Эксплутационная работа

В условиях полностью приватного парка вагонов


В ходе реформирования железнодорожного транспорта и перехода экономики страны на рыночные отношения в обеспечении отправителей грузов погрузочными ресурсами была создана абсолютно новая конкурентная среда. Она обусловлена появлением на рынке транспортных услуг многочисленных компаний - владельцев и арендаторов подвижного состава. В настоящее время на сети железных дорог приватные вагоны составляют более 60% парка подвижного состава. Они находятся в распоряжении почти 2000 компаний.

Большая работа по реорганизации операторской деятельности проведена и в ОАО «РЖД». Активно работают на рынке дочерние компании «Рефсервис» и «Трансконтейнер», специализирующиеся на перевозках грузов в рефрижераторном подвижном составе и контейнерах. Развивают интермодальные контейнерные и автомобильные перевозки ЗАО «Русская Тройка» и ОАО «РейлТрансАвто». Значительный вклад в развитие конкуренции на рынке транспортных услуг вносит ОАО «Первая грузовая компания». Ведется разработка бизнес-плана на создание ОАО «Вторая грузовая компания». Это позволит привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для обновления подвижного состава.

С появлением на рынке новых субъектов и формированием новых экономических отношений организация перевозочного процесса по традиционной технологии приводит к осложнениям в эксплуатационной работе железных дорог, связанным с перемещением на значительные расстояния порожних вагонов собственников, встречными перевозками однотипного порожнего подвижного состава и занятием для его отстоя станционных путей. В результате снижается пропускная и провозная способность железнодорожных линий, а следовательно, и возможности освоения перевозок народнохозяйственных грузов публичным перевозчиком - ОАО «РЖД».

Из-за расходов владельцев вагонов на оплату их порожнего пробега, содержание диспетчерского аппарата и агентской сети по сбыту своих услуг, организацию контроля за перемещением собственного подвижного состава увеличивается транспортная составляющая в цене продукции и нагрузка на экономику. Словом, назрела настоятельная необходимость упорядочения организации перевозок грузов в условиях приватизации вагонного парка на базе централизованного управления его использованием.

Проблемы взаимодействия железных дорог с компаниями - собственниками и операторами подвижного состава, рационализации управления парками грузовых вагонов разных собственников регулярно освещаются на страницах журнала. Этой важной теме было посвящено состоявшееся в сентябре 2009 г. заседание Научно-технического совета ОАО «РЖД». Президент компании В.И. Якунин, выступая на заседании НТС, подчеркнул, что железнодорожный транспорт как отрасль является инструментом реализации национальных интересов. Принципиально важно создать такие условия, чтобы грузовой вагон работал эффективно в интересах всей экономики страны. А это, по словам главы РЖД, требует создания системы государственного регулирования услуг по перевозкам грузов, сбалансированной по целям совершенствования конкурентной среды, тарифов и инвестиционных процессов развития инфраструктуры общего пользования. В результате будет снижена нагрузка на инфраструктуру, оптимизированы порожние пробеги, улучшены показатели использования вагонов и повышена управляемость перевозочным процессом.

В публикуемой в журнале тематической подборке статей рассматриваются базовые принципы и положения системы управления перевозками в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов, основные подходы к совершенствованию модели рынка железнодорожных транспортных услуг, предложения по нормативно-правовому регулированию взаимоотношений собственников подвижного состава с перевозчиком и ценообразованию на железнодорожном транспорте.