Из истории железных дорог

БАМ - дорога в будущее


«Железнодорожный транспорт», 1999 г., № 7

БАМ... Байкало-Амурская магистраль долгие годы привлекала внимание специалистов. Как известно, железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины с разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением ресурсов и населения - самый массовый и универсальный вид транспорта, обладающий большими преимуществами. Это всепогодность и возможность круглосуточного функционирования, низкая себестоимость перевозок и наименьшие затраты энергоресурсов, безопасность и экологическая чистота. Именно эти качества предопределили приоритет железной дороги для транспортных коммуникаций Сибири и Дальнего Востока. Именно железная дорога кратчайшим путем обеспечила выход России к Тихому океану. В начале столетия это был Транссиб, в конце века Байкало-Амурская магистраль еще более (на 500 км) сократила путь к океану, а в Якутию на 600 км. К тому же она обеспечила доступ к еще не освоенным огромным природным богатствам восточносибирского региона.

8 июля 1974 г. было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. БАМ строила вся страна и не случайно ее называли всенародной стройкой. Магистраль прошла по трассе Усть-Кут - Нижнеангарск - Чара - Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Сегодня БАМ - это 3200 км железной дороги первой категории с проектной провозной способностью по западному участку 18 млн. т грузов в год, по восточному - 9 млн. т. Часть магистрали до Таксимо электрифицирована на переменном токе, на остальном протяжении - однопутная линия с тепловозной тягой. От Тайшета до Урала линия оборудована автоблокировкой, электрической централизацией стрелок. На всем протяжении сооружена двухкабельная линия связи. Построены ремонтно-эксплуатационные депо локомотивного, вагонного, путевого, энергетического и других хозяйств. Это современная железная дорога, сооруженная с соблюдением всех социально-бытовых требований, мер по экологической чистоте и защите окружающей среды.

Важность сооружения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали для хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока никогда не отрицалась, экономическая целесообразность ее подразумевалась, стратегическая необходимость подчеркивалась. Хотя имелось немало скептиков, оценивавших строительство дороги неоднозначно. Споры о БАМе его противников продолжаются и сегодня. Но чтобы не говорили, а строительство дороги диктовалось самой жизнью, ибо только с ее помощью можно в полной мере связать между собой северо-восточные регионы и вовлечь в хозяйственный оборот их природные богатства. А они немалые и их полномасштабное использование позволит укрепить экономику регионов, поднять уровень жизни населения, усилить позиции России на дальневосточных рубежах. Роль Байкало-Амурской магистрали в этом деле трудно переоценить. Поистине БАМ - это дорога в новое тысячелетие, ей предстоит служить для поколений россиян в XXI веке.

«Железнодорожный транспорт», 2003 г., № 12

...Самым главным инвестиционным проектом для Восточно-Сибирской дороги в 2003 г. стало завершение строительства Северо-Муйского тоннеля - последней стройки БАМа. Открытие постоянного движения поездов по Северо-Муйскому тоннелю ознаменовало завершение строительства БАМа и вывод этой уникальной магистрали на проектную мощность. Это позволит освоить растущий грузопоток. С 1995 по 2002 г. суммарный грузопоток на БАМе и Транссибе увеличился на 35%, а до 2010 г. ожидается дальнейший рост еще почти на 30%. С вводом Северо-Муйского тоннеля ОАО «РЖД» планирует в 2004 г. переключить на Байкало-Амурскую магистраль перевозки до 6 млн. т грузов. Только в этом году на объекте было освоено 4 млрд. 100 тыс. руб. Самый протяженный и сложный на всей трассе Байкало-Амурской магистрали Северо-Муйский тоннель проходит через Северомуйский хребет на глубине до 1 тысячи метров и связывает Ангараканское и Муяканское ущелья, сокращая обходной путь...