1943. Год коренного перелома

П.А. Шубин – начальник станции Курск (1943 г.), Герой Социалистического Труда

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

«Железнодорожный транспорт», 2000 г., № 4


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 

...Налет гитлеровской авиации 2 июня на станцию Курск был самым крупным на железнодорожные объекты за весь период Великой Отечественной войны. Нападение на узел велось с пяти направлений. Налет, начавшийся в 4 ч 39 мин. утра 2 июня, продолжался 22 часа. Днем в нем участвовало 543 самолета, а ночью - более 350. На Курский узел было сброшено более 1600 бомб.

Бывший начальник штаба пункта противовоздушной обороны полковник И.Г.Гапонов вспоминал:

«...Ужасная картина была на земле. Вблизи от города дымились лесные пожары. В Курске от разрывов сотен фугасных бомб, от непрерывной стрельбы, от воя фугасов, от взрыва вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим стоял страшный гул и грохот. ...Падали осколки, обломки, кирпичи. Город был в огне и дыму. От гари, пыли было нечем дышать. В невероятно трудных условиях защитники города стояли насмерть. В результате бомбежки были разрушены 12 километров путей, паровозное депо, водоемное здание, разбиты 8 паровозов, 154 вагона, 12 стрелочных переводов, 300 пролетов (1500 метров) линейной связи.»

По свидетельствам курских железнодорожников - очевидцев этой бомбежки, на станции Курск в тот летний день был настоящий ад.

«Одна из бомб попала в вагон с толом. Раздался оглушительный взрыв, на путях забушевало пламя, загорелись соседние вагоны. Огонь быстрой змейкой приближался к цистернам с бензином. Составитель поездов А.И.Феофилов мгновенно оценил обстановку. Прицепив паровоз к составу, он начал выводить его с горящей станции. Но впереди несколько стрелок, от взрывов под которыми воронки. Железнодорожники, руководимые старшим стрелочником А.Н.Масловым, закидали эти воронки землей. Старший стрелочник Г.И.Брежнев перевел стрелки. Эшелон с цистернами был выведен на перегон.

По команде В.С.Гольцова дежурные по путям А.С.Бирюков и А.Н.Маслов увели часть вагонов горевшего состава. К месту пожара подошел паровоз со шлангами. Иван Гаркавцев и Виктор Гольцов стойко боролись с огнем. Облившись водой, Гаркавцев с трудом открыл двери объятого пламенем вагона. Обжигаясь, он стал подавать снаряд за снарядом. Стены вагона тлели, взрыв назревал с минуты на минуту. К смельчакам присоединился старший стрелочник А.С.Красников. Левая рука его висела плетью - перебило осколками бомбы. Правой рукой он держал шланг, сбивая пламя с вагона. Но огонь не спешил сдаваться. С лопатами, ведрами бежали со всех сторон железнодорожники. Вагоны со снарядами удалось отстоять от огня. Заменяя раненых машинистов, выводили эшелоны составители поездов Я.В.Барбышев, С.Н.Кочетов. Обмотав голову мокрым пиджаком, под горящий состав полез составитель Гаркавцев. Отцепив вагоны, упал без сознания. Ему на выручку поспешил Виктор Гольцов, быстро вытащив Ивана из-под вагона. Маневровый паровоз продолжал выводить составы из огненной стены. Им управлял маневровый диспетчер М.Г.Забелин. Дежурный по путям И.Е.Маркин вторые сутки оставался на посту, организуя восстановительные работы...» - вспоминал начальник станции Курск П.А.Шубин.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования