Конференции и выставки

На острие инновационных технологий


Б.С. Ицкович, спец. корр. журнала
Фотографии предоставлены газетой «Евразия-Вести» и ООО «Бизнес Диалог»

В октябре под лозунгом внедрения инноваций с небольшим разрывом во времени прошли два традиционных мероприятия, посвященных деятельности и развитию инфраструктурных систем отрасли, - Пятая международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ -2010») и 15-я Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2010»).

Конференция «ТрансЖАТ -2010» прошла на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. Традиционно ее организаторами выступали ОАО «РЖД», Северо-Кавказская железная дорога при активном участии РГУПСа.

Под флагом конференции собралось около 700 участников. В их числе представители органов государственной власти Российской Федерации, работники российских и зарубежных железных дорог, руководители и специалисты дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД », разработчики и изготовители средств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, сотрудники проектных, научных и строительно-монтажных организаций, высших учебных заведений. Традицией конференции стало участие в ее работе начальников дистанций СЦБ . Именно им приходится внедрять и обслуживать новые устройства и системы, и именно они как никто другой могут оценить их достоинства и недостатки.

Открывая конференцию, вице-президент компании В.Б. Воробьев напомнил, что она проходит в преддверии очередного этапа реформирования компании - создания центральной и региональных дирекций инфраструктуры. На инфраструктурные подразделения холдинга приходится около 40% расходуемых компанией средств, 35% контингента. В этой структуре предстоит найти свое место и определить свою роль одному из ее важнейших элементов - хозяйству автоматики и телемеханики.

Сегодня, при существующих средствах сигнализации и автоблокировки, отечественные железные дороги зачастую с трудом справляются с предъявляемым объемом перевозок, возникают проблемы с предоставлением времени для ремонта инфраструктуры. Оптимальное их решение лежит на пути внедрения современных технических средств на микропроцессорной элементной базе, совершенствования технологии их обслуживания. И современные средства и системы автоматики и телемеханики действуют на многих станциях и участках сети. Так, в эксплуатации находятся различные системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов. Внедряется межпоездное регулирование на основе космических технологий. При этом часть технологий приходится заимствовать у зарубежных компаний, хотя и железные дороги европейских стран используют некоторые российские разработки.

Главный инженер Северо-Кавказской железной дороги В.В. Костюков в своем выступлении отметил, что наличие портов Азово-Черноморского бассейна, строительство олимпийских объектов и рост числа пассажиров в южном направлении увеличивают нагрузку на дорогу и требуют ее дальнейшего развития. И магистраль развивается рекордными темпами. Если в период с 2006 по 2009 г. железная дорога при реализации инвестиционных программ компании освоила около 80 млрд. руб., то только в 2010 г. - 90 млрд. руб. Значительная часть этих средств направлена на развитие основных грузовых направлений дороги, реализацию проектов строительства объектов олимпийской инфраструктуры, включая организацию интермодальных перевозок на участке Сочи - Адлер - Аэропорт Сочи, сооружение совмещенной автомобильно-железнодорожной дороги Адлер - Альпика-Сервис, где будут введены в работу новейшие системы железнодорожной автоматики с малообслуживаемыми напольными устройствами.

Для надежной работы технических средств предусматриваются максимальная автоматизация технологии обслуживания и постоянный мониторинг состояния объектов инфраструктуры. Реализация таких проектов связана с развитием всех хозяйств, при этом хозяйство автоматики и телемеханики становится определяющим, так как именно его средства обеспечивают безопасное и бесперебойное управление перевозочным процессом. Для объединения работы диспетчерского аппарата службы автоматики и телемеханики с оперативным технологическим персоналом дистанций на дороге создан и активно действует центр технической диагностики и удаленного мониторинга технического состояния устройств, реализованный на базе систем автоматизированного диагностического комплекса АДК СЦБ. На сегодняшний день системой АДК СЦБ оснащено более 100 станций, 9,5 тыс. объектов контроля. Итоги эксплуатационных испытаний подтверждают, что эта технология позволит значительно сократить время выполнения технологического процесса, автоматизировав мониторинг параметров устройств, многие из которых теперь контролируются не периодически, а постоянно.

Северо-Кавказская железная дорога была одной из первых, на которых начали применяться светодиодные головки светофоров числовой кодовой автоблокировки. Опытная эксплуатация проводилась на участках Кавказской дистанции СЦБ. Здесь значительно улучшились условия труда как работников дистанции, так и машинистов локомотивов. В этом году три перегона в пределах Тихорецкой дистанции также были оборудованы мачтовыми светофорами с модулями светодиодных систем. Магистраль, как заверил главный инженер дороги, готова стать полигоном для всех новых разработок.

Программу развития хозяйства автоматики и телемеханики, пути решения стоящих перед ним проблем изложил в своем выступлении начальник Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Н.Н. Балуев. Говоря о совершенствовании системы управления холдингом, переходе на трехзвенную структуру и организации дирекции инфраструктуры, он особо подчеркнул, что в обозримом будущем задача объединений дистанций СЦБ, пути и электроснабжения в одну дистанцию инфраструктуры стоять не будет. Скорее, наоборот, процесс усложнения техники во всех хозяйствах раньше или позже неминуемо ведет к разделению когда-то единого хозяйства на несколько, как это произошло в свое время с хозяйством сигнализации, связи и вычислительной техники. И создаваемые дирекции инфраструктуры - как центральная, так и региональные, - это прежде всего механизм повышения эффективности управления затратами. Поэтому нет необходимости создавать объединенные службы или дистанции инфраструктуры.

Продолжая тему реформирования, начальник департамента высказал свою точку зрения по поводу разделения эксплуатационной и ремонтной составляющих. По его мнению, для таких хозяйств, как локомотивное, вагонное или путевое, в которых граница между этими процессами очевидна и легко формализуется, такое разделение понятно, оправданно и оно последовательно реализуется в компании. Для хозяйств автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения это не так очевидно. И спешить с их реформированием в этом направлении не следует. Имеется некоторый опыт на пилотной Октябрьской железной дороге, где предпринята попытка организовать работу ремонтной Псковской дистанции СЦБ на территории двух эксплуатационных дистанций СЦБ - Великолукской и Дновской. Опыт не отрицательный, но и очевидный позитивный эффект там пока не наблюдается. Этот эксперимент продолжается, и он требует вдумчивого осмысления.

Говоря о техническом обслуживании и ремонте средств ЖАТ на основе внедрения новых технологий и применения современных технических средств, Н.Н. Балуев отметил, что со второго полугодия текущего года в хозяйстве начато внедрение централизованной системы сервисного обслуживания отдельных компонентов и систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Такая технология позволит вовлечь в процесс технической эксплуатации разработчиков и производителей техники, что будет способствовать повышению эффективности как собственно техники, так и работ по ее техническому обслуживанию.

В числе стратегических задач первой начальник департамента назвал передачу на локомотив по радиоканалу данных о разрешенных параметрах движения поезда. И это притом, что на постах диспетчерской централизации имеется полная информация о состоянии всех объектов, достаточная для управления движением поездов. И дело не только в отсутствии собственно соответствующих радиоканалов (хотя частично и в этом тоже) - нет протоколов информационных сообщений от устройств СЦБ на локомотив, технических решений по формированию этих сообщений, по ведению поездо-локомотивной модели участка и многих других необходимых решений.

Вторая задача - интенсификация перехода от релейных систем к микропроцессорным. При этом релейные системы, построенные сравнительно недавно, целесообразно модернизировать, дополняя их релейно-процессорной надстройкой. Это позволит сократить количество релейной аппаратуры, соответственно повысив надежность работы системы в целом, а также увеличить срок службы объектов. Предстоит также дальнейшее развитие систем диагностики и мониторинга, создание малообслуживаемого напольного оборудования.

Все это требует повышения роли ПКТБ ЦШ. Предлагается создать на его базе совещательный орган департамента для рассмотрения принципов построения, алгоритмов действия, схемотехнических решений действующих и вновь создаваемых систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Здесь должны обсуждаться все предлагаемые решения - от изменения отдельных контактов и функций до технических условий на системы в целом.

Еще одна новая функция, которую возьмет на себя проектно-конструкторское технологическое бюро департамента, - вертикализация управления некоторыми процессами, которые не доходили до уровня департамента. Теперь на ПКТБ будет замыкаться управление ремонтно-технологическими участками дистанций СЦБ, которое раньше заканчивалось на уровне дорожных лабораторий, а также управление системой технической документации.

В централизованной системе сервисного обслуживания на ПКТБ ЦШ возлагаются функции заказчика. В качестве центра системы технической диагностики и мониторинга оно также будет оснащено необходимыми техническими средствами, позволяющими получать, размещать и хранить дискретную и аналоговую информацию от всех систем диспетчерской централизации, диспетчерского контроля, мониторинга и при необходимости предоставлять ее авторизованным пользователям на договорной основе.

В заключение своего выступления Н.Н. Балуев напомнил, что стратегическое и тактическое руководство таким комплексом, как хозяйство железнодорожной автоматики и телемеханики, невозможно без действенной, всесторонней обратной связи по различным вертикалям - от работника на линии до руководителя департамента, от линейного сотрудника через разработчика и проектировщика опять-таки до департамента и др. Для этого предложено создать совещательный орган при ЦШ для обсуждения широкого круга вопросов, прежде всего проблем реформирования, особенностей работы при безотделенческой структуре, функционирования хозяйства в период становления Дирекции инфраструктуры и др. В состав этого органа предполагается ввести наиболее авторитетных начальников дистанций со всех дорог, признанных специалистов отрасли. Да и сама конференция стала важной составляющей такой обратной связи.

В своем выступлении, посвященном реализации принципов постоянного улучшения инновационных процессов железнодорожной автоматики и телемеханики, первый заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Ю.В. Митрохин также подчеркнул важность обеспечения обратной связи. В функциональных стратегиях обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса и управления качеством определены принципы управления, в том числе «Непрерывное совершенствование деятельности компании». Этот принцип ставится во главу угла любой системы управления качеством и требует создания систем с обратными связями.

Инновационная деятельность на железнодорожном транспорте реализуется в соответствии со стратегическими направлениями научно-технического развития компании, концепцией единой технической политики холдинга и рядом других документов, действующих в компании. В ОАО «РЖД» сформирована структура по управлению инновационной деятельностью.

Существующая модель постоянного улучшения инновационной деятельности предполагает, что на основе комплексного статистического анализа определяется текущая потребность в инновациях, выраженная в экономических и геополитических показателях. На их основе определяется потребность в технических изменениях. По техническим показателям производятся поиск технических решений, их отбор и формирование плана научно-технических работ с внедрением промышленных образцов. При отсутствии технического эффекта необходимо не только отказываться от проекта, но и вносить корректировку в метод отбора проектов. По экономической и геополитической эффективности оценивается эффективность предложенных технических мероприятий. Подобная методика отрабатывается Департаментом технической политики совместно с ПКТБ ЦШ.

Генеральный директор ОАО «НИИАС» С.Е. Ададуров в своем выступлении подчеркнул, что реализация основных направлений развития железнодорожного транспорта, изложенных в Стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 г., предусматривает расширение технических и технологических возможностей технических систем. Сделать это можно лишь на основе совершенствования систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Если до настоящего времени эти системы рассматривались в определенной степени как самостоятельно функционирующие, то сейчас они наряду с системами связи, обработки информации, поддержки принятия решений функционально интегрируются в общую систему управления перевозками как важнейший элемент обеспечения эффективности перевозочного процесса. Информационный обмен и взаимодействие с системами железнодорожной автоматики и телемеханики осуществляют все аналитико-управляющие системы, начиная с уровня системы передачи данных и заканчивая центрами управления перевозками и ситуационного управления ОАО «РЖД».

Все это лежит в русле общей задачи создания систем интеллектуального железнодорожного транспорта, где средства железнодорожной автоматики и телемеханики должны с заданным высоким уровнем технических и технологических показателей предоставлять информацию и, возможно, первичные структурированные сведения для принятия управленческих решений.

Ректор Ростовского государственного университета путей сообщения академик РАН В.И. Колесников рассказал о подготовке кадров высшей квалификации как важной составляющей совершенствования технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики. В частности, программа обеспечения качества подготовки включает удлиненную производственную практику. В вузе взят курс на создание единого информационного пространства, элементами которого являются образовательные порталы, система дистанционного образования, имитационные тренажеры. Тренажерная система включает в себя большое количество тренажеров, в том числе систем автоматики и телемеханики. Она позволяет обучать, контролировать навыки не только безопасного, но и эффективного управления движением на основе взаимодействия смежных специальностей. Разработаны уникальные методики, позволяющие формировать корпоративный стиль работы и персональную ответственность каждого за успешное функционирование всего механизма.

Участники конференции работали в четырех секциях. На заседаниях первой секции рассматривались проблемы совершенствования технического обслуживания и ремонта средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Вторая секция была посвящена системам управления движением поездов и маневровой работой на основе цифрового радиоканала и спутниковой навигации. Участники третьей секции обсуждали проблемы организации обновления и модернизации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, а также проблемы качества. Тема дискуссий на четвертой секции - «Инновационные подходы к подготовке и управлению персоналом в хозяйстве автоматики и телемеханики».

Новым элементом в формате конференции «ТрансЖАТ-2010» стала панельная дискуссия по проблеме внедрения светодиодных светосигнальных устройств, которой руководил главный инженер Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Г.Д. Казиев.

Он напомнил, что по заданию МПС России в 1997 г. были начаты исследования и разработки светодиодных систем для железных дорог. За время, прошедшее с тех пор, достигнуты определенные успехи. Так, в 2007 г. практически завершено оснащение светодиодами железнодорожных переездов на сети железных дорог. С 2005 г. ведется серийное внедрение светодиодных маршрутных указателей.

По плану научно-исследовательских работ институт «Гипротранссигналсвязь» разрабатывает железнодорожные светофоры всех типов со светодиодными системами. В январе текущего года утверждено распоряжение об организации работы в сфере разработки и внедрения светодиодных технических средств.

Для внедрения светодиодной техники в хозяйстве автоматики и телемеханики предстоит решить большой комплекс задач. Необходимо завершить разработку нормативной документации, разработать светодиодные модули для светофоров всех типов, а также схемотехнические решения для всех систем, в том числе микропроцессорных. Опыту и проблемам использования светодиодов на железных дорогах журнал также планирует посвятить специальные публикации.

Традиционно в рамках конференции действовала тематическая выставка. Поставщики систем, оборудования, решений для Российских железных дорог показали свои достижения. На большом стенде компании «ЭЛТЕЗА» специалисты могли ознакомиться с новыми образцами малообслуживаемого напольного оборудования, в частности с концептуально новыми стрелочными электроприводами. Компания «Бомбардье Транспортейшн» продемонстрировала пути развития своей системы микропроцессорной централизации, на стендах ряда компаний экспонировалась светодиодная техника для железных дорог.

Один из основных разработчиков и поставщиков микропроцессорных централизаций - компания «Радиоавионика». Как рассказал заместитель генерального директора компании В.И. Талалаев, «мы демонстрируем комплексный подход к реализации задач инфраструктурной компании и представили сегодня как свое видение обслуживания технических средств железнодорожной автоматики, так и наработки по путевому хозяйству. В частности, экспонируется система диагностики устройств средствами, применяемыми в дефектоскопии рельса. Рядом - вагон-дефектоскоп, основой оборудования которого стал комплекс АВИКОН-03м. Он оснащается дополнительными средствами наблюдения за объектами железнодорожной автоматики, позволяющими по видеоизображению определять дефекты отдельных элементов, в том числе стрелочных электроприводов, стрелочных тяг, соединителей, дроссель-трансформаторов. Сегодня работа идет в режиме видеоизображения, визуальной дешифрации, а впоследствии все будет автоматизировано. Таким образом, идеология комплексного подхода к содержанию инфраструктуры находит отражение в нашей экспозиции».

В области развития микропроцессорных систем централизации был продемонстрирован бесконтактный модуль управления стрелками и светофорами, опытная эксплуатация которого должна начаться в ближайшее время. Новый тестирующий комплекс для микропроцессорной системы ЭЦ, также представленный компанией, позволит проверять зависимости не только до ввода в эксплуатацию в заводских и лабораторных условиях, но также после внесения изменений, связанных с реконструкцией путевого развития станции, провести все виды испытаний и предоставлять уже готовый программный продукт для применения на конкретной станции.

В целом экспозиция выставки получила высокую оценку руководства ОАО «РЖД» и Департамента автоматики и телемеханики. По итогам конференции подготовлены рекомендации, которые станут для хозяйства руководством к действию. Результаты их реализации станут предметом обсуждения на следующей конференции «ТрансЖАТ».

В Петербурге в 15-й раз собрались участники Международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2010»). В этом году ее организатором стало ООО «Бизнес Диалог», генеральным партнером выступило ОАО «Российские железные дороги». Она собрала более 550 делегатов, представляющих 135 компаний из 11 стран мира.

Выступивший на пленарном заседании президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что сегодня без информационных технологий невозможно представить работу железнодорожного транспорта. Важно, что многие вопросы, обсуждавшиеся на предыдущих конференциях, вылились в конкретные проекты, дающие хорошие финансовые результаты. Так, три года тому назад родилась идея организации современных центров обработки данных, что послужило исходной точкой для проекта консолидации вычислений. Проект уже существенно сократил расходы компании на модернизацию и обслуживание вычислительных комплексов. Например, работа системы управления пассажирскими перевозками в настоящее время переведена в два центра обработки данных вместо 17 на каждой дороге. В ближайших планах такая же работа по консолидации систем управления грузоперевозками.

Эффективная работа транспортного комплекса зависит от четкой координации деятельности всех участников процесса - операторов, экспедиторов, грузоотправителей, портовиков, перевозчиков. Наряду с традиционными областями взаимодействия с портами, паромными переправами, где ведется информационный обмен в сферах взаиморасчетов и планирования подхода грузов, появляются новые задачи, в частности электронной декларации грузов, без чего невозможно реализовать амбициозные планы развития транзитных перевозок.

Глава компании напомнил, что в этом году правительством принята новая целевая программа «Информационное общество 2011 - 2020», основным направлением которой станет развитие национальной информационной инфраструктуры. Для ОАО «РЖД» важной составляющей этой программы является прежде всего информационное взаимодействие с федеральными органами власти. И связано это не только с взаимодействием в сфере финансов, экономики, налогообложения, но еще и с новыми задачами, которые предстоит решать. Это задачи совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок, для чего необходимо надлежащее взаимодействие между операторскими и перевозочными компаниями в сфере пригородных перевозок, с одной стороны, и субъектами Федерации - с другой.

Реформирование холдинга ставит также дополнительные задачи, связанные с развитием информационной инфраструктуры, в том числе увязывание в этой информационной инфраструктуре дочерних и зависимых обществ. Отрасли нужны уже не просто информационные системы, а системы экспертные.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по транспорту В.В. Клименко признал, что наработки в сфере информационных технологий на железнодорожном транспорте делают его одним из катализаторов процесса информатизации всего общества. Одним из важнейших направлений деятельности Комитета является работа над проектом законодательного обеспечения интеллектуальных транспортных систем в нашей стране. Разработана концепция, которая недавно размещена в Интернете. Также разработана концепция законопроекта о национальной системе интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации.

О роли информационных технологий в повышении эффективности бизнес-процессов рассказал в своем выступлении начальник Октябрьской железной дороги В.В. Степов. Это одна из пилотных магистралей, на которых отрабатываются новые технологии и структуры управления. «Мы в полной мере ощущаем, что информационно-телекоммуникационные технологии - это важнейший ресурс построения новой системы управления компанией на всех уровнях, в том числе и региональном», - заявил руководитель магистрали.

Одной из важнейших частей системы управления является система стратегического управления. Ее внедрение позволяет управлять организацией на постоянной регламентированной основе за счет постановки целей, доведения цели до уровня бизнес-процесса и создания системы измеримых показателей, на основе которых осуществляется эффективное управление бизнес-процессами. Октябрьская дорога внедряет в практику показатели эффективности управления процессами. Система уже используется для мотивации руководителей. Кроме того, ведется работа над созданием модели системы показателей для мониторинга основных бизнес-процессов компании.

Для решения этих задач необходимо сформировать процессную модель деятельности компании, позволяющую учесть характеристики каждого процесса вплоть до нижнего уровня и определить границы ответственности и полномочий филиалов, регламенты и показатели качества из взаимодействия. Задачи ИТ-комплекса в этом направлении заключаются как в информационной поддержке системы показателей, так и в обоснованном выборе этих показателей на основе процессной модели. Используемые в настоящее время упрощенные процессные модели позволяют решать задачи, соответствующие верхним уровням управления. Для более детального и массового описания процессов требуются современные программные средства бизнес-моделирования, позволяющие поддерживать единую базу знаний.

В.В. Степов рассказал и об информационном взаимодействии с участниками перевозочного процесса. Основу такого взаимодействия с клиентами составляет система ЭТРАН. На Октябрьской дороге к ней подключено более 740 предприятий, причем 260 из них организовали у себя режим подписания перевозочных документов с помощью электронной цифровой подписи. На дороге совместно с ЦФТО отрабатывается принципиально новая технология взаимодействия с клиентами, основанная на использовании терминалов коллективного доступа и формировании в ДЦФТО единого контакт-центра. Партнерам ОАО «РЖД» это позволит не только ускорить и упростить выполнение стандартных транспортных операций, но и в корне изменить собственную структуру сбытовых и транспортных подразделений, разгрузить или переориентировать на другие функции свои функциональные сети.

Ограниченность инвестиционных ресурсов в ИТ-отрасль требует их концентрации на развитии информационных технологий, дающих максимальную отдачу и позволяющих радикально повысить эффективность бизнес-процессов. Особое место здесь занимает проект единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой, так как этот инструмент позволяет реализовать процессный подход в управлении создаваемой Дирекцией инфраструктуры. Интеграция проекта АСУ инфраструктурой с системой электронного технологического документооборота с применением электронной цифровой подписи обеспечит полное, точное и своевременное информационное отражение реально происходящих технологических и управленческих событий.

Уникальным проектом, внедряемым на дороге для направления Санкт-Петербург - Москва, является комплекс «Автодиспетчер». Это система управления высокоскоростным движением поездов, которая наряду с принципиально новой для России технологией предоставления информации о движении поездов и состоянии технических средств инфраструктуры изменяет и технологию диспетчерского управления движением.

Начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям А.В. Илларионов отметил, что конференция Инфотранс уже в 15-й раз становится площадкой для обсуждения важных вопросов информатизации железнодорожного транспорта. При этом организаторы постоянно работают над улучшением формата конференции с целью поддержания ее актуальности и привлечения к ее участию в ней все более широкого круга специалистов, представляющих не только предприятия железнодорожного транспорта и транспорта в целом, но и другие компании, широкий спектр поставщиков оборудования и решений. За годы работы вокруг конференции сформировалось высококвалифицированное экспертное сообщество.

«На мой взгляд, наш опыт может быть использован при построении комплексных ИТ-решений,обеспечивающих в масштабах всей страны управление различными отраслями экономики, в том числе реализацию межведомственного электронного взаимодействия, обеспечение функции электронного правительства, работу над проектами в области создания информационного общества или создания единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом, которая сейчас запланирована Министерством транспорта», - заявил директор по информационным технологиям.

В целом в ОАО «РЖД» эксплуатируется более 4 тыс. различных информационных систем различного масштаба. В их числе есть системы, беспрецедентные по размерам и не имеющие аналогов в мире. Так, комплекс управления грузовыми перевозками ежесуточно обеспечивает обработку свыше 6 млн. операций с подвижным составом. В 2010 г. в его составе реализован пилотный проект автоматизированной системы управления порожними вагонами, предназначенный для оптимизации распределения приватных вагонов и обеспечения ими заявленных потребностей грузоотправителей. Эта задача реализована в достаточно короткий срок и на сегодняшний момент позволяет ОАО «РЖД» предложить рынку новую комплексную услугу «Грузовые перевозки», когда перевозчик взаимодействует на основе специально заключенного договора с владельцем подвижного состава.

Важнейший информационный ресурс - управление активами компании. Его важность обусловлена, в частности, реализацией мероприятий по совершенствованию системы управления ОАО «РЖД» и созданием новой организационной матричной модели, построенной по вертикально-функциональному принципу. Реализация этой системы позволяет информационно обеспечить весь комплекс задач, связанный с управлением объектами железнодорожной инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, контроля качества и управления стоимостью жизненного цикла объектов.

Важнейшим для хозяйства информатизации является крупный комплекс, обеспечивающий управление информационными технологиями. Это поддержка ИТ-процессов и услуг, обеспечение интеграции систем, администрирование и управление эксплуатацией оборудования. Известные организационные преобразования, которые произошли в хозяйстве информатизации за последнее время, позволяют использовать этот потенциал и для внешнего рынка. В частности, возможен новый формат взаимодействия с партнерами компании.

Отрасль зачастую воспринимается как потребитель решений, т.е. разработанного программного обеспечения либо технических средств, которые впоследствии сама эксплуатирует и сопровождает. Между тем достаточно перспективным для компании, тем более в условиях дефицита инвестиционных ресурсов, может быть переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг.

Возможно также применение продуктов, разработанных и опробованных в ОАО «РЖД», для решения задач других заказчиков. Благодаря им у других участников транспортного рынка и государственных ведомств могут быстро появиться адекватные инструменты управления и унифицированного взаимодействия, что даст синергетический эффект. Так, система электронного технологического документооборота с ЭЦП может стать основой защищенного межведомственного взаимодействия с гибко настраиваемыми маршрутами движения информации и полноценной реализацией возможностей юридически значимых электронных документов.

С основными направлениями развития ИТ-инфраструктуры ОАО «РЖД» участников конференции ознакомил директор Главного вычислительного центра компании В.Ф. Вишняков. Совершенствование деятельности ГВЦ идет по пути перехода на сервисные принципы организации работы. Ключевая идея такого перехода заключается в отказе от традиционной модели функционирования, при которой главной целью является поддержка информационных систем, к схеме, ориентированной на обслуживание основного бизнеса компании путем предоставления ИТ-услуг. Все услуги определены в терминах функциональных заказчиков и напрямую связаны с бизнес-процессами компании.

Внедрение клиентоориентированных технологий потребовало разработки и создания инфраструктуры открытых ключей, служащей базовым элементом для реализации юридически значимого документооборота с использованием электронной цифровой подписи. Удостоверяющий центр ГВЦ зарегистрирован на федеральном уровне и имеет все необходимые свидетельства. В перспективе эта инфраструктура будет представлять собой распределенную по территории России информационно-управляющую систему, являющуюся важной составной частью эксплуатационного сегмента деятельности компании и обеспечивающую юридически значимый документооборот для внешних и внутренних бизнес-процессов.

Работа конференции продолжилась в виде панельной дискуссии на тему «Приоритетные направления информатизации на железнодорожном транспорте» и на заседаниях секций, на которых рассматривались ИТ-взаимодействие участников транспортного рынка, построение и развитие ИКТ-инфраструктуры транспортных предприятий, телекоммуникации в технологических процессах железнодорожного транспорта и обеспечении интероперабельности перевозок, беспроводные технологии связи на железнодорожном транспорте, оптимизация ИТ-пространства транспортной компании, а также программное обеспечение и интеграционные платформы. В заключительный день работы конференции на двух круглых столах обсуждались программы вузов для ОАО «РЖД» в сфере подготовки специалистов и опыт в области телекоммуникаций: Россия, СНГ, страны Балтии, ОСЖД.

На выставке, развернутой в рамках работы конференции, новейшие решения продемонстрировали предприятия ИТ-комплекса компании, ОАО «НИИАС», поставщики программного обеспечения и оборудования.

Ицкович Б.С., заместитель главного редактора (ответственный секретарь) журнала «Железнодорожный транспорт»
На острие инновационных технологий
С. 20-24.

Статья написана по материалам Пятой международной научно-практической конференции «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ-2010»), на которой обсуждались проблемы обновления и модернизации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, внедрения современных технических средств на микропроцессорной элементной базе, и 15-й Международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2010»), посвященной вопросам информатизации железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: «ТрансЖАТ-2010»; «Инфотранс-2010»; инновационные технологии, информатизация железнодорожного транспорта.