Смотр-конкурс молодежных научно-технических проектов

 


Вернуться к содержанию
рубрики
 
Версия для печати
 

В июне 2009 г. в Центре научно-технической информации ОАО «РЖД» впервые состоялся смотр-конкурс лучших научно-технических проектов «бизнес-инкубатора» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), на котором свои разработки представили студенты и аспиранты вуза. На смотре-конкурсе присутствовали руководители и специалисты ОАО «РЖД», ученые и преподаватели МИИТа.

Смотр-конкурс проходил по трем номинациям - локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство и хозяйство коммерческой и грузовой работы. Причем во всех разработках наряду с аспирантами и студентами профильных кафедр участвовали студенты специальности «Управление инновациями».

В номинации «Локомотивное хозяйство» был представлен поршень для модернизации существующих и новых двигателей внутреннего сгорания. В предложенной аспирантом кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» А.С. Беляевым и студентом пятого курса Н.Ю. Ивановым конструкции предусмотрено регулирование нажатия керамических колец продольным плунжером, перемещающимся в поршне. Все кольца, кроме первого (огневого), секционные, каждое состоит не более чем из девяти секций, уложенных попарно с разведенными замками. Кольца могут поставляться как запчасти. Они полностью взаимозаменяемы с уже существующими.

Еще одна разработка - «Поворотный прожектор для установки на всех типах локомотивов». На всех современных локомотивах и моторвагонном подвижном составе ось оптической системы прожектора не отклоняется от оси кузова, что уменьшает освещенность в кривых. Предложенное группой студентов МИИТа решение позволяет поворачивать оптический блок прожектора в горизонтальной плоскости на угол ±20°, а в вертикальной плоскости - на 5°. Управление поворотом происходит автоматически по сигналам напольных устройств или полуавтоматически с помощью крестового переключателя. В номинации также был представлен разработанный студентами специальностей «Локомотивы» и «Управление инновациями» прибор для точного учета расхода топлива - ролико-лопастной расходомер, предназначенный для контроля расхода жидкостей и газов с точностью до 0,1%.

В номинации «Вагонное хозяйство» большой интерес вызвала разработанная аспирантом кафедры «Электрическая тяга» А.П. Васильевым и студентом пятого курса С.А. Бабаевым тележка с мультидифференциальным распределением осей для обеспечения заданных динамических характеристик движения кузова. Выполненные расчеты показали, что вагоны на таких тележках будут обладать большей устойчивостью. Снижается масса тележки, уменьшается износ колес и рельсов, улучшаются динамические качества.
 

Первый заместитель начальника
Департамента технической политики Ю.В. Митрохин (слева)
и заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство»
МИИТа В.И. Киселев (справа) вручают награды победителям конкурса

На кафедре «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» аспирантом А.Ю. Картамышевым и студентом Р.Я. Цинцадзе разработан нанокомпозиционный инструментальный материал ТТМ-Nano для механической обработки деталей повышенной твердости, а также деталей, восстановленных сваркой и наплавкой. Авторы рассказали, что разработанный ими материал сочетает в себе высокую твердость, ударопрочность и теплостойкость, обладает универсальностью применения. С его помощью можно осуществлять черновую и чистовую обработку, заменить шлифование тонким точением, сократить количество проходов.

В проекте «Ресурсосберегающая технология повышения износостойкости деталей подвижного состава и инструментов» (авторы - студенты С.Н. Ильин, Н.П. Клочков и Е.С. Якоби) предложена технология лазерного безокислительного нагрева. Она обеспечивает нагрев длинномерных деталей, поверхностный нагрев сканированием отдельных зон или всей поверхности детали и объемный нагрев всего сечения тонких обрабатываемых деталей для поверхностной или объемной закалки, нитрозакалки, химико-термической обработки, снятия остаточных технологических или эксплуатационных напряжений и для наплавки с целью восстановления размеров изношенных поверхностей деталей. Срок службы деталей увеличивается в 5-15 раз, объем ремонтных работ по изношенным деталям снижается в 15-25 раз.

Проект «Новые смазочные материалы для буксовых узлов», разработанный студентами Д.С. Паневиным и З.С. Андреевой, обеспечивает снижение стоимости эксплуатации буксовых узлов за счет совершенствования смазочных материалов и эксплуатации безремонтных буксовых узлов. В результате применения новых технологий увеличиваются сроки промежуточной и полуревизии при деповском ремонте, а также между капитальными ремонтами узлов.

В представленном в номинации «Хозяйство коммерческой и грузовой работы» проекте «40-футовый сборно-разборный контейнер» студенты А.М. Ушаков и О.П. Овчаренко предложили эффективное решение проблемы возврата порожних контейнеров после разгрузки. Уникальная конструкция позволяет перевозить на одной платформе в разобранном виде четыре порожних контейнера, в результате чего достигается экономия на порожнем пробеге, а также пространства на складах и терминалах.

Разработанный группой студентов проект «Адаптер-спутник контейнера для бескрановой перегрузки» предусматривает применение новых схем перегрузки контейнера с автомобиля на железнодорожные платформы и обратно в складское помещение. Контейнер с адаптером можно перегружать и складировать традиционными подъемно-транспортными средствами, а также перемещать по горизонтальной поверхности вдоль длинной стороны контейнера на элементах качения (катках). Принудительное перемещение производится любым техническим средством, например лебедкой.

Представляеют интерес проект «Контейнер для перевозки бытовых отходов» (авторы - аспирант кафедры «Путевые и строительные машины и робототехнические комплексы А.В. Сулковский и студента А.М. Закирова) с верхними и нижними распашными люками. Подъем и опускание верхних люков осуществляют гидроцилиндры, нижних - рычажная передача. Нижняя часть конструкции служит запорным механизмом для выгрузки отходов. Конкурентные преимущества разработки заключаются в быстрой загрузке при помощи кранов, выгрузке без использования ручного труда, а также в возможности недопущения порожнего пробега контейнеров в обратном направлении благодаря возможности перевозки в них различных грузов.

Прошедший смотр-конкурс показал перспективность идеи «бизнес-инкубатора» и высокую творческую активность студентов и аспирантов вуза в овладении современными знаниями и технологиями, в активном применении их на практике.

О.И. Остапенко, спец. корр. журнала
Фото А.Б. Романова

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования