Эксплутационная работа

Ученые отраслевых вузов - транспорту


Омский государственный университет путей сообщения

В научно-исследовательской лаборатории «Энергосбережение и электромагнитная совместимость» под руководством доктора технических наук, профессора, члена Центральной комиссии ОАО «РЖД» по ресурсосбережению В.Т. Черемисина ведутся исследования, направленные на снижение расходов ОАО «РЖД» на оплату электроэнергии.

Учеными разработан ряд руководящих инструктивно-методических материалов: стандарт ОАО «РЖД» «Политика управления топливно-энергетическими ресурсами»; методика анализа и планирования расхода электрической энергии на нетяговые нужды в ОАО «РЖД»; методика определения экономической эффективности создания Автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электрической энергии (АСКУЭ РРЭ) ОАО «РЖД»; методика по расчету технологических составляющих эффективности внедрения автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, обусловленных спецификой железнодорожной энергетики; методические рекомендации по обоснованию внедрения сальдированного учета электроэнергии на тяговых подстанциях.

Совместно с ДЭЛ Западно-Сибирской железной дороги ведутся разработки и опытные внедрения устройств электроснабжения с целью снижения потерь и повышения качества электрической энергии. Так, для совершенствования условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения разработано устройство раздела питания тяговой сети переменного тока, предназначенное для установки на постах секционирования межподстанционных зон с повышенными значениями уравнительных токов. Устройство автоматически обеспечивает выбор экономически целесообразной схемы питания тяговой сети по минимуму потерь электрической энергии в зависимости от поездной обстановки.

Для повышения качества электроэнергии, потребляемой на тягу поездов, разработано двухрезонансное устройство компенсации реактивной мощности с регулируемыми параметрами, которое позволяет симметрировать тяговую нагрузку, ограничивает потребление реактивной мощности, снижает поток высших гармонических составляющих тока тяговой нагрузки в питающую сеть.

Научно-производственная лаборатория «Технология ремонта подвижного состава» (руководитель д.т.н. С. Г. Шантаренко) ведет работы по обеспечению технологической готовности ремонтного производства.

В последнее время в ОАО «РЖД» поступили в эксплуатацию локомотивы новых серий, такие как ЭП1, 2ЭС5К, ЭП2К. Соответственно необходимо подготовить ремонтные депо к предстоящему техническому обслуживанию и ремонту.

Значительно сократить затраты на технологическую подготовку возможно за счет использования типовых технологических процессов. Типовые технологические процессы создают благоприятные условия для поддержания производства на современном научно-техническом уровне, обеспечивают возможность стандартизации средств технического оснащения, позволяют снизить трудоемкость конструкторских и технологических работ. Кроме того, использование типовых технологических процессов позволит значительно сократить процент брака при выпуске продукции без дополнительных текущих и капитальных затрат.

В 2008 г. были разработаны типовые технологические процессы на техническое обслуживание ТО-2 и текущие виды ремонта ТР-1, ТР-2, ТР-3 электровоза ЭП1. В комплект карт документации на типовой технологический процесс ремонта каждого узла входят следующие документы: титульный лист, ведомость технологических документов (ВТД), карты технологического процесса ремонта (КТПР), дефектации (КТПД), очистки (КТПО), операционные карты наплавки (ОКН), карты эскизов (КЭ). Переменная информация приводится в ведомости технологической применяемости (ВТП). Описание переменных данных производится по всему процессу с привязкой к каждой операции.

Результаты работы представлены и в электронном виде, что позволяет адаптировать любой типовой технологический процесс к конкретным условиям депо, используя стандартный набор офисных приложений.

Другой актуальной проблемой остается учет затрат времени и ресурсов при производстве ремонтных работ. Задача календарного планирования для любого предприятия и любого вида производства с учетом всех факторов, влияющих на выполнение плана, в общем виде не может быть полностью решена программными средствами, так как полностью автоматизирована. Однако использование разработанного программного обеспечения позволяет значительно упростить подход к технологической подготовке ремонта, систематизировать и распределять трудовые и производственные ресурсы при выполнении работ на основе сетевых графиков ремонта. При этом программа позволяет оперативно изменять параметры сетевого графика в зависимости от текущего состояния производства, что превращает сетевое планирование в действительно эффективный инструмент контроля ресурсов и управления технологическими процессами.

Время нахождения в ремонте как отдельных узлов и деталей, так и локомотива в целом в основном определяется наличием в депо средств технологического оснащения, обеспечивающих механизацию ремонтных операций.

Применение специализированного технологического оборудования повышает качество ремонта, а значит и эксплуатационную надежность локомотивов. Оснащение технологических процессов специализированным оборудованием играет важную роль при осуществлении в локомотивных депо тяжелых видов ремонтов: среднего СР и текущего объемом ТР-3.

Для повышения уровня технологического оснащения локомотивных депо разработан и усовершенствован комплекс нестандартного оборудования для механизации технологических процессов ремонта локомотивов, включающий более 50 наименований. Это прежде всего механизированные комплексы для ремонта (разборки-сборки) тележек, технологические участки разборки и сборки колесно-моторных блоков, технологические позиции ремонта тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин и другие виды технологического оборудования.

Новые технические решения, примененные конструкторами электровоза ЭП1 как первого отечественного пассажирского электровоза с опорно-рамным подвешиванием тяговых электродвигателей, определили необходимость разработки специализированного технологического оборудования для ремонта его агрегатов и узлов. Создан целый комплекс нестандартного технологического оборудования для ремонта электровоза ЭП1. Особое место в нем занимает оборудование технологического участка по ремонту колесно-редукторного блока (КРБ), которое позволяет производить разборку и сборку КРБ, а также его обкатку после ремонта с возможностью диагностирования. При этом предложен ряд новых технических решений, прежде всего в конструкции установки для распрессовки-запрессовки конических соединений и стенда динамического контроля колесно-редукторных блоков, на которые получены патенты на полезные модели. Конструкция установки позволяет осуществлять и контроль качества полученного конического соединения. Комплексы разработанного и усовершенствованного нестандартного технологического оборудования внедрены в технологические процессы ремонта более чем в 20 локомотивных депо сети железных дорог.

Подготовил С. Г. Шантаренко