Лети вперед, паровозный ретротур!

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

По инициативе Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) и при поддержке ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги выполнен технический рейс первого в России дальнего ретро-поезда, который планируется запустить в регулярную эксплуатацию в будущем году. О первом шаге к практическому воплощению этой идеи - репортаж председателя ВОЛЖД А.Б. Вульфова.
 

О заповедной Бологое-Полоцкой линии Октябрьской железной дороги знают все любители железнодорожной старины. В этом году ей исполнилось сто лет. На сети железных дорог в центре страны нет более ценного в историческом отношении участка. Это настоящий заповедник истории чугунки: линия во многом сохраняет облик типичной железнодорожной магистрали начала ХХ века.
 

В последнее время компания ОАО «РЖД» предпринимает серьезные шаги по развитию железнодорожного туризма. И лучшей линии для создания регулярного ретропоезда на паровой тяге трудно себе представить. Участок Бологое - Осташков - Великие Луки с ветвью на Торжок расположен ровно посредине между двумя столицами. На станциях Бологое-2, Куженкино, Баталино, Осташков сохранились первозданные вокзалы замечательного кирпичного и деревянного архитектурного стиля, монументальные водонапорные башни, ручные стрелки, деревянные телеграфные столбы, песчаные платформы, утрамбованные, как гласит дореволюционный справочник, «до плотности хорошей садовой дорожки». Вдоль всей линии до сих пор существует столетний жилой фонд, растянувшийся на сотни верст, - казармы, полуказармы, сторожки, будки, которые пережили все страшные войны ХХ века. Все они выполнены c соблюдением единого эстетическогого подхода, как настоящее зодчество. В Фирово, Осташкове и Торопце уцелели гидроколонки для заправки паровозов водой. На участке Соблаго - Кувшиново по сей день живет и здравствует абсолютно уникальный раритет, который может быть занесен в красную книгу чугунки, - действующая электрожезловая система с семафорами.

Но не только старинными атрибутами железной дороги ценен этот участок. Россия щедро раскрывается здесь всеми своими гранями. История верхневолжской Голубой Руси уходит к первобытным стоянкам человека, в седую древность, отмеряя многовековую легенду. Глубоко родство этих мест с русской культурой. Бологое связано с именами Д. Эристова, Ф. Матюшкина и И. Пущина - лицейских друзей Пушкина, живописца и археолога Н. Рериха, князя Путятина, приглашавшего на охоту самого императора Александра III, живописцев А. Венецианова и И. Левитана, писателей Глеба Успенского и Чехова. Есть тут что показать и о чем рассказать туристам. Осташков славится не только своими старинными храмами и монастырями, типичными деревянными домиками, пережившими войну, но и знаменитой православной святыней - монастырем Нилова Пустынь на озере Селигер. Паломничество к Нилу Преподобному становится все более и более оживленным. А Торопец гордится родством с именем М. Мусоргского - одного из величайших русских композиторов.

Наконец, это край с самобытной, удивительно красивой природой, с особым заповедным покровом земли, таинственной синью ледниковых озер и суровой красотой густых лесов, первобытных мхов и папоротников. Бологовские и осташковские машинисты чуть ли не каждую поездку наблюдают дикого зверя, плотины бобров, глухарей и даже видели рысь. Медведь в этих краях тоже не редкость. Вода в речках и родниках чиста: в этих краях рождается Волга. И, конечно, болотами, клюквой и брусникой богаты бологовские и осташковские леса. Есть возле линии в районе платформы Горовастица болото Лебяжье, которое - видно с поезда - тянется на 15 километров: не болото, а коричневое море. Удивительная глушь в этих местах. Железная дорога - единственная ниточка связи с большим миром для жителей многих деревень.

Особой строкой прописана военная история. Она до сих пор отмечена воронками и осколочными ранами на вокзальных стенах и водонапорных башнях. Гитлеру несколько раз докладывали, что станций Бологое и Медведь, Осташков и Соблаго больше не существует, а поезда продолжали идти через них всем смертям назло под непрерывными бомбежками. Сегодня стоят на станциях памятные обелиски, на 124-м километре создан мемориал «Здесь был остановлен враг». Многие видели его с поезда, но мало кто знает, что возле него в лесных кустах до сих пор цепенеют доты, пролегают линии траншей и окопов, тянутся ряды колючей проволоки. Иногда находят и оружие. Военно-исторические клубы тут постоянно работают и никак не могут исчерпать материал.

Обо всем этом думалось, глядя на неторопливый ход высоких елей и дивной осенней желтизны за окном вагона под торжествующие гудки паровоза. И было это отнюдь не тридцать лет назад, когда паровозы еще работали на всем протяжении между Бологое и Полоцком, а совсем недавно, в уникальном ретропробеге, проведенном между Бологое и Великими Луками 30 сентября - 2 октября нынешнего года. Распоряжением вице-президента компании ОАО «РЖД» В.А. Гапановича - человека, внесшего особый вклад в сохранение истории отрасли, - Октябрьской дорогой и Всероссийским обществом любителей железных дорог была проведена генеральная репетиция будущего экскурсионного ретротура. Она была приурочена к 170-летию железных дорог России и 100-летию линии Бологое - Полоцк. Приглашенные в рейс журналисты и работники дорожных музеев из Челябинска, Иркутска, Саратова, Петербурга, Москвы смогли не просто проехать в вагонах поезда с паровозом с символическим в данном случае названием «Две столицы», но и посетить станции Бологое-2 и Куженкино с их уникальными архитектурными комплексами, осмотреть вокзал в Осташкове, где предполагается разместить музейную экспозицию по истории дороги. Они ознакомились с достопримечательностями Осташкова и на экскурсионном теплоходе проехали по озеру Селигер в монастырь Нилова Пустынь. Все это смогут увидеть и пассажиры будущего ретромаршрута, пережить эти впечатления. Так, благодаря железнодорожному пути как бы сомкнулись воедино, вечные российские символы - храмы, исторические монументы, пейзаж дикой природы, деревенская Русь. И все это под стук колес, гудки паровоза, память суровых лет. И еще одну грань должна охватить такая поездка: экскурсанты, по замыслу разработчиков ретро-тура, должны оказаться в Торжке, в знаменитых пушкинских местах, и уже оттуда вернуться в Москву или в Петербург.

Железнодорожная часть путешествия обещает быть интересной. Просто нужно ее красиво и содержательно представить. Музейщики сочли, что необходимо дополнить старину дороги. На станции Куженкино, например, можно разместить элементы вновь воссозданной старинной инфраструктуры - декоративные перила и фонари, семафоры, лавки, штакетник, клумбы. Можно нарядить персонал в старинную форму начала ХХ века, и отправлять туристические поезда ударами колокола, как встарь. Все это реально, а сама экскурсия под условным названием «На железнодорожной станции прошлого» обещает быть очень интересной: ведь про нашу богатейшую железнодорожную историю люди, увы, знают пока очень мало!

Ретрорейс, благополучно завершившийся 2 октября, официально именовался обкаткой паровоза. Для следования с поездом выбрали паровоз серии Су. Когда-то эти машины были самыми популярными пассажирскими паровозами в нашей стране. Сегодня из двух с лишним тысяч выпущенных экземпляров в действии сохранилось только два. Один из них, под номером 251-58, построенный в 1949 г. на Сормовском заводе, возродили к жизни мастера-умельцы уникального ретроцеха депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский под руководством бригадира Алексея Грука. Машина, любовно приведенная в рабочее состояние, пробежала своим ходом семьсот километров от Петербурга до Великих Лук и обратно без единой неисправности в пути, порой развивая скорость до 110 км/ч. Старая техника показала себя на высоте! Грамотно был разработан и график движения, что позволило вести съемки и изучать исторические объекты в пути следования в светлое время суток. Спасибо за это руководителям Октябрьской магистрали, и особенно ее Московского отделения!
 

Приглашенные в поездку любители железных дорог, журналисты и профессионалы-историки были единодушны: линия имеет очень большой потенциал туристического и просветительского использования. Надо активнее внедрять подобные проекты, с огромным успехом и популярностью осуществляемые во всем мире. При поддержке компании ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги уже в будущем году может начать работу первый в России регулярный экскурсионный дальний паровозный ретротур.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования