Из истории железных дорог

Работа железных дорог в 1915 г.


Походная жизнь: «Нельзя ли кипяточку?»
Бронепаровоз. Западный фронт. 1916 г.

«Журнал Министерства путей сообщения», 1916 г., кн. 1

Работа железных дорог в 1915 г. шла параллельно с работой нашей армии. Дороги перевозили войска, оружие, снаряжение, продовольствие, эксплуатируя железные дороги в занятых неприятелем областях, и отступали вместе с армией, уводя за собой подвижной состав, рельсы, части мостов, шпалы, чуть не полотно. Первая треть года была удачна как для армии, так и для железных дорог, и наша сеть была увеличена новой дорогой - Галицийской; вторая треть года была неудачна и для армии, и для железных дорог, и мы сами лишились полностью двух дорог: Варшавско- Венской и Привислинской, и отдельных участков Александровской, Северо-Западной, Полесской и Либаво-Роменской дорог. Следует впрочем отметить, что благодаря доблести наших железнодорожников мы при отступлении оставили во власти неприятеля гораздо меньше и подвижного состава, и рельсов, чем в свое время неприятель оставлял нам, отступая перед гнавшей его нашей армией в конце 1914 г. и начале 1915 г.

Но кроме этих забот по обслуживаю армии наши дороги несли еще крайне тяжелые обязанности по обслуживанию тыла, осложнившиеся военными обстоятельствами. Россия лишилась подвоза каменного угля через Балтийское море и лишилась Домбровского каменноугольного бассейна, пришлось привозить все эти грузы из Донецкого бассейна. Россия лишилась ввоза через сухопутную границу, Черное и Балтийское моря, и пришлось все ввозить и вывозить для обмена с заграницей через Финляндию, Архангельск и Владивосток на расстояниях, совершенно несоизмеримых с прежними. Все это в связи с военными перевозками потребовало от железных дорог самой напряженной работы, а когда некоторые подвозящие к столицам дороги оказались во власти неприятеля, то стал ощущаться и недостаток пропускной способности и подвижного состава.

Серьезную брешь в правильность работы железных дорог внес неожиданный поток беженцев. Из-за этого потока на многих дорогах движение, если не остановилось, то сильно спуталось, и результаты этой спутанности чувствуются еще и теперь в массе засланных грузов, затерянного багажа и задержки отправок со многих станций отправления. Осенью прошлого года положение железных дорог было настолько тяжело, что многие люди, склонные к унынию, собирались посадить Петроград на хлеб и на воду, эвакуировать лазареты и заводы, чтобы облегчить подвоз грузов к столице. До этого, однако, дело не дошло.

Положение отягчалось еще почти непрерывными поклепами на железной дороге, обвинениями и линейных, и центральных железнодорожных агентов в злоупотреблении, взяточничестве и тому подобных некрасивых вещах. Однако, несколько специальных ревизий, посланных в наиболее заподозренные районы, и постоянный установленный контроль на местах установили полную вздорность всех таких обвинений. Оказалось всего несколько мелких лихоимцев, соблазнившихся разыгравшейся вокруг них вакханалией наживы, немедленно и наказанных весьма сурово.

Несмотря на весьма тяжелые условия работы, движение на железных дорогах шло правильно, и за весь год не было ни одной крупной железнодорожной катастрофы. Все были на местах и зорко следили за порядком. Общее дело сплотило всех, и частные дороги работали дружно рука об руку с казенными, не делая различия между своими и казенными интересами.

В деле упорядочения и распределения массовых перевозок отметим прежде всего образование особого совещания по перевозкам как высшего государственного учреждения в составе представителей ведомств, членов Государственного Совета и Думы и общественных организаций, и распорядительного комитета в составе представителей одних правительственных учреждений. В деле наблюдения за правильностью оборота работы - создание особого института вагонных ревизоров, подвеску специальных проводов (так называемых диспетчерских) для телеграфных сношений агентов-распределителей вагонов со станциями, наконец, с конца года в составе эксплуатационного отдела образован особый военный подотдел.

Коммерческим отделом были приспособлены железнодорожные правила к военным обстоятельствам. Был разработан, по оценке особого совещания по перевозкам, весьма тонко продуманный циркуляр, устанавливавший порядок внеочередности отправления грузов, а в конце составлены и новые правила подвозки грузов к потребительным центрам по нормам, в корне меняющие прежние порядки, созданы правила для розыска владельцев и выдачи им эвакуированных из занятых неприятелем местностей грузов, установлены правила для розыска затерянного по дороге багажа, правила закрытия и открытия железнодорожных станций для приема грузов в запрещенных и затрудненных направлениях; правила о перевозке продовольственных грузов для армии; правила о подвозе дров к столицам и т. п.

Техническим отделом была выполнена масса работ по усилению существующих линий, развитию узлов, расширению отдельных станций в виду изменившейся их роли в военное время.

Железнодорожное же строительство продолжало вестись в 1915 г. усиленным темпом. В начале 1915 г. в постройке или в достройке находились новые железнодорожные линии, общее протяжение коих определяется в 12200 верст, в том числе строящихся средствами распоряжением казны 2700 верст и распоряжением частных железнодорожных обществ 9500 верст.

Железнодорожные учреждения министерства финансов в течение всего 1915 г. вырабатывали новый грузовой тариф, который должен был заменить неудачно составленный в 1914 г. военный налог на перевозку товаров.