Опыт внедрения и перспективы развития системы СИРИУС

По материалам сетевой школы
в Нижнем Новгороде


В.Д. Лерман
Нижний Новгород – Москва

Оптимизация перевозочного процесса на российских железных дорогах требует новых подходов к организации эксплуатационной работы и внедрения экономических принципов управления на основе реализации возможностей новых технологий, базирующихся на сетевой интегрированной корпоративной информационно-управляющей системе. Пилотный проект такой системы - СИРИУС - разработан и впервые отработан на Горьковской железной дороге*.

Анализу накопленного на сети железных дорог опыта внедрения системы и перспектив ее дальнейшего развития была посвящена проведенная ОАО «РЖД» в конце сентября 2005 г. на Горьковской железной дороге в Нижнем Новгороде сетевая школа.

В работе школы приняли участие руководители и ведущие специалисты департаментов управления перевозками, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, связи и вычислительной техники, корпоративной информатизации, реализации научно-технических программ, локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», служб перевозок, информатизации и связи и информационно-вычислительных центров (ИВЦ) железных дорог компании, ЦК российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, представители научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций железнодорожного транспорта, транспортных вузов и фирм-разработчиков информационных технологий для железных дорог - ГИПРОТРАНСТЭИ, ВНИИАСа, ВНИИЖТа, НПЦ «Транссистемотехника», Центра информационных технологий ЦИТТранс, НПО «ГИД-Урал», МИИТа.

Основная направленность этого представительного форума - внедрение в практику эксплуатационной работы железных дорог новых корпоративных управляющих технологий, основанных на сетевой интегрированной информационно-управляющей системе СИРИУС.

На сетевой школе председательствовал заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» С.Ю.Елисеев. С приветственным словом к участникам обратился главный инженер Горьковской железной дороги М.В.Логинов. Заместитель начальника Департамента управления перевозками С.Ю.Елисеев представил вниманию собравшихся доклад Департамента об итогах работы сети железных дорог за девять месяцев 2005 г. и первоочередных задачах оптимизации перевозок на основе новых управляющих технологий. О проводимой на Горьковской магистрали работе по стабилизации перевозочного процесса на основе системного решения вопросов повышения эффективности эксплуатационной деятельности с использованием современных программных комплексов рассказал заместитель начальника Горьковской железной дороги - начальник службы перевозок В.А.Юсупов.

Участники сетевой школы.
Слева - главный технолог системы СИРИУС,
заместитель начальника службы перевозок
Горьковской дороги Н.Ф.Слободенюк.

С большим интересом участники сетевой школы ознакомились с новыми возможностями СИРИУСа в рамках внедрения управляющих технологий второй очереди и планами дальнейшего развития этого комплекса, которые продемонстрировал на конкретных примерах главный технолог системы заместитель начальника службы перевозок Горьковской железной дороги Н.Ф.Слободенюк. Задачи второго этапа развития системы и пути их решения подробно рассмотрены в опубликованной в сентябрьском номере нашего журнала тематической подборке статей, подготовленной по инициативе Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» и редакции. Начальник ИВЦ Горьковской железной дороги Д.В.Быстрицкий рассказал об особенностях разработки и сопровождения программного обеспечения системы СИРИУС. Участники сетевой школы непосредственно на рабочих местах диспетчерского центра управления перевозками и ИВЦ Горьковской железной дороги ознакомились с функциональными возможностями системы СИРИУС.

На сетевой школе было отмечено, что сетевая интегрированная корпоративная информационно-управляюшая система является эффективным инструментом для решения широкого круга задач управления и организации перевозочного процесса, в том числе и логистического управления перевозками. Этой важной теме были посвящены выступления заместителя начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» С.Ю.Елисеева («Система СИРИУС как основа логистического управления грузопотоками») и заместителя начальника диспетчерского центра управления перевозками Северо-Кавказской железной дороги В.А.Антонова («Совершенствование технологии взаимодействия с морскими портами с использованием возможностей системы «СИРИУС»). Об использовании выдаваемой системой информации в управлении местной работой рассказал заместитель начальника службы перевозок Свердловской железной дороги А.В.Беднов. Журнальные варианты всех этих выступлений публикуются в номере.

Тематика докладов и сообщений, прозвучавших на сетевой школе, отразила широкий спектр вопросов разработки, внедрения и прикладного применения сетевой интегрированной системы, в решении которых теперь участвуют все железные дороги сети и организации, обеспечивающие научное и проектно-конструкторское сопровождение. Это - особенности разработки управляющих технологий системы, разработка, внедрение и перспективы развития единой дорожно-сетевой базы данных автоматизированной системы оперативного управления перевозочным процессом АСОУП2 на базе DB2, развитие интеграционных составляющих системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ» с системой СИРИУС, совершенствование технологии перевозок на основе взаимодействия СИРИУСа с системой автоматической идентификации подвижного состава, реализация в системе локомотивной модели на основе интеграции с АСУ тяговыми ресурсами и АСУ локомотивным хозяйством и др. Представители железных дорог рассказали о накопленном опыте сопровождения и администрирования системы.

В рамках сетевой школы состоялось также заседание профессиональной секции ЦК российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей по социальной защите работников хозяйства перевозок, улучшению условий их труда и быта, повышению заинтересованности в результатах работы ОАО «РЖД».

Участники сетевой школы одобрили опыт Горьковской железной дороги по использованию технологии управления перевозочным процессом на основе сетевой интегрированной корпоративной информационно-управляющей системы. В принятом сетевой школой решении красной нитью отмечено, что сетевая интегрированная корпоративная информационно-управляющая система СИРИУС является основой комплекса новых управляющих технологий, на котором базируется качественно новая концепция управления перевозками, предусматривающая увеличение веса и длины поездов, совершенствование организации вагонопотоков и повышение эффективности эксплуатации подвижного состава. Важная особенность системы - реализация принципа интеграции существующих информационных технологий и комплексов задач оперативного управления перевозочным процессом. Руководители и работники диспетчерского аппарата получили в свое распоряжение инструмент, позволяющий оперативно отслеживать в реальном масштабе времени, анализировать и принимать управляющие решения по объектам управления. Организация информационного обеспечения руководства перевозками на всех уровнях вертикали управления ЦУП ОАО «РЖД» - ДЦУ дорог - ЦУМРы отделений - станции уже сейчас позволяет повысить качество транспортного обслуживания грузовладельцев, сократить число случаев превышения сроков доставки грузов и связанные с этим финансовые издержки компании, улучшить использование подвижного состава. Система СИРИУС - надежная основа совершенствования эксплуатационной работы сети, железных дорог и линейных предприятий.

Вместе с тем отмечен ряд недостатков в реализации системы. В частности, до настоящего времени не сдана в промышленную эксплуатацию единая дорожно-сетевая база данных АСОУП2 на DB2 в ГВЦ ОАО «РЖД» и не обеспечен перевод разработанного функционального состава системы СИРИУС. Для ускорения решения задач по реализации на сети дорог информационно-управляющих технологий второй очереди в решении сетевой школы намечена широкая программа мер по устранению вскрытых недостатков и отработке ряда функций системы.

Система СИРИУС востребована практикой организации перевозочного процесса. Важнейшая задача железных дорог - полностью развернуть в ближайшее время базирующийся на ней комплекс новых управляющих технологий и добиться на этой основе совершенствования эксплуатационной деятельности компании ОАО «РЖД».
 


* См. «Железнодорожный транспорт», 2005, № 8