1942. Год активной обороны

Е.М. Чухнюк – машинист колонны паровозов особого резерва НКПС №4, Герой Социалистического Труда

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

«Железнодорожный транспорт», 2000 г., № 4


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 

...Каждый рейс экипажей паровозных колонн под Сталинградом был подвигом. Они оставались один на один с вражескими летчиками. Широко известны подвиги многих работников паровозных колонн в те дни.

Расскажем только о Елене Мироновне Чухнюк и о Александре Янковском и его бригаде.

На всю жизнь запомнился Елене Мироновне день 18 июля 1942 г. Тогда немецкие самолеты совершили первый налет на станцию Арчеда. Гитлеровцы рвались к Сталинграду и старались вывести из строя железнодорожные линии на подступах к городу. Вражеские «Юнкерсы» разбомбили вокзальное здание, станционные сооружения, вагонное депо, уничтожили две соседние со станцией улицы, а на самой станции - четыре воинских поезда и все пути, за исключением главного.

«- Проскочу! - решила Елена. Мелькали объятые пламенем станционные сооружения, горящие на путях вагоны, локомотивы... И вот уже выходной светофор. Поезд на огромной скорости проскочил стрелку, к счастью, переведенную на главный путь, и из горящей ловушки вырвался на степной простор.

Везло до тех пор, - вспоминала Елена Чухнюк, - пока снова не застали нас самолеты на Петровом Валу. Вырваться на перегон не было никакой возможности. Мы забрались в воронки и щели, кто какую нашел. Самолеты пикировали один за другим, сбрасывая на землю десятки зажигательных и осколочных бомб, расстреливая составы из пулеметов и пушек. После очередного сильного взрыва меня отбросило в сторону и стукнуло о что-то твердое. Только тогда я заметила, что в окопе возле меня лежит неразорвавшаяся огромная бомба. Делать было нечего, перепрятываться поздно. Так и досидела до конца бомбежки рядом с этим чудовищем. Наконец, самолеты улетели. Собрались мы у паровоза и тут увидели: сгорела наша теплушка, в которой находились продукты и вещи. Ночевали в степи. Утром появился вражеский самолет и сбросил несколько бомб. Одна из них попала в тендер паровоза, осколками меня ранило в ногу...

Часто встает перед глазами не только Арчеда, Петров Вал, но и выжженная огнем и солнцем приволжская степь. Как было трудно через эту степь прорываться к скрытому густым дымом Сталинграду. И все-таки прорывались, каждую секунду ожидая гибели...».

Всем военным железнодорожникам памятен подвиг машиниста 3-й колонны особого резерва Александра Янковского и его бригады.

«...Это случилось в ночь на 1 ноября 1942 г. Направляясь с танковым эшелоном к фронту, Александр Янковский в 44 км от Сталинграда был атакован пятью «Мессершмиттами». Одна фугаска попала в турную теплушку, где отдыхала свободная от дежурства бригада. Погибли почти все: машинист, помощник, кочегар, кондуктора и проводница теплушки. В горящем жилом вагоне убитые, а в действующей бригаде - раненые, в том числе машинист Янковский и поездной вагонный мастер Глебов.

Афанасию Глебову, отцу большого семейства и самому старшему в экипаже - под пятьдесят. В такой обстановке, казалось, ничего больше сделать было нельзя. Но Афанасий, как потом и машинист, сделал невозможное. Чтобы обезопасить находившиеся на платформах танки и горючее в бочках, Глебову нужно было отцепить от состава загоревшуюся теплушку. Но как подойти к ней, если она объята пламенем? Мастер пробует подобраться с одной стороны, с другой - не получается. На поиск спасительного решения было отпущено мгновение. И Глебов нашел его, отцепил теплушку, но паровоз не тронулся с места.

- Саша, давай! - кричит Афанасий машинисту, но тот молчит. Когда Афанасий забрался на паровоз, то в ужасе увидел, что Янковский лежит в будке машиниста без сознания. С трудом Глебов привел его в чувство, помог подняться и сесть за регулятор. И вот паровоз, чуть пробуксовывая, оттаскивает платформы с бронемашинами от горящей теплушки и выводит их в безопасное место...»
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования