Ремонтно-путевому комплексу - современную технику и технологии

Д.Е. Фредынский, спец. корр. журнала
Фото В.И. Сычева


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Аннотация статьи
 

В Калуге 9-10 сентября прошла традиционная международная выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010». В таком формате выставка стала комплексной, объединив в своих рамках не только производителей путевой техники, но и всей железнодорожной инфраструктуры. В ее работе приняли участие специалисты путевого хозяйства, электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики, связи. Более 150 компаний из России и других государств СНГ , ведущие зарубежные фирмы представили свою продукцию, в том числе современные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей, систем телемеханики и автоматики, электрификации. Открывая выставку, вице-президент ОАО «РЖД » В.Б. Воробьев отметил необходимость повышения требований к новой технике и в частности увеличения производительности и эффективности вновь создаваемых машин, что необходимо для оптимизации ремонта и текущего содержания пути, сокращения времени проведения ремонтных работ.

Большинство экспонатов выставки - это продукция путевого машиностроения: от путевых машин до путевого инструмента. Наиболее обширную экспозицию продемонстрировала группа компаний «Ремпутьмаш» - лидер в области производства и ремонта машин для обслуживания железнодорожных путей на «пространстве 1520». В альянс входят 9 предприятий транспортного машиностроения, специализирующихся на изготовлении, модернизации и ремонте путевых машин. Калужский завод «Ремпутьмаш» - головной, на выставке он представил широкий спектр современных путевых комплексов.

Одна из новинок выставки - рельсофрезерный поезд РФП-1, созданный заводом «Ремпутьмаш» в сотрудничестве с австрийской фирмой Mashinenfabrik Liezen (MFL). Первый образец изготовлен для нужд ОАО «РЖД». Поезд состоит из трех секций: тягово-энергетической с бункером для сбора стружки и двух рабочих фрезерных (СФ1 и СФ2) с кабинами управления и жилым отсеком. Поезд предназначен для восстановления профиля головок рельсов, удаления неровностей с длиной волн от 30 до 300 мм и от 300 до 3000 мм, снятия дефектного слоя металла на рабочих поверхностях рельсов - Р50, Р65 с любыми типами скреплений.

Поезд РФП-1 позволяет точно восстанавливать поперечный профиль рельса (±0,1 мм относительно номинала) на каждом участке обрабатываемого пути. Фрезерование обеспечивает за один проход съем металла до 1 мм с поверхности катания и 3-4 мм со стороны кромок при производительности 900 м/ч. По производительности и функциональным возможностям этот рельсофрезерный поезд в 1,7 раза превышает показатели машин, используемых в настоящее время. Фрезерование можно производить по любому профилю без демонтажа путевых переводов и при отрицательных температурах до -20 °С. По подсчетам, применение рельсофрезерных поездов РФП-1 для регламентных работ позволит значительно снизить ограничения скорости и шумность движения на железных дорогах, повысить безопасность движения и довести ресурс эксплуатации рельсов до 1 млрд. т груза брутто.
 

Путеукладочный кран УК25/25

Еще одна новинка - самоходная вакуумно-уборочная машина МВУ-18000, результат совместной конструкторской деятельности инженеров заводов «Ремпутьмаш» и «Калугапутьмаш» в кооперации со шведской компанией «Disab». Машина обеспечивает местную выборку загрязненного щебня без снятия рельсошпальной решетки, очистку стрелок, переездов, тоннелей, мостов, водных пропусков и дренажных каналов железнодорожного пути, уборку мусора со станционных путей при помощи щелевой насадки на конце всасывающей трубы, открытие электрических и сигнальных кабелей, рытье траншей и ям, разгрузку сыпучих материалов. Машина предназначена для использования на сети железных дорог колеи 1520 мм с рельсами Р50, Р65, Р75 на железобетонных и деревянных шпалах при всех видах рельсовых скреплений и всех видах балласта в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от +4 до +35 °С и от -2 до -10 °С.
 

Машина вакуумно-уборочная МВУ-18000

МВУ-18000 имеет ряд преимуществ перед машинами своего класса. Производительность ее на 15% больше, скорость выгрузки на 20% выше самых лучших образцов. Не требуется использования отдельного локомотива для транспортировки к месту проведения работ. Расширены технологические возможности машины за счет увеличения площади рабочей зоны и глубины выемки материала. Общая производительность возросла за счет сокращения времени на перемещение машины в пределах участка проведения работ. МВУ-18000 обеспечивает также уборку мусора с перронов. Производительность машины на различных режимах работы - от 28 до 50 м3/ч.

Гостям выставки был представлен современный универсальный тяговый модуль 2УТМ-4Л - новый двухсекционный локомотив, произведенный Калужским заводом «Ремпутьмаш» специально для ливийского проекта - строительства в Ливии железной дороги между городами Сирт и Бенгази протяженностью 554 км. 2УТМ-4Л предназначен для поездной работы по перемещению грузовых составов до 30 вагонов общим весом до 2500 т. Модуль может эксплуатироваться в условиях тропического сухого климата в диапазоне температур окружающего воздуха от -10 °С до + 55 °С и на высоте над уровнем моря не более 1000 м. При необходимости каждая тяговая секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица. Силовой агрегат - генераторная установка С2250D5 фирмы Cummins. Электронная система управления обеспечивает регулирование скорости движения на всем диапазоне скоростей, предотвращает буксование колесных пар, позволяет управлять модулем из любой кабины по системе двух единиц.
 

Рельсофрезерный поезд РФП-1

Аварийно-восстановительная машина

Номенклатура путевых машин, предлагаемая группой заводов «Ремпутьмаш», довольно широка. На отечественных железных дорогах используются производительные щебнеочистительные машины ЩОМ-1200, выправочно-подбивочно-рихтовочные непрерывно-циклического действия машины-автоматы ПМА-1 и ПМА-С, самоходные кювето-очистные машины МКТ-500 и кювето-траншейные МКТ-1П, рельсовозные составы повышенной вместимости РС-800/3, рельсошлифовальные поезда РШП-48К, различные машины для стабилизации пути.

После предыдущей выставки «Транспортная инфраструктура и путевые машины», проходившей в Калуге в 2008 г., между группой компаний «Ремпутьмаш» и французской компанией «Societe des Anciens Etablissements Lucien «Geismar» было подписано соглашение о совместном производстве средств малой механизации. Подобное сотрудничество позволяет не только обеспечить железнодорожников современным оборудованием, но и расширяет возможности для дополнительной деятельности компаний. Уникальность подписанного соглашения в том, что компания Geismar впервые пошла на передачу сторонней организации технической документации на производство продукции. Первые образцы оборудования уже прошли приемочные испытания. В частности, тестированы шурупогаечный ключ ТS-2, рельсорезный станок MTZ-350, рельсошлифовальный станок МС-3. Испытания подтвердили соответствие новой продукции стандартам ОАО «РЖД», показав экономию от использования этих средств малой механизации более 25 млн. руб. Эта продукция, производимая Товарковским филиалом Калужского завода и экспериментальным заводом «Металлист-Ремпутьмаш» (г. Советск) совместно с Geismar, была представлена на выставке. Различный путевой инструмент и средства малой механизации также демонстрировали ОАО «Калугатрансмаш», ЗАО «Кубаньжелдормаш», ООО «ЦентрТехПром», ЗАО «ЭнергопромИнжиниринг» и другие организации.

Один из крупнейших производителей путевой техники - ОАО «Калугапутьмаш» - также активно участвовало в работе выставки. На смотровой площадке были продемонстрированы путеукладочный кран УК25/25, обладающий повышенной грузоподъемностью и способностью действовать в кривых участках пути; выправочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР-02М для работы на всех видах ремонта, строительства и текущего содержания пути; ВПРС-10, которая может обслуживать пути небольшой протяженности с большим количеством стрелочных переводов; путевая самоходная рельсосварочная машина ПРСМ-6 и различные модули сопровождения путевых машин.
 

Тяговые модули (сверху вниз):

  1. трактор специальный ТМВ-1;

  2. промышленный модуль МТП-01;

  3. маневровый локомотив ЛГМ-1
    с комбинированной установкой;

  4. аварийная машина
    на комбинированном ходу;

  5. лаборатория дефектоскопная ЛДМ-1

В конце прошлого года состоялась инженерно-производственная кооперация двух крупнейших производителей путевой техники - калужских заводов «Ремпутьмаш» и «Калугапутьмаш». Это позволило им консолидировать усилия и представить потребителям практически полный набор путевых машин для строительства, обслуживания и капитального ремонта пути. Сегодня эта группа выпускает свыше 25 единиц техники. Совместные разработки позволили обоим заводам активно включиться в реализацию масштабного ливийского проекта. Потребовался перевод на европейскую колею целого ряда машин: платформ, хоппер-дозаторов, рельсовозов, стабилизаторов пути, путеукладочных кранов, электробалластеров. На сегодняшний день компаниями отгружено в Ливию около 255 единиц техники, которая активно используется на строительстве первого участка магистрали. Это современная техника, изготовленная в соответствии с самыми высокими международными стандартами.

Еще одну новинку в кратчайшие сроки разработал ОАО «Пермский МРЗ «Ремпутьмаш». Это транспортный мотовоз МТГ-2, предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузов при текущем содержании и ремонте железнодорожного пути, а также для перевозки ремонтных бригад. Конструкторы постарались, чтобы предлагаемый мотовоз имел ряд преимуществ по сравнению с аналогами: тележечная схема значительно снизила отрицательное влияние на путь, увеличенная грузовая площадка получилась за счет нижнего поперечного расположения двигателя, более экономичный двигатель нового поколения имеет экологические параметры ЕВРО-3, мотовоз оснащен простой гидравлической системой взамен гидродинамической передачи. Эту машину предполагают изготавливать в кооперации с Верещагинским ПРМЗ.

Одновременно пермские машиностроители подготовили к выпуску аналог этой машины, спроектированный для метрополитена. Новый тяговый модуль соответствует габаритам и условиям работы в тоннелях, у него предусматриваются двух- и трехосная схема привода и расположение двигателя на платформе. Технические решения по другим системам аналогичны МТГ-2. На платформе мотовоза может быть смонтировано любое технологическое оборудование. Разработаны варианты с установкой крана-манипулятора, емкости и вакуумной установки для откачки сточных вод в тоннелях, роторного снегоочистителя.

ОАО «Ярославский ВРЗ «Ремпутьмаш» показал специализированную платформу для погрузки и перевозки на место проведения ремонтных работ рельсов длиной 25 м или 12,5 м (соответственно 24 и 48 штук). В качестве базы используется типовая четырехосная длиннобазовая платформа мод. 13-9843. Она оборудована двумя оригинальными крановыми установками, обеспечивающими самостоятельную погрузку рельсов на платформу и их выгрузку. Заводом сконструирован также состав для перевозки рельсов длиной 100 м. Оборудование для перевозки 60 таких рельсов размещается на сцепе из четерыхосных платформ ПМ-820. Кстати, ЗАО «ПромСоюз» представило две сочлененные платформы с работающими синхронно погрузочными консольными кранами МКУ-1.

Компактным и экономичным тяговым модулям для маневровых работ и перемещения групп вагонов на тракционных путях промышленных предприятий в последнее время уделяется особое внимание. На выставке были представлены несколько образцов таких модулей. Так, Калужский завод «Ремпутьмаш» показал компактный двухосный промышленный модуль МТП-01 мощностью 360 кВт, Научно-производственное предприятие «Полет» (г. Обнинск) - маневровый локомотив ЛГМ-1 с комбинированной установкой (аккумуляторная батарея и дизель-генераторная установка), что позволяет эксплуатировать его в закрытых помещениях.
 

Выправочно-подбивочно-рихтовочнаямашина ВПРС-10

В работе выставки, как уже отмечалось, также принимали участие представители ведущих мировых фирм Plasser & Theurer (Австрия), MFL (Австрия), Cummins (Великобритания), Geismar (Франция), Disab (Швеция) и железнодорожники стран ближнего и дальнего зарубежья: Киргизии, Казахстана, Литвы, Украины, Белоруссии, Монголии, Индии, Швеции, Италии, ЮАР, Ирана, Греции, Азербайджана, Кувейта и Сирии.

В условиях роста объемов перевозок грузов, развития тяжеловесного и скоростного движения первостепенное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности движения. Комплексно оценить состояние объектов инфраструктуры и путевого хозяйства, как показывает мировой опыт, позволяют автоматизированные диагностические комплексы и системы обработки данных контроля. Сегодня на железных дорогах проходят опытную эксплуатацию два таких многофункциональных диагностических комплекса - двухвагонный АДК-И «ЭРА» (НПЦ «ИНФОТРАНС») и трехвагонный диагностический автоматизированный комплекс «Интеграл» (фирма «ТВЕМА»), измеряющий 117 параметров.
 

Диагностический комплексконтроля инфраструк туры АДК-И «ЭРА»

Диагностический комплекс «Интеграл»

Самоходный путеизмерительно-дефектоскопический комплекс «Север»

На выставке в Калуге демонстрировались различные средства неразрушающего контроля, выпускаемые ведущими отечественными производителями - группой компаний «ТВЕМА», НПЦ «ИНФОТРАНС», ПИК «Прогресс» и ОАО «Радиоавионика». Группа компаний «ТВЕМА» занимает доминирующее положение на рынке мобильных средств диагностики пути. На железных дорогах России и стран СНГ работает более 200 мобильных и 2000 объемных и переносных средств контроля железнодорожной инфраструктуры, изготовленных этой фирмой. Только в 2009-2010 гг. прошли приемочные и сертификационные испытания комплекс «Интеграл», самоходный путеизмерительно-дефектоскопический комплекс «Север», вагон-дефектоскоп ВД-УМТ-1, обеспечивающий работу при температурах от +50 °С до -50 °С и вагон-дефектоскоп-путеизмеритель «Декарт». На основе передовых инновационных технологий разработан мобильный измерительно-вычислительный комплекс диагностирования путевых устройств железнодорожной автоматики и телемеханики «Атлант» (контролирует эксплуатационные параметры устройств АЛСН. АЛС-ЕН, ТРЦ, САУТ и КТСМ). По заказу Центра ИССО изготовлены два вагона-лаборатории инженерно-геологического обследования земляного полотна железнодорожного пути. Для мобильных средств дефектоскопии закончены разработки бесконтактной магнитной центрирующей системы, системы визуального обнаружения дефектов «Свод», магнитно-акустического рельсового сканера «Марс», интеллектуального многоканального дефектоскопа «Синтез», аппаратно-программного комплекса автоматической расшифровки и обработки дефектограмм «Астра». На базе многофункциональной автомотрисы «Север» предусмотрено несколько вариантов исполнения - для диагностики пути и производства неотложных путевых работ, инспекционных поездок, полного инженерно-геологического зондирования и диагностики балластного слоя и земляного полотна, для контроля состояния технических объектов инфраструктуры.

Научно-производственный центр «ИНФОТРАНС» (Саратов) является ведущим предприятием по разработке и производству автоматизированных средств диагностики технических объектов железнодорожной инфраструктуры. В нынешнем году предприятию исполнилось 20 лет. В 2009 г. для ОАО «РЖД» был создан двухсекционный автоматизированный диагностический комплекс АДК-И «ЭРА», позволяющий измерять и оценивать 120 различных параметров. Для обслуживания скоростного и высокоскоростного движения разработана скоростная бесконтактная путеобследовательская станция КВЛ-П3.0, где применение оптических методов контроля и специальных математических методик позволило существенно повысить точность измерений и рабочую скорость, а также качественно расширить спектр параметров контроля.

На выставке предприятие также представило целую линейку съемных средств контроля: ручной путеизмеритель РПИ, рельсовый профилограф ПРС, тележку контроля волнообразного износа рельсов «Тивир», путевой шаблон АПШ. Эти устройства незаменимы при эксплуатации подъездных путей и путей необщего пользования.

ЗАО «ПИК Прогресс» за 20 лет создало четыре поколения вагонов-путеизмерителей ЦНИИ-4, которые решают практически все вопросы контроля геометрии пути и его мониторинга. Последняя модель - скоростная путеобследовательская станция ЦНИИ-4МД с бесконтактным съемом и автоматической обработкой информации - контролирует более 40 параметров пути, в том числе определяет и оценивает боковой износ, полный профиль поперечного сечения, стыковые зазоры и температуру рельсов. В результате съемок на линии Москва - Санкт-Петербург и проведенных на их базе расчетов были определены рациональные параметры ряда кривых, что позволило увеличить скорость поезда «Сапсан» и сократить время его хода на 15-17 мин. В настоящее время специалисты ЗАО «ПИК Прогресс» трудятся над расширением функциональных возможностей путеизмерителей, в части контроля угона бесстыкового пути. Завершается создание системы контроля геометрических параметров стрелочных переводов. Путеобследовательские станции ЦНИИ-4МД сегодня эксплуатируются на 11 железных дорогах сети.

Коллектив ОАО «Радиоавионика» разрабатывает и выпускает сложную радиоэлектронную продукцию, используемую при создании новых средств неразрушающего контроля рельсов и других ответственных объектов железнодорожного транспорта. Для контроля станционных путей и стрелочных переводов разработан и сертифицирован однониточный дефектоскоп АВИКОН-12 с регистрацией сигналов сплошного контроля рельсов. Разрабатывается также двухниточный дефектоскоп АВИКОН-14 с колесной искательной системой, обеспечивающей более плотное облегание поверхности объекта и позволяющей проводить полноценный контроль «проблемных» участков.

Во второй день работы выставки ее участники знакомились с новыми перспективными технологиями ремонта пути на полигоне станции Калуга-Товарная. Состоялась также конференция, на которой обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры и пути совершенствования путевой техники.

Прошедшая выставка, безусловно, будет способствовать усилению взаимовыгодного сотрудничества и расширению деловых связей предприятий и фирм, принявших в ней участие, поставкам на железные дороги современной, высокопроизводительной техники для строительства, обслуживания и ремонта железнодорожной инфраструктуры.

Фредынский Д.Е., редактор журнала «Железнодорожный транспорт»
Ремонтно-путевому комплексу - современную технику и технологии.
С. 28-33.

Рассказано о международной выставке-ярмарке «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010». Представлена продукция путевого машиностроения: от путевых машин до путевого инструмента, современные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей, систем телемеханики и автоматики, электрификации.

Ключевые слова: выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010»; «Ремпутьмаш»; «Калугапутьмаш»; рельсофрезерный поезд РФП-1; машина МВУ-18000; 2УТМ-4Л; диагностические комплексы АДК-И «ЭРА» и «Интеграл».
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования