Инновационные технологии в управлении перевозочным процессом.
Полигон Рыбное - Челябинск

 


Вернуться к содержанию подборки

 
Версия для печати
 

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» предусматривает широкое внедрение в производственную деятельность компании инноваций, нацеленных на достижение ею лидирующего положения на отечественном и мировом рынках транспортных услуг. В частности, необходимо существенно повысить эффективность перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов за счет реинжиниринга и синтеза нового поколения систем управления, в которых должен быть реализован переход от автоматизации отдельных рутинных функций к автоматизации функций интеллектуальных: анализа ситуации, выбора оптимального решения, расчетов с использованием динамических моделей сложных систем.

Речь идет о перестройке системы управления эксплуатационной работой для существенного повышения роли технологических и организационных основ перевозочного процесса. В результате должна быть создана и внедрена эффективная система управления поездной работой, станционными процессами, тяговыми ресурсами и вагонными парками. Это требует качественно новых путей совершенствования информационного обеспечения процессов управления, использования самых современных технологий контроля и организации перемещения подвижного состава на сети железных дорог России.

При этом ориентация на инновационный прорыв базируется в первую очередь на совершенствовании самой системы управления перевозочным процессом, основы которого заложены в комплексном научно-техническом проекте «Оптимизация эксплуатационной работы на основе экономических критериев» (КНП-1). Это переход от административно-территориального управления эксплуатационной работой к управлению на технологически обоснованных полигонах, внедрение новых технологий планирования поездной работы в условиях обновления инфраструктуры, организация единого управления локомотивным парком на объединенных полигонах железных дорог и др.

В качестве основной задачи нынешнего этапа определены отработка базового технологического решения (включая аппаратные и программные средства) по этому комплексу вопросов, оптимизируемого по критериям стоимости и эффективности, его апробация и внедрение на полигоне Рыбное - Челябинск.

В проекте КНП-1 график движения и план формирования поездов, технологии оперативного управления перевозками и тяговыми ресурсами наполняются новым экономическим содержанием. Вместо традиционных показателей вводятся новые приоритеты и критерии оценки. Это, к примеру, стоимость определенной нитки графика, раздельный учет расходов, связанных с использованием инфраструктуры и вагонного парка, надежность выполнения нормативных и договорных сроков доставки грузов и своевременность подачи порожних вагонов.

Изменяются и сами традиционные подходы к составлению и реализации основополагающих документов организации перевозочного процесса - графика движения и плана формирования поездов. На железнодорожных направлениях предусматривается построение графика для экономически обоснованного числа ниток грузовых поездов. А с этим связано и экономическое обоснование потребности в поездных локомотивах и контингенте локомотивных бригад. Плановый график движения актуализируется на каждые сутки с учетом вариантного пропуска поездов в «окна» и назначенных на конкретную дату пассажирских поездов.

Для учета колебаний вагонопотоков и снижения простоев локомотивов с бригадами в ожидании полносоставных поездов устанавливается более широкое применение формирования групповых поездов, формирование поездов ряда назначений отдельно из груженых и порожних вагонов для подбора экономически эффективного числа секций локомотивов, выдаваемых под поезда, и др.

Отличительной особенностью новой технологии организации эксплуатационной работы являются внедрение принципа пономерного (по вагонам) планирования процессов поездной и местной работы, погрузки и выгрузки грузов, оперативный мониторинг своевременности доставки грузов и контроль дислокации и регулирования локомотивами и локомотивными бригадами.

Новые технологии и программные средства оперативного планирования поездной, местной и станционной работы предусматривают интерактивные режимы согласования, корректировки и утверждения планов по взаимодействующим уровням управления с автоматической рассылкой оперативных приказов причастным работникам и автоматизированным контролем выполнения планов и их экономической оценкой. В информационном обеспечении этих технологий особое внимание уделено разработке новой единой АСУ станций с созданием динамической станционной модели реального времени. Основа такой модели - регистрация состояния объектов перевозочного процесса на базе автоматического сбора информации с устройств СЦБ, систем идентификации подвижного состава и других технических средств.

Оперативное решение задач управления перевозками невозможно без системы взаимодействия с техническими хозяйствами инфраструктуры, для чего в составе КНП-1 развиваются системы автоматизации планирования «окон», выдачи предупреждений, контроля отказов технических средств.

Основополагающие элементы комплексной инновационной технологии организации эксплуатационной работы на направлениях разрабатываются под руководством топ-менеджеров ОАО «РЖД» группой научных работников и специалистов компании. Они предусматривают рациональную организацию всех процессов, в том числе автоматизированное формирование и ведение сквозного согласованного графика движения поездов на входящих в направление участках с учетом предоставления «окон» для ремонта инфраструктуры, управление тяговыми ресурсами на основе применения автоматизированной системы СИГНАЛ-Л, эффективную организацию развоза и сбора местных вагонов, четкое взаимодействие всех служб, обеспечивающих перевозочный процесс. Новая технология стала предметом обсуждения на состоявшейся недавно на Куйбышевской железной дороге сетевой школе передового опыта, в которой приняли участие специалисты служб железных дорог, непосредственно участвующих в перевозочном процессе.

Реализация комплексного проекта управления эксплуатационной работой на полигоне Рыбное - Челябинск с обслуживанием грузовых поездов объединенным парком электровозов позволила в текущем году сократить потребность в эксплуатируемом парке локомотивов на 10%, их средний простой на станциях оборота на 12%, уменьшить число случаев одиночного следования локомотивов на 50%, повысить производительность электровоза и средний вес поезда на 3,5%, сократить количество проведенных технических обслуживаний локомотивов ТО-2 почти на 90 единиц в сутки.

В соответствии с намеченными ОАО «РЖД» сроками АСУ СИГНАЛ-Л до конца 2009 г.будет внедрена на 14 выделенных полигонах сети железных дорог. В настоящее время разработана технология работы локомотивного парка на дорогах Урало-Сибирского полигона, в который входят участки Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Свердловской железных дорог.

В публикуемой в журнале тематической подборке статей на примере полигона Рыбное - Челябинск рассматриваются основные принципы организации эксплуатационной работы по направлениям и ее тягового обеспечения, автоматизации планирования и управления локомотивным парком, разработки графиков движения поездов с учетом предоставления «окон», организации работы локомотивных бригад, развоза местного груза и др.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования