Железным дорогам России 170 лет

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

Послевоенное восстановление и коренная реконструкция


Вернуться к содержанию рубрики

 

Посмотреть все иллюстрации
 
Победоносно закончилась Великая Отечественная война, и на железных дорогах развернулась гигантская работа по восстановлению разрушенной в ходе боевых действий транспортной инфраструктуры, ее модернизации для удовлетворения потребностей возрождающегося народного хозяйства страны. От тружеников стальных магистралей, специалистов и ученых транспорта в тот период требовалось, во-первых, обеспечить совершенствование и улучшение текущей эксплуатационной работы и, во-вторых, определить правильные пути дальнейшего развития железнодорожного транспорта. Изучение и творческое использование накопленного в годы войны многогранного опыта организации воинских и народнохозяйственных перевозок, мобилизации внутренних ресурсов были положены в основу подъема и совершенствования железнодорожного хозяйства. Уже во второй половине 1945 г. спецформирования Главного управления военно-восстановительных работ НКПС, железнодорожные войска, транспортные строители наряду с восстановлением развернули новое строительство, работу по усилению пропускной способности железных дорог.
Видные ученые, работавшие над решением фундаментальных проблем отрасли, выступили с ценными рекомендациями по реконструкции линий, усилению технической оснащенности станций и узлов, развитию транспортной инфраструктуры страны. Были разработаны и поставлены на серийное производство новые локомотивы и вагоны, расширялся полигон электрифицированных линий. С 1956 года после выхода постановления «О генеральном плане электрификации железных дорог» началась подлинная техническая революция, базирующаяся на крупномасштабной электрификации железнодорожного транспорта, массовом внедрении тепловозной и электрической тяги.
 


Восстановление и развитие железнодорожного транспорта
Ковалев И.В.

Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли решение большой государственной важности. Госплану СССР совместно с наркоматами и союзными республиками поручено составить пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства и пятилетний план восстановления и развития железнодорожного транспорта на 1946-1950 гг. Советские железнодорожники с большим воодушевлением встретили это решение.
Железнодорожный транспорт является неразрывной частью социалистического народного хозяйства СССР, одной из его важнейших и ведущих отраслей. Как неразрывная часть социалистической экономики, транспорт стал мощным орудием нашей экономической политики, рычагом развития и правильного размещения производительных сил, важнейшим средством обороны страны. Подробнее…
 


Некоторые проблемы развития нашего железнодорожного транспорта
Образцов В.Н.

Четвертая пятилетка должна предусмотреть полное восстановление нашего железнодорожного транспорта, а также его дальнейшее развитие. В результате должен быть значительно превзойден довоенный уровень развития наших железных дорог. Эта задача, поставленная партией и правительством, требует широкого внедрения передовой техники и передовых методов работы. Три основных фактора, по нашему мнению, должны быть учтены в четвертой пятилетке. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Технический прогресс на железнодорожном транспорте
Гарнык В.А.

В Директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1956-1960 гг.) в качестве одной из важнейших задач в области транспорта и связи были поставлены дальнейший подъем технического уровня железнодорожного транспорта, оснащение его современными, наиболее прогрессивными локомотивами и новыми видами подвижного состава. Особое внимание было обращено на необходимость широкой электрификации железных дорог, которая являлась важнейшим звеном технической реконструкции транспорта. Электрификация железных дорог и широкое внедрение тепловозной тяги стали основой наиболее экономичного и успешного решения задачи освоения огромного роста перевозок. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Ускорение оборота вагона - важнейшее условие роста перевозок
Гундобин Н.А.

Новый мощный подъем экономики, осуществляемый в шестой пятилетке, будет сопровождаться значительным ростом перевозок на железных дорогах. За пятилетие прирост грузооборота железнодорожного транспорта составит более 400 млрд. т.км, что равно примерно грузообороту всех железных дорог страны в 1940 г. Дальнейший рост грузооборота должен обеспечиваться как путем коренной технической реконструкции железных дорог, так и путем наиболее полного использования имеющихся внутренних резервов, и прежде всего ускорения оборота вагона. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Ведущее звено реконструкции железнодорожного транспорта
Сердинов С.М.

Шестого июля 1926 г. было открыто движение электропоездов на первом в Советском Союзе электрифицированном железнодорожном участке Баку - Сабунчи - Сураханы, соединяющем город с нефтяными промыслами. Работы по электрификации велись с широким участием трудящихся Баку, квалифицированные кадры эксплуатационников были подготовлены в основном из местного населения. За электрификацией этого участка - первенца ленинского плана ГОЭЛРО - следила вся страна.
В тот же день на вокзалах в Баку, Сабунчах и Сураханах состоялись торжественные заседания Бакинского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов, посвященные пуску электрической Сабунчинской дороги. Первых электрификаторов приветствовали С.М.Киров, Г.К.Opджоникидзе, Г.М.Кржижановский и ряд других видных партийных и общественныx деятелей, многие организации и специалисты. Перевод на электрическую тягу участка Баку - Сабунчи - Сураханы явился началом практической электрификации железных дорог в Советском Союзе. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Электрификация - основа технического перевооружения железнодорожного транспорта

Электрификация стала основой коренной реконструкции железнодорожного транспорта нашей страны. Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий качественно изменил эксплуатационную работу железных дорог. Значительно увеличились весовые нормы поездов, участковые скорости, среднесуточные пробеги локомотивов, объемы перевозки грузов и пассажиров. К важным преимуществам электротяги также следует отнести экологический фактор.
Результатами, наглядно демонстрирующими эффективность электрической тяги, стали повышение пропускной и провозной способности на однопутных линиях в 1,5-2 раза, на двухпутных в 2-2,5 раза, рост производительности труда в 1,5 раза, а в пригородном сообщении более чем в 2 раза, снижение себестоимости перевозок в 1,5-2 раза. Сегодня электрическая тяга является основным способом перемещения грузов и пассажиров на российских железных дорогах. Подробнее…
 


Научный поиск и практика
Лисицын А.Л.

Стратегия ускорения социально-экономического развития страны предусматривает повышение темпов экономического роста, всемерную интенсификацию производства на основе широкомасштабного внедрения достижений научно-технического прогресса. Особые требования интенсивного развития экономики поставлены перед отраслевой наукой.
Отечественная железнодорожная наука богата замечательными традициями и в течение всей истории своего развития находилась на переднем крае борьбы за технический прогресс на транспорте. Еще 150 лет тому назад решение важных практических вопросов, возникших в связи со строительством железных дорог в России, потребовало развития фундаментальных наук. Целая плеяда выдающихся ученых внесла вклад в науку, потенциал которого не исчерпан и до настоящего времени. Среди них П.П.Мельников, признанный главой русской школы проектирования и строительства железных дорог, впервые выдвинул идею механизации железнодорожного строительства. Н.П.Петров создал теорию движения поездов, теорию смазки, разработал принципы расчета железнодорожного пути. Д.И.Журавский и Н.А.Белелюбский - основоположники теории и практики отечественного мостостроения. Подробнее…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования