Железным дорогам России 170 лет

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

На пути экономических преобразований и структурной реформы


Вернуться к содержанию рубрики

 

Посмотреть все иллюстрации
 
Переход на рыночную экономику существенным образом изменил условия работы транспорта и характер спроса на его услуги. Вместе с тем, как это было не раз за 170 лет существования российских железных дорог, подтвердилась его фундаментальная роль в народном хозяйстве. Сохранив единство технологической базы и эффективную систему управления перевозками, железнодорожный транспорт России стал опорой государства в преодолении экономических проблем переходного периода, сохранении социальной стабильности в обществе, в ускорении перехода экономики к устойчивому росту.
Изменившиеся социально-экономические условия в стране обусловили необходимость реформирования и железнодорожной отрасли. Главные цели реформирования - обеспечить возрастающие потребности экономики в объемах и качестве перевозок, обновление производственно-технической базы, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и усиление мотивации труда работников железнодорожного транспорта.
Идеалогия эволюционного подхода к реформе была заложена в «Основных направлениях развития железнодорожного транспорта», принятых на Всероссийском съезде железнодорожников в 1996 г., а затем в Стратегической программе развития ОАО «РЖД», «Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта на период 2010-2015 гг.», дальнейшей актуализацией этих этапных документов, которые стали отправной точкой развития железнодорожного транспорта в новом качестве - в виде мощной государственной корпорации ОАО «Российские железные дороги».
Первые этапы реформирования отрасли успешно завершены. В настоящее время реализуется третий, заключительный этап структурной реформы, который характеризуется переходом к фазе инвестиционного роста, повышения глобальной конкурентоспособности, эффективности финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности компании.
Разработана и одобрена правительством страны Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., реализация которой позволит вывести отрасль на уровень, соответствующий XXI веку.
 


Железнодорожный транспорт в условиях рынка
Конарев Н.С.

Экономическая реформа народного хозяйства страны вплотную подошла к регулируемым рыночным отношениям. Важная роль в этом процессе принадлежит железнодорожному транспорту. Ведь устойчивое экономическое развитие страны зачастую в решающей степени зависит от своевременного и качественного удовлетворения потребностей в перевозках всех предприятий, организаций и населения. При этом на первый план выдвигаются вопросы повышения качества перевозок, оперативности, ритмичности, ускорения сроков доставки, предоставления грузовладельцам новых, нетрадиционных услуг, а в пассажирских перевозках - высокого уровня комфорта.
К сожалению, в настоящее время из-за накопившегося в течение многих лет отставания в техническом оснащении и развитии стальных магистралей и образовавшегося в результате этого значительного дисбаланса между провозными способностями отрасли и потребностями народного хозяйства в перевозках железнодорожный транспорт гарантировать бесперебойность доставки грузов не может. Подробнее…
 


Продолжена история российского Министерства путей сообщения. Интервью с Г.М.Фадеевым

С образованием в декабре 1991 г. Содружества независимых государств и ликвидацией Союза, в каждом государстве начали создаваться структуры управления железнодорожным транспортом. В связи с этим, было принято решение о создании на базе союзного министерства Министерства путей сообщения Российской Федерации. И это решение оправдано. Ведь Российские железные дороги, занимая по протяженности 59% эксплуатационной сети бывшего Союза, выполняют 68% всех грузовых и пассажирских перевозок. По ним перевозится более 60% нефти и нефтепродуктов, свыше 90% лесопродукции, более половины угля, минеральных удобрений, черных металлов. В весьма нелегкой социальной и экономической обстановке нам придется осуществлять реорганизацию отрасли, проводить экономические и организационные реформы, решать текущие вопросы.
В настоящее время трудно однозначно охарактеризовать состояние перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Нельзя со спокойной душой рапортовать о том, что, к примеру, в январе план перевозок перевыполнен. Хотя это так, но неуклонное сокращение объемов грузовых и пассажирских перевозок чрезвычайно беспокоит нас. В 1991 г. железные дороги России, перевыполнив план отправления грузов, снизили по независящим от них причинам объем перевозок на 8,8%, а пассажирооборот более чем на 9%. В 1992 г. наблюдается еще более резкое падение перевозочной работы. Только в январе уровень среднесуточной погрузки был на 18-19% ниже по сравнению с аналогичным периодом 1991 г. По предварительным оценкам общий объем отправления грузов в 1992 г. составит 1790 млн.т, что на 150 млн.т меньше, а пассажирооборот 230 млрд. пассажиро-км, или на 10% ниже фактического уровня 1991 г. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Координация работы железнодорожного транспорта государств-участников содружества
Головачев Г.К.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2007 годДля обеспечения устойчивых экономических связей между государствами - участниками Содружества Независимых Государств главы их правительств по предложению железнодорожных администраций Соглашением от 14 февраля 1992 г. учредили Совет по железнодорожному транспорту. Главная цель этого органа - координация работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработка согласованных принципов его деятельности. Одновременно было решено для координации эксплуатационной деятельности железных дорог, разработки нормативных актов, регламентирующих организацию перевозок пассажиров и грузов между государствами Содружества, образовать постоянно действующий исполнительный орган Совета - Дирекцию. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


45-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

45-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и научно-практическая конференция были проведены в связи с 15-летием со дня создания Совета.
Открывая заседание, председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что опыт сотрудничества и взаимодействия железных дорог государств-участников Содружества прошел хорошую проверку временем. За прошедшие годы в сложных экономических условиях совместными усилиями удалось обеспечить устойчивую работу железнодорожного транспорта, сохранить единое технологическое пространство железнодорожной сети колеи 1520 мм, организовать совместное использование парков грузовых вагонов и контейнеров. Сегодня Совет по железнодорожному транспорту является одной из наиболее эффективно работающих организаций. Решения, принимаемые Советом, обязательны для исполнения всеми железнодорожными администрациями, входящими в Совет, и способствуют бесперебойности перевозок пассажиров и грузов на большей части Евразийского континента. Железнодорожными администрациями полностью обеспечиваются возрастающие объемы перевозок в международном сообщении, что создает благоприятные условия для динамичного роста национальных экономик. Подробнее…
 


О программе структурной реформы отрасли

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2007 годВ мае 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Этот документ стал руководством к действию для всех работников отрасли. Общеизвестно, что целью реформы является повышение эффективности и качества железнодорожных перевозок, сбалансирование их стоимости для товаропроизводителей, снижение транспортной составляющей в конечной цене продукта. Она также призвана за счет привлечения внешних инвестиций ускорить обновление и модернизацию основных фондов и существенно повысить жизненный уровень железнодорожников. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


«Об организации открытого акционерного общества «Российские железные дороги», стратегических целях развития и первоочередных задачах деятельности компании». Из выступления Г.М.Фадеева

Переход железнодорожного транспорта - одной из базовых отраслей экономики Российского государства - в новую организационно-правовую форму является историческим событием, для достижения которого проделан непростой путь. Идеология эволюционного подхода к реформе отрасли была заложена в «Основных направлениях развития железнодорожного транспорта», принятых на Всероссийском съезде железнодорожников в 1996 г. и утвержденных Президентом России, а затем в Концепции и Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте 1998 г. и 2001 г.
Именно эти этапные документы явились отправной точкой эффективного развития железнодорожного транспорта в новом качестве - в виде мощной государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности. Миссию нового акционерного общества можно сформулировать таким образом: «Развитие ОАО «РЖД» как общенациональной транспортной компании, динамично повышающей эффективность и качество услуг и глубоко интегрированной в Евроазиатскую транспортную систему». В такой формуле, на наш взгляд, обозначены и курс развития, и уникальный характер созданной компании, и задачи экономического и качественного совершенствования. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Об итогах 2006 г. и задачах по обеспечению эффективной работы ОАО «РЖД» на 2007г.
Якунин В.И.

Доклад президента ОАО «РЖД» В.И. ЯкунинаКоллективом ОАО «РЖД» в 2006 г. достигнуты лучшие показатели работы за 15 лет существования железных дорог новой России. Обеспечен наивысший за этот период уровень безопасности движения поездов и качества использования подвижного состава. По сравнению с 1992 г. вес поезда увеличен на 21%, производительность локомотива на 59%. Достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю советскую и российскую историю железных дорог. 20 апреля 2006 г. был поставлен абсолютный рекорд суточной погрузки с 1993 г. - 4 млн. 98 тыс. т.
Важнейшим результатом реформы в компании «Российские железные дороги» следует признать формирование эффективной системы органов корпоративного управления: Совета директоров и Правления компании. Их взаимодействие, координация создали необходимые условия для достижения намеченных целей. Подробнее…
 


Железнодорожный транспорт в 2008-2030 гг.

Правительство РФ на своем заседании 6 сентября 2007 г. рассмотрело и одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. При разработке проекта этого документа были учтены прогнозные макроэкономические показатели развития страны до 2020 г., перспективы ключевых отраслей экономики, интересы и предложения регионов. Стратегия предусматривает значительное расширение сети железных дорог, модернизацию ее инфраструктуры и обновление подвижного состава, ликвидацию ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте. Целевые параметры Стратегии разработаны в двух вариантах - минимальном, ориентированном на энерго-сырьевой сценарий развития экономики страны, и максимальном, основанном на инновационном росте экономики. Варианты отличаются размерами железнодорожного строительства, объемами перевозок, темпами улучшения качественных показателей работы железных дорог, к примеру, скорости доставки грузов. Подробнее…
 


«Белая книга» ОАО «РЖД». Стратегические направления научно-технического развития компании
Гапанович В.А.

Состояние транспортной системы России является определяющим фактором экономического и социального развития страны. Сегодня ставится задача усиления железнодорожной составляющей в формировании транспортной политики государства, а также конкурентоспособной интеграции российских железных дорог в европейское транспортно-экономическое пространство. Реализация разрабатываемой в компании Стратегии развития железнодорожного транспорта невозможна без формирования инновационной стратегии, основанной на последних достижениях научно-технического прогресса.
Основные направления научно-технической политики компании, впервые сформулированные в виде системного документа «Белая книга ОАО «РЖД», следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу до 2015 г. При подготовке документа были детально проанализированы направления развития железнодорожного транспорта России в предыдущие годы, а также основные векторы развития железных дорог в странах Западной Европы, Японии, Китая. Были также изучены Белая книга Евросоюза в области европейской транспортной политики, аналогичный документ Министерства инфраструктуры Японии, работы Корейского института железнодорожного транспорта. Подробнее…
 


На основе коллективного договора. Из выступлений А.В.Быкова и Н.А.Никифорова

Коллективный договор ОАО «РЖД» является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в компании, играет ключевую роль в обеспечении стабильной работы трудовых коллективов, способствует эффективному реформированию отрасли. Кроме того, это основа для заключения коллективных договоров в филиалах и дочерних обществах компании. 28 февраля 2007 г. исполнилось 15 лет со дня принятия первого Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, которое положило начало созданию социально-трудовой системы и реального механизма по решению социальных проблем и защите интересов работников отрасли. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования