности железнодорожного бизнеса, а также о большой целесообразности и эффективности инвестиций в реализацию инфраструктурных железнодорожных проектов в нынешних экономических условиях говорили в своих выступлениях П. Блайо, исполнительный директор SNCF GEODIS, одного из крупнейших транспортных и логистических операторов Европы, К.-Ф. Рауш, член правления DB AG, А. Хокридж, исполнительный директор австралийской железной дороги QR National, С. Юргенс, член правления компании HHLA, управляющей Гамбургским портом, и другие выступавшие.

Обсуждение актуальных проблем и задач в сфере грузовых перевозок было продолжено в ходе восьми сессионных заседаний, в которых активное участие приняли и специалисты Российских железных дорог. Так, участники сессии «Сухопутные железнодорожные мосты - условия успеха» с интересом выслушали выступление директора Гипротранстэи Ф.С. Пехтерева о деятельности ОАО «РЖД» по развитию транспортных коридоров и реализации транзитного потенциала РФ. Сегодня компания активно содействует формированию целостной железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север - Юг», созданию прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспийского моря. Завершение в ближайшие годы этой работы позволит создать железнодорожный «сухопутный мост» протяженностью около 4,5 тыс. км от Санкт-Петербурга до иранского порта Бендер-Аббас и соединить Северо-Западную и Центральную Европу со странами Персидского залива и Южной Азии.

В июне 2009 г. в ОАО «РЖД» разработана и принята Программа действий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 г., так называемый инновационный продукт «Транссиб за 7 суток». В ней запланировано поэтапное повышение маршрутной скорости доставки транзитных грузов в контейнерах по маршруту Находка - Красное (граница с Белоруссией) с существующих 910 до 1500 км/сут к 2015 г. Таким образом, уже в 2012 г. будет обеспечена реальная возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 сут, а к 2015 г. за 7 сут будет преодолеваться расстояние до Бреста (белорусско-польская граница). По словам Ф.С. Пехтерева, это обеспечит существенный прирост объемов перевозок транзитных грузов в контейнерах в сообщении между странами Восточной Азии и Европы.

О реализуемых мерах по повышению качества транзитных грузовых перевозок, ускорению доставки грузов через всю Россию от Тихого океана до западных границ говорил в своем выступлении на сессии «Комбинированные перевозки - потребность в стимулировании эффективности» начальник Центральной Дирекции управления движением ОАО «РЖД» А.Ю. Миронов. Он, в частности, отметил, что введение упрощенного порядка декларирования перевозимых грузов в контейнерах позволило сократить простой контейнеров на границе с 3-5 сут до нескольких часов.

Большая работа проведена в сфере тарифов. Так, совместно с судоходными компаниями, морскими портами и иностранными железными дорогами формируются конкурентоспособные сквозные тарифные ставки от портов Японии, Республики Корея, Китая в страны Европы, СНГ, в том числе в Европейскую часть России.

В целях дальнейшего развития комбинированных перевозок ОАО «РЖД» координирует деятельность участников перевозочного процесса между Европой и азиатско-тихоокеанскими странами в части гармонизации транспортного права и оптимизации таможенных процедур, расширяет сотрудничество с транспортными компаниями зарубежных стран. Так, важным этапом развития комбинированных перевозок в транспортном коридоре Запад - Восток стало принятие решения главами железных дорог Германии, Польши, Белоруссии и России о создании четырехстороннего совместного предприятия, основной функцией которого является управление проектами по оптимизации перевозочного процесса в рамках международного транспортного коридора № 2.

По словам А.Ю. Миронова, необходимо активизировать работу по внедрению прогрессивных технологий комбинированных перевозок в России, в частности контрейлерных перевозок полуприцепов или полносоставных автопоездов на железнодорожных платформах.

В отдельную сессионную тему были выделены контейнерные перевозки. Здесь внимание участников обсуждения было в значительной мере сконцентрировано на требованиях к будущим контейнерам и средствам их транспортировки, в частности на создании с использованием возможностей современных информационных технологий интеллектуального контейнера в рамках реализуемой во многих странах концепции интеллектуального транспорта.

Большое внимание участники конференции уделили вопросам обеспечения правовой совместимости железнодорожных систем различных регионов. Сегодня из-за разницы в правовых документах, непрозрачности правил при трансконтинентальных перевозках клиенты железных дорог теряют значительные суммы, увеличивается и время доставки грузов.

Нужны активные шаги в сторону гармонизации нормативных документов. Об этом говорилось, в частности, на заседании сессии «Правовая гармонизация. Безбумажный документооборот». Как было заявлено, к 2013 г. планируется создать единую конвенцию в сфере грузовых перевозок для стран Евразии, в которой будут прописаны унифицированные, общие для всех перевозчиков правила. Там же будут содержаться технические требования к подвижному составу и инфраструктуре колеи 1520 и 1435 мм, правила перевозки опасных грузов, правила пользования грузовыми вагонами, технические регламенты, унифицированная транспортная накладная ЦИМ/СМГС и руководство к ней и др.

Создание единой конвенции должно существенно облегчить прохождение межгосударственных железнодорожных коридоров. Как было отмечено, ЦИМ/СМГС уже сегодня частично решает проблему разобщенности правовых норм при пересечении границ, заметно сокращает простои поездов.

Специальная сессия конференции была посвящена привлечению частных инвесторов на железнодорожный транспорт, стимулированию инвестиций в отрасль, развитию государственно-частного партнерства при реализации проектов железнодорожного строительства, реконструкции железнодорожной инфраструктуры и обновления парка подвижного состава. Отмечено, что опыт государственно-частного партнерства быстро накапливается на железных дорогах многих стран мира, железнодорожный транспорт становится более привлекательным для инвесторов, в том числе благодаря либерализации, реформированию отрасли.

Большой интерес вызвала сессия «Зеленая» логистика - возможности для железнодорожного транспорта», на которой были обсуждены вопросы охраны окружающей среды при транспортировке грузов по железным дорогам, внедрения экологически чистых технологий перевозок, их преимуществ, привлекательности для клиентов, создания экологичного подвижного состава и др.

Выступая на сессии, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович отметил, что для компании «зеленая логистика» является не данью моде, а реальностью современного мира. Задачи экономического и экологического развития сегодня неразрывно взаимосвязаны. Поэтому в компании была принята и реализуется Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г., которой предусматривается снижение негативного воздействия на окружающую среду на 35% к 2015 г. и на 70% к 2030 г. Данная стратегия была отмечена Министерством природных ресурсов и экологии как лучший экологический проект 2008 г. С момента создания компании за 6 лет выбросы вредных веществ в атмосферу снизились на 40%, а сбросы загрязненных сточных вод - на 63%.

В рамках реализации стратегии создан комплекс производственного экологического контроля, охватывающий все железные дороги России. В его состав входят 120 стационарных и передвижных экологических лабораторий, а также 90 пунктов экологического контроля в локомотивных депо. Российские железные дороги обладают уникальным поездом - лабораторией, предназначенной для определения содержания в атмосфере газовых и аэрозольных примесей, радиационных и термодинамических параметров, что обеспечивает раннее обнаружение и прогнозирование развития аварийных и экстремальных экологических ситуаций, оценку техногенных воздействий на природную среду.

Важной составляющей системы экологической безопасности компании является мониторинг перевозки специальных и опасных грузов, созданный на базе спутниковой системы ГЛОНАСС и систем цифровой связи.

Приоритетное значение ОАО «РЖД», как крупнейший корпоративный потребитель энергоресурсов в России, придает энергосбережению и повышению энергоэффективности. Это одно из важнейших направлений экологической политики. Уже в первый год существования компании ОАО «РЖД» была разработана и принята Энергетическая стратегия на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г., которая в 2008 г. актуализирована с учетом изменений экономической ситуации. В результате реализации стратегии энергоэффективность перевозочного процесса достигла максимального уровня за всю историю Российских железных дорог. С 2004 г. энергоемкость грузовых перевозок снижена на 4,2%, сэкономлено 1,3 млрд. кВт•ч электроэнергии и более 100 тыс. т дизельного топлива. Фактически железные дороги ежегодно сокращали выбросы парниковых газов более чем на 625 тыс. т.

Ведется разработка современного энергоэффективного, экологичного подвижного состава. Так, компанией создан первый в мире магистральный грузовой газотурбовоз ГТ1-001 на сжиженном природном газе мощностью 8300 кВт. Высокие тяговые показатели газотурбовоза позволили провести поезд весом 15 тыс. т, что является мировым рекордом для автономных локомотивов с одной силовой установкой. При этом вредные выбросы газотурбинной установки более чем в 5 раз ниже нормативных требований к дизелям директивы ЕС 2012 г., а уровень внешнего шума соответствует требованиям ГОСТов. Многое делается для повышения энергетической эффективности и экологичности тепловозного парка.

На сессионных заседаниях были рассмотрены также актуальные вопросы глобальной логистики, основанной на железнодорожном транспорте, проблемы и перспективы мультимодальных и интермодальных перевозок, более широкого применения с учетом опыта североамериканских железных дорог повагонных отправок, возможности организации новых международных транспортных маршрутов, актуальные задачи транспортной науки и др.

Высказанные в ходе дискуссий предложения и выводы были учтены в подготовленной по итогам конференции Декларации. В ней отражена важная роль железнодорожного транспорта в достижении устойчивого экономического и социального развития стран Европы, Азии, Америки и Австралии и растущая потребность в надежных, эффективных, безопасных и экологичных железнодорожных транспортных связях между всеми регионами мира с целью расширения международной торговли товарами и услугами. Подчеркнуто, что эти связи должны основываться на сближении национальных законодательств и предписаний с международными транспортными соглашениями и конвенциями, упрощении и гармонизации транспортно-таможенных и других процедур пересечения границ, прежде всего при осуществлении транзитных перевозок, скоординированном развитии транспортной инфраструктуры и дальнейшем научном исследовании транспортных проблем, связанных с осуществлением грузовых железнодорожных перевозок.

Большое значение имеет деятельность в этом направлении, осуществляемая Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Международным союзом железных дорог (МСЖД), Межправительственной организацией по железнодорожному транспорту (ОТИФ), Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным координационным советом по транссибирским перевозкам (КСТСП), Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, международными финансовыми институтами и другими международными организациями.

Отмечена также важная роль частного сектора и рыночных механизмов в развитии эффективных транспортных услуг, логистических систем и их позитивный вклад в развитие и модернизацию инфраструктуры во всех регионах мира.

В Декларации названы следующие основные направления развития железнодорожных грузовых перевозок, поддержанные участниками конференции:
маркированный список определение сети интегрированных интермодальных международных транспортных коридоров/маршрутов;
маркированный список формализация международных транспортных коридоров/маршрутов через принятие новых международных соглашений или внесение изменений в существующие в качестве основы для их дальнейшего развития;
маркированный список упрощение процедур пересечения границ доступа в порты и др. на основе соответствующих международных конвенций;
маркированный список введение в действие международных транспортных маршрутов через заключение эффективных соглашений и проведение периодической оценки хода их реализации по каждому из маршрутов;
маркированный список создание/развитие современных информационных технологий;
маркированный список развитие транспортной логистики;
маркированный список развитие частно-государственного партнерства с привлечением заинтересованных экспедиторов и грузовладельцев;
маркированный список перспективное развитие эффективного сотрудничества международных и других задействованных организаций;
маркированный список ускорение развития мультимодальных перевозок грузов в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки груза при смене видов транспорта, предполагающее, в частности, использование железнодорожных паромных переправ, лихтеровозов, поощрение комбинированных, в том числе контрейлерных, перевозок;
маркированный список интенсификация работы по унификации нормативной правовой базы, регулирующей функционирование железнодорожного транспорта, связанной с технологией перевозочного процесса, повышением качества перевозок и их безопасности, снижением вредного воздействия на окружающую среду;
маркированный список расширение сети терминалов, используемых для интермодальных перевозок;
маркированный список координация усилий международных организаций, направленных на развитие сети инфраструктуры комбинированных перевозок, в частности путем применения евроазиатского Соглашения в важнейших линиях комбинированных перевозок на основе существующего европейского Соглашения;
маркированный список содействие инновациям на транспорте, таким как проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на создание интегрированной мировой транспортной системы;
маркированный список проведение гармонизированной тарифной политики при осуществлении контейнерных перевозок грузов по международным транспортным коридорам;
маркированный список создание и внедрение гармонизированных систем информационного обеспечения на железнодорожном транспорте, включая формирование банка данных, электронный обмен данными, автоматическую выдачу и электронную обработку транспортных и сопроводительных документов, развитие телекоммуникационных сетей на железнодорожном транспорте, обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;
маркированный список сокращение негативных последствий от выбросов загрязняющих веществ, шума, аварийности путем разработки и внедрения международных стандартов и правил, а также путем стимулирования исследований и разработки новых безопасных и не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду технологий грузовых перевозок железнодорожным транспортом;
маркированный список привлечение государственных, частных и иностранных инвестиций в развитие сектора железнодорожного транспорта, в реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Участники конференции выразили признательность руководству Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Международного союза железных дорог за организацию и проведение конференции, решения которой, по общему мнению, будут способствовать формированию устойчивой целостной железнодорожной системы, повышению конкурентоспособности и привлекательности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

Аннотация статьи

На основе конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества
С. 2-7.

Статья посвящена второй Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам, организованной ОАО «РЖД» и Международным союзом железных дорог. Дан краткий обзор тенденций в развитии международных грузовых железнодорожных перевозок, обсужден актуальный вопрос - железнодорожный транспорт во время глобального экономического кризиса: вызовы и возможности, а также вопросы обеспечения правовой совместимости железнодорожных систем различных регионов, привлечения частных инвесторов на железнодорожный транспорт, стимулирования инвестиций в отрасль, развития государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: вторая Глобальная конференция по железнодорожным грузовым перевозкам; международные грузовые железнодорожные перевозки; единая конвенция в сфере грузовых перевозок; правовая совместимость железнодорожных систем; «зеленая логистика»; концепция интеллектуального транспорта.