Из истории железных дорог

Бронепоезда на обороне железнодорожного транспорта


Н. Колосов
«Социалистический транспорт», 1937 г., № 8-9

Мощное развитие авиации и мотомеханизированных частей заставляет тщательно организовывать охрану и оборону тыловых баз и путей подвоза, особенно железнодорожных. Среди боевых средств, обеспечивающих охрану и оборону железных дорог, военными специалистами отмечается роль бронепоездов.

Как же расцениваются боевые качества бронепоездов в иностранных армиях, особенно после империалистической войны?

Германский фашизм еще задолго до одностороннего упразднения гитлеровским правительством установленных для Германии по Версальскому договору военных ограничений имел бронепоезда. С приходом к власти Гитлера началась лихорадочная работа по приведению железнодорожного хозяйства в боевую готовность. Сразу же приступили к постройке 18 бронепоездов, началась постройка специальных платформ для зенитных орудий и т. д. Фашистское общество «Bahnschutz» имело бронепоезда, бронеплощадки, которые по внешнему виду были похожи на пассажирские вагоны.
 

Бронепоезд им. Розы Люксембург с красноармейцами
на Восточном фронте Гражданской войны. 1920 г.

После империалистической войны бронепоезд оценивается германскими военными как быстроходное боевое средство значительной силы и морального воздействия, но непригодное для длительного огневого боя и не способны противостоять противнику, имеющему сильную артиллерию. По их мнению, бронепоезд очень выгодно применять на театрах военных действий во взаимодействии с войсками, непосредственно следующими за ним или продвигающимися параллельно поезду, причем, бронепоезда применяются в бою попарно: задний обеспечивает тыл переднего. При остановке бронепоезда безопасность обеспечивается выдвинутыми вперед постами, постоянной готовностью к открытию огня, впереди, со стороны противника, путь загораживается положенными поперек рельсами.

В основном на бронепоезда ложатся следующие задачи. Будучи приданными войсковым соединениям, они применяются для обеспечения перевозок по железной дороге, для защиты войск при погрузках и выгрузках на станциях, для очистки боевыми средствами бронепоездов железнодорожных участков пути, станций и узлов от противника, для защиты открытых флангов и усиления охраны границы для помехи выгрузке войск противника.

Бронепоезда имеют весьма важное значение в пехотном бою. Будучи защищены от пуль и осколков снарядов, они имеют возможность подойти внезапно на близкое расстояние к противнику и поражать его пулеметным и артиллерийским огнем во фланг и тыл. Кроме того необходимо учитывать и моральное воздействие бронепоезда на противника, которое выражается в крайней деморализации и, наоборот, в подъеме духа у тех частей, с которыми действует бронепоезд. Пулеметы и орудия поезда могут быть использованы для обстрела самолетов.

Подрывная команда бронепоезда при отходе вместе может под прикрытием огня поезда производить разрушение оставляемых участков. При наступлении бронепоезд быстрым продвижением вперед за наступающими частями может оказать им своим огнем существенную поддержку.

Наряду с положительными боевыми качествами бронепоезд имеет ряд недостатков и уязвимых мест. По своим размерам бронеплощадки и паровоз представляют даже в движении легко поражаемую цель для артиллерии противника, отсюда стремление уменьшить габариты этих бронеединиц, придать им обтекаемую форму и подобрать соответственно габариту вооружение.

К недостаткам бронепоезда иностранная военная мысль относит привязанность бронепоезда к рельсам. При порче пути как с тыла, так и с фронта и активизации огня, команды по восстановлению будут нести большие потери, а взятый под артиллерийский огонь бронепоезд сможет уйти только после восстановления пути.

Далее к числу недостатков, ограничивающих радиус действия бронепоезда, относят сравнительно частое пополнение запаса воды и топлива. Запас воды у паровоза примерно на 100 км, угля в самом благоприятном случае на 300 км. Отрицательным свойством бронепоезда является и то, что он демаскирует свое местонахождение, выдавая себя дымом и паром. Отсюда стремление перейти на мотовозную и тепловозную тягу.

Большая насыщенность современных армий на ударных направлениях мотомеханизированными частями, артиллерией и авиацией при условии сплошного разрушения противником на большом протяжении железнодорожных и грунтовых путей, при постоянной угрозе с воздуха в большинстве случаев исключает возможность широкого применения бронепоездов. Бронепоезда могут быть использованы во встречном и оборонительном бою в составе отрядов заграждений и прикрытий как средство противотанковой обороны, как мощное огневое средство в сковывающей или ударной группе. На активных же участках современных боевых фронтов за бронепоездами останутся в основном только задачи по обороне тыла армии.

Современная армия не может осуществить ни одной из операций без наличия специальных транспортных средств. Этим и объясняется возникновение формулы «Нет операции в отрыве от железных дорог».

Большую роль в охране и обороне железнодорожного транспорта в будущей войне сыграют бронепоезда в качестве подвижного резерва. От четкой работы по обеспечению технических нужд (питание, ремонт и т. д.) бронепоездов, соблюдения правил движения их по железнодорожным участкам командным и рядовым составом железнодорожного транспорта будет в значительной мере зависеть успешное выполнение этими поездами боевых задач.

Кое-кто из иностранных военных специалистов в связи с моторизацией и механизацией современных армий весьма пессимистически настроен к возможности использования железных дорог в будущей войне ввиду их частого разрушения. По этому поводу можно возразить, что автотранспорт для массового движения требует большого количества хороших дорог, которые так же возможно разрушить, как и железнодорожные линии.

Командный состав железнодорожного транспорта уже в мирное время должен применять такую организацию и техническое оснащение работ по строительству и ремонту железнодорожных объектов, которые бы обеспечили, когда это потребуется, быстрое восстановление последних.