Электрификация - основа технического перевооружения железнодорожного транспорта

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

«Железнодорожный транспорт», 2004 г., № 12


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 

Из доклада В.А. Гапановича вице-президента ОАО «РЖД»
на конференции «Электрификация-75»

...Электрификация стала основой коренной реконструкции железнодорожного транспорта нашей. страны. Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий качественно изменил эксплуатационную работу железных дорог. Значительно увеличились весовые нормы поездов, участковые скорости, среднесуточные пробеги локомотивов, объемы перевозки грузов и пассажиров. К важным преимуществам электротяги также следует отнести экологический фактор.

Результатами, наглядно демонстрирующими эффективность электрической тяги, стали повышение пропускной и провозной способности на однопутных линиях в 1,5-2 раза, на двухпутных в 2-2,5 раза, рост производительности труда в 1,5 раза, а в пригородном сообщении более чем в 2 раза, снижение себестоимости перевозок в 1,5-2 раза. Сегодня электрическая тяга является основным способом перемещения грузов и пассажиров на российских железных дорогах.

Россия по-прежнему занимает первое место в мире по абсолютной протяженности сети электрифицированных железнодорожных линий и степени их загруженности. Электрифицировано 42,6 тыс. км железнодорожных линий, по которым осуществляется 85% объема всех перевозок. С учетом многолетнего опыта повышения эффективности перевозок на электротяге Стратегической программой развития ОАО «РЖД» до 2010 г. предусмотрено осуществить перевод на электрическую тягу почти 2 тыс. км железнодорожных линий. В итоге к 2010 г. общая протяженность электрифицированных участков достигнет 44,6 тыс. км.

Сегодня на Московском узле курсирует до 2800 пар пригородных электропоездов в сутки. Открытие движения скоростных поездов «Спутник» на участке Москва - Мытищи послужило началом нового этапа увеличения объемов пригородных перевозок и повышения качества обслуживания пассажиров. Мало кто знает, что первоначально идея организации скоростной пригородной системы, позволяющей решить транспортные проблемы перегруженных транспортных узлов столицы и других крупных городов, была разработана еще в середине 1930-х годов Центральным отделом электрификации Наркомата путей сообщения. Еще только нарабатывался первый опыт эксплуатации электропоездов, а отечественные инженеры и ученые, заглядывая в будущее, разработали конструкцию передового для той эпохи подвижного состава!

Электрификация железных дорог нашей страны стала ярким примером проведения правильной технической политики, эффективной реализации достижений научно-технического прогресса. Внедрение электрической тяги и развитие нетяговой энергетики обеспечили быстрое проникновение электричества во все сферы производственной деятельности и быта железнодорожников, произвели научно-техническую революцию на железнодорожном транспорте.

Открыт электрифицированный участок
Сумской Посад – Маленга.
Поезда могут следовать из Владивостока до
Мурманска на электротяге

В настоящее время электрифицированные магистрали составляют основу инфраструктуры ОАО «РЖД», при этом электрификация сети продолжается. Обеспечение надежной и устойчивой работы таких линий в целом и в первую очередь на полигоне вождения грузовых поездов весом 6-9 тыс. т, а также на участках с перспективным повышением скоростей движения пассажирских поездов является важнейшим условием эффективной работы компании. Тем более что в период до 2010 г. будет наблюдаться максимальный прирост протяженности электрифицированных линий со сроком службы 40 и более лет. На таких линиях возможен рост повреждаемости устройств, увеличение эксплуатационных расходов. Это касается как контактной сети, так и тяговых подстанций, высоковольтных линий, питающих устройств СЦБ и связи.

Требуется совершенствование технических средств, а также структуры управления хозяйством электрификации и электроснабжения . по следующим направлениям:
маркированный список постепенный переход от планово-предупредительной системы ведения работ к оценке устройств по фактическому состоянию;
маркированный список перевод тяговых подстанций на обслуживание без дежурного персонала;
маркированный список специализация работ путем организационного разделения функций содержания и ремонта устройств контактной сети, тяговых подстанций, электрических сетей;
маркированный список перевод части контингента на контрактную основу.

В области контактной сети требуется создание авторегулируемой контактной подвески для участков скоростного движения, проводов с улучшенными механическими и триботехническими показателями, конструкций опор повышенной надежности. Необходимы технические решения по обеспечению устойчивой работы контактной сети в экстремальных климатических и погодных условиях. Важнейшей задачей является завершение разработки и внедрение комплексов диагностических средств на базе оптоволоконных датчиков износа контактного провода, систем диагностики токосъема, тепловизионной диагностики и дефектировки изоляторов.

Из доклада А.А. Федотова начальника Департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»

...В 1994 г. с вводом в эксплуатацию участка Зудыра - Ксеньевская завершилась электрификация магистрали Москва - Хабаровск. В XXI век Россия вступила со сформировавшейся мощной сетью электрифицированных дорог, обладающих высокой пропускной и провозной способностью. Знаменательным событием стало завершение в 2002 г. электрификации участка Свиягино - Губерово Дальневосточной дороги протяженностью 175 км. С его вводом полностью завершилась электрификация Транссибирской магистрали.

Сегодня электрическая тяга является эффективной энергосберегающей технологией. В последние годы электрификация ведется преимущественно на переменном токе по системе с экранирующим и усиливающим проводом. Удельный расход условного топлива на электротяге в 1,7 раза меньше, чем на тепловозной. На 17% выше средний вес грузовых поездов и на 25% участковая скорость. Сумма этих факторов обеспечивает меньшую себестоимость перевозок на электротяге. По результатам 2003 г. она составила 54,4% от себестоимости перевозок на тепловозной тяге. При протяженности электрифицированных участков 42,6 тыс. км на электротяге выполняется 85% всех перевозок, что почти в 6 раз больше, чем на тепловозной.

...Согласно Стратегической программе развития ОАО «РЖД» до 2010 г. полигон применения электрической тяги будет расширяться и составит к 2010 г. 44,6 тыс. км железнодорожных линий. Наиболее крупные объекты предстоящей электрификации находятся в регионах Поволжья и Северного Кавказа: Сызрань - Сенная, 9-й километр - Анапа - Темрюк - Порт Кавказ, Ртищево - Кочетовка, Волгоград - Аксарайская; Северного региона: Обозерская - Архангельск, ряд участков, связанных с выходом Октябрьской и Северной дорог к портам Балтийского бассейна: Мга - Гатчина - Веймарн -Иван Город - Усть Луга; Урала и Сибири: Оренбург - Кинель, Войновка -Тобольск - Сургут.

При успешной реализации намеченной программы к 2010 г. на железных дорогах России, по мнению мировых экспертов, будет выдерживаться оптимальное соотношение электрической и тепловозной тяги. В соответствии с программой электрификация не менее 90 % линий будет осуществляться на переменном токе. За основу принята система электротяги переменного тока с напряжением в контактной подвеске 25 кВ, обеспечивающей преимущество в поэтапном наращивании энергетических возможностей. Варианты системы электроснабжения переменного тока напряжением 25 кВ и 2х25 кВ с усиливающими и экранирующими проводами позволяют оптимально согласовать по энергетическим показателям систему электроснабжения с грузонапряженностью участка.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования