Эксплутационная работа

На основе развития взаимодействия и оптимизации управления


В.Н. Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»

В начале апреля 2008 г. в ОАО «РЖД» состоялось сетевое совещание по вопросу выработки мер, направленных на совершенствование эксплуатационной работы железных дорог. В работе совещания приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов, вице-президент компании В.Г. Лемешко, руководители и специалисты департаментов компании, железных дорог, дорожных диспетчерских центров, отделений дорог и станций, ДЗО, научных и проектных организаций железнодорожного транспорта. На совещании были рассмотрены задачи разработки механизмов взаимодействия ОАО «РЖД» с операторами и собственниками подвижного состава, дочерними и зависимыми обществами компании по повышению эффективности использования подвижного состава, улучшения качества планирования и организации эксплуатационной работы дорог, отделений и станций, совершенствования взаимодействия служб, реформирования структуры управления перевозками в условиях разделения инфраструктурной и перевозочной составляющих. Эти вопросы получили дальнейшее развитие на проведенном президентом ОАО « РЖД» В.И. Якуниным в Екатеринбурге общесетевом совещании с начальниками отделений и крупнейших сортировочных станций железных дорог. С этого номера журнала редакция начинает публикацию серии статей по актуальным проблемам совершенствования и повышения эффективности перевозочного процесса, подготовленных по материалам сетевого совещания.

Грузооборот на сети по итогам первого квартала вырос по сравнению с прошлым годом на 10,1%. Возросший объем перевозок освоен сниженным до 97,2% контингентом, а производительность труда повысилась на 12,2%.

С 1 апреля 2008 г. в компании начала действовать новая система оценки исполнения графика движения пассажирских поездов. Это предъявляет принципиально иные требования к работе пассажирского хозяйства и всего перевозочного комплекса в целом. Так, в марте исполнение графика оценивалось параллельно по прежним и новым параметрам и с использованием современных средств телекоммуникации и связи. И если по прежним методам оценки график проследования пассажирских поездов был выполнен на 99,4%, то по новой, более жесткой системе - на 89,9%. Особенно большие проблемы с выполнением графика сложились на Московской, Горьковской, Куйбышевской, Красноярской и Южно-Уральской железных дорогах.

Переход на новую систему - это реализация одного из важнейших принципов улучшения качества обслуживания пассажиров через оценку выполнения графика проследования поездов не по начальным и конечным точкам или границам железных дорог, а через фактическое прибытие или отправление по каждой станции или остановочному пункту на маршруте следования.

Необходимо в ближайшее время улучшить выполнение графика. Добиться положительных результатов можно только общими усилиями всех служб, занятых в перевозочном процессе. Прежде всего требуется улучшить координацию между комплексом управления перевозками и службами локомотивного хозяйства.

В условиях роста объемов перевозок и работ по капитальному ремонту пути одним из важнейших факторов повышения надежности и экономичности перевозочного процесса является маршрутизация перевозок грузов. Без нее невозможно обеспечить необходимую транзитность вагонопотоков и ритмичную работу пунктов выгрузки. В среднем по сети отправительский маршрут освобождает от переработки три-четыре станции, в ряде случаев число станций, на которых сокращается переработка вагонов, доходит до 8-10.

Однако динамика роста маршрутной погрузки сегодня не сопоставима с ростом общей погрузки. За период 2003-2007 гг. объем общей погрузки на сети вырос на 7,3 тыс. вагонов в сутки, или на 13,4%. Рост маршрутной погрузки составил 2,8 тыс. вагонов в сутки, однако уровень маршрутизации за это время повысился лишь на 0,7%.

Это связано с рядом причин. Так, с вводом в 2003 г. Прейскуранта № 10-01, предусматривающего применение поправочного коэффициента на тариф при перевозке грузов не только маршрутами, но и групповыми отправками, грузоотправителям стало более выгодным отправлять груз не полным маршрутом, а группами по 20 вагонов и более. Грузоотправитель при этом экономит на оплате пользования вагонами и получает скидки за групповые отправки.

Но групповые отправки значительно осложняют работу сортировочных станций при формировании поездов. Требуются дополнительные сортировочные пути, составы поездов с укрупненными группами вагонов длительно простаивают в парках приема, ожидая освобождения пути для накопления поезда, в который данная группа должна быть включена по плану формирования и др. Кроме того, нет заинтересованности грузоотправителей в организации ступенчатых маршрутов и маршрутов в расформирование, на которые не распространяется поправочный коэффициент.

Хотелось бы сказать и о роли руководителей железных дорог в вопросах организации маршрутных перевозок. По итогам февраля 2008 г. уровень маршрутизации к соответствующему периоду прошлого года возрос на 2% и достиг 38%. Однако на ряде железных дорог допущено снижение: на Северной - на 3,5%, Северо-Кавказской - на 2,3, Октябрьской - на 1,7, Дальневосточной - на 0,8%.

Затягивается согласование маршрутов, сформированных на путях общего пользования. Разработанная ВНИИАСом методика определения эффективности достаточно сложна для специалистов как дорожного уровня, так и центрального аппарата.

Для повышения уровня маршрутизации перевозок соответствующим структурам ОАО «РЖД» необходимо подготовить предложения в федеральные органы власти о пересмотре Прейскуранта № 10-01 - отмене поправочного коэффициента на групповые отправки и предоставлении поправочного коэффициента на ступенчатые маршруты и маршруты в расформирование. Во всех дорожных центрах фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) должен быть установлен порядок первоочередного рассмотрения и согласования заявок на отгрузку отправительскими маршрутами. Руководителям дорог и ДЦФТО следует совместно с промышленными предприятиями, владельцами подъездных путей рассмотреть возможность максимального увеличения уровня отправительской маршрутизации за счет календарной отгрузки в направлениях морских портов, предприятий черной и цветной металлургии, электростанций, обогатительных фабрик и т.д. С грузоотправителями необходимо провести работу по организации отправительских маршрутов на путях общего пользования при отсутствии возможности формирования отправительских маршрутов на путях отправителя или владельца подъездного пути, а специалистам ОАО «НИИАС» ускорить разработку программного обеспечения расчета эффективности маршрутизации на сети железных дорог ОАО «РЖД» и обеспечить ввод его в промышленную эксплуатацию во втором квартале 2008 г.

Исторически сложившаяся система управления перевозками, основанная на принципах работы общим парком вагонов, в новых условиях требует коренного пересмотра с учетом интересов всех участников перевозочного процесса, операторов и собственников подвижного состава, грузоотправителей и грузополучателей, пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Одним из важнейших результатов реформирования железнодорожного транспорта стало создание нормативной правовой базы, стимулирующей развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок при гарантированном обеспечении доступа операторов к инфраструктуре. В результате новый импульс получил процесс увеличения парка собственных грузовых вагонов: к настоящему времени численный состав грузовых вагонов частных компаний превысил 360 тыс. единиц, при этом количество компаний - операторов железнодорожного подвижного состава достигло 2500.

В ходе структурных преобразований создаются дочерние общества ОАО «РЖД» в сферах деятельности, которые могут осуществляться самостоятельными хозяйственными обществами и (или) открыты для конкуренции. Всего за время реформирования создано 52 дочерних и зависимых общества, в том числе пять компаний-операторов, владеющих собственным специализированным подвижным составом: «Первая грузовая компания», «ТрансКонтейнер», «Рефсервис», «Русская Тройка» и «РейлТрансАвто».

ОАО «Первая грузовая компания» создано в целях укрепления рыночных позиций РЖД за счет выравнивания тарифных условий с другими субъектами рынка и формирования ориентированных на клиента бизнес-процессов, обновления подвижного состава за счет повышения эффективности использования активов, создания капитализированной стоимости и возможности привлечения финансовых ресурсов с рынка акционерного капитала для решения актуальных инвестиционных задач. В уставный капитал компании внесено более 200 тыс. единиц подвижного состава: 75 тыс. цистерн, 47 тыс. полувагонов, 15 тыс. платформ, 14 тыс. крытых, 49 тыс. специализированных вагонов. Хозяйственную деятельность «Первая грузовая компания» начала в декабре 2007 г.

ОАО «ТрансКонтейнер» осуществляет хозяйственную деятельность с июля 2006 г. Компания создана в целях увеличения доли РЖД в сфере железнодорожных контейнерных перевозок за счет повышения сервиса до уровня мировых стандартов, привлечения новых объемов грузов на железную дорогу и увеличения инвестиционного капитала РЖД посредством формирования специализированной акционерной компании с высокой рыночной стоимостью. Сегодня «ТрансКонтейнер» - крупнейший российский контейнерный оператор. В компании работают свыше 5 тыс. человек, она располагает 47 собственными терминалами во всех грузообразующих центрах России, а ее 17 филиалов охватывают всю сеть российских железных дорог. В собственности компании находится свыше 24 тыс. фитинговых платформ и более 53 тыс. крупнотоннажных контейнеров. Приоритетным направлением деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» является развитие собственной международной агентской сети посредством эффективного взаимодействия с железными дорогами Европы и Азии, а также с экспедиторскими компаниями.

ОАО «Рефсервис» ведет хозяйственную деятельность с мая 2006 г. Миссия компании состоит в эффективном удовлетворении рыночного спроса на перевозки скоропортящихся грузов, повышении конкурентоспособности, достижении финансовой устойчивости и роста эффективности работы на рынке транспортных услуг. «Рефсервис» располагает крупнейшим парком рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов на территории России и стран СНГ. Это позволяет обеспечивать качественную перевозку грузов, требующих поддержания температурного режима.

Созданное в феврале прошлого года совместно с «ТрансГрупп АС» предприятие «РейлТранс-Авто» предоставляет комплексные логистические услуги по доставке автомобилей от места производства до места продажи. В настоящее время компания оперирует парком 2200 вагонов-автомобилевозов. В ближайших планах - расширение парка вагонов до 5100 единиц, соответствующих самым высоким требованиям автопроизводителей, а также выход на рынок европейской автомобильной логистики.

ЗАО «Русская тройка», учрежденное совместно с ОАО «Дальневосточное морское пароходство», начало операционную деятельность на рынке интермодальных перевозок в конце марта 2005 г. В настоящее время компания располагает большим парком 80-футовых фитинговых платформ, предназначенных для перевозки контейнеров. Уникальной особенностью такой платформы является возможность одновременной перевозки двух 40-футовых, четырех 20-футовых либо других допустимых комбинаций 40- и 20-футовых контейнеров. К моменту начала работы компании таких платформ на сети железных дорог практически не было. Формируя сквозной сервис, «Русская тройка» обеспечивает сближение фаз расписаний морской линии и графиков движения блок-поездов и предоставляет клиентам стабильный сервис в максимально короткие сроки.

Устойчивый рост объемов предъявляемых грузов в вагонах операторских компаний (как дочерних обществ ОАО «РЖД», так и частных) свидетельствует об активно развивающейся конкуренции в области оказания услуг по предоставлению подвижного состава для перевозок.

Кардинальные преобразования в отрасли требуют внесения соответствующих изменений в структуру ОАО «РЖД», в том числе в целях организации эффективного взаимодействия с операторами и собственниками вагонов, дочерними и зависимыми обществами - владельцами подвижного состава. На основе принципов правового и технологического взаимодействия участников рынка железнодорожных транспортных услуг, сформированных в Целевой модели рынка на третьем этапе реформирования, одобренной Правительством Российской Федерации в мае 2007 г., принята «Концепция системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД». Согласно концепции, основу производственного комплекса будущего холдинга составят Дирекция инфраструктуры, Дирекция перевозок и сбытовой комплекс. Пилотным полигоном для внедрения раздельных систем управления инфраструктурой и перевозками определены Октябрьская и Красноярская железные дороги.

Положительный эффект создается прежде всего за счет экстерриториального построения вертикали управления движением поездов и перехода на трехуровневую систему управления. На линейном уровне начальник станции - подразделения Дирекции перевозок - становится узловой фигурой перевозочного процесса, отвечая за прием, переработку и отправление поездов. Такова логика эффективного разделения бизнес-процессов: управлять и обеспечивать это управление, неся полную ответственность за возложенные функции.

Одновременно решается масштабная задача оптимизации количества и новых границ филиалов ОАО «РЖД» - территориальных подразделений инфраструктуры. Уже разработаны и утверждены президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным планы мероприятий по реализации принятых решений. В сжатые сроки предстоит выполнить огромную работу по пересмотру действующих положений, инструкций, разработке регламентов взаимодействия новых образований, нормативов и методов планирования работы, новых показателей и системы бюджетирования. Потребуется существенная переподготовка кадров управленцев. Предстоит значительно повысить роль технологических и организационных основ перевозочного процесса - плана формирования и графика движения поездов. Справиться с этими задачами можно только на основе привлечения широкого круга специалистов отрасли и организации их слаженной работы.