Железнодорожный транспорт в 2008-2030 гг.

Из века в век с журналом «Железнодорожный транспорт»

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2007 год


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 

Правительство РФ на своем заседании 6 сентября 2007 г. рассмотрело и одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

При разработке проекта этого документа были учтены прогнозные макроэкономические показатели развития страны до 2020 г., перспективы ключевых отраслей экономики, интересы и предложения регионов. Стратегия предусматривает значительное расширение сети железных дорог, модернизацию ее инфраструктуры и обновление подвижного состава, ликвидацию ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте. Целевые параметры Стратегии разработаны в двух вариантах - минимальном, ориентированном на энерго-сырьевой сценарий развития экономики страны, и максимальном, основанном на инновационном росте экономики. Варианты отличаются размерами железнодорожного строительства, объемами перевозок, темпами улучшения качественных показателей работы железных дорог, к примеру, скорости доставки грузов, и др.

Президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин в своем выступлении подчеркнул важнейшие преимущества, которые в результате реализации Стратегии получат государство, экономика и население страны, регионы и отдельные хозяйствующие субъекты. Прежде всего будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики России и повышения качества жизни населения, комплексного освоения новых экономических районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов. Полномасштабное выполнение намеченного обеспечит социально-экономическое развитие России по инновационному сценарию, предложенному Минэкономразвития в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Будет получен высокий мультипликативный эффект, инициированный строительством новых линий и модернизацией основных фондов железнодорожного транспорта на основе консолидированного участия государства, регионов и частных инвесторов. Предлагается за период до 2030 г. построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий, кардинально возрастут и темпы обновления подвижного состава. Для обеспечения потребностей экономики в перевозках Стратегией планируется в срок до 2015 г. полностью заменить локомотивы и вагоны с истекшими сроками службы новым подвижным составом с техническими характеристиками, соответствующими требованиям клиентов и мировому уровню в части безопасности, надежности, технической готовности, грузоподъемности, энергоэффективности, экологичности и структуры жизненного цикла. Потребность железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава и технические требования к новым локомотивам и вагонам уже восприняты бизнесом и учтены в Стратегии развития транспортного машиностроения.

Выполнение столь масштабных программ, как свидетельствует зарубежный опыт, становится возможным и эффективным только при взаимодействии государства и частного бизнеса. Поэтому в Стратегии предложен механизм, четко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с эффектоприобретателями - участниками инвестиционного процесса.

Реализация Стратегии повысит транспортную доступность и обеспечит создание инфраструктурных условий для ускоренного экономического и социально-культурного развития регионов страны и выравнивания их транспортной обеспеченности. Важность этого аспекта и большая роль железных дорог в жизнедеятельности территорий особо отмечалась в ходе согласования Стратегии с регионами. Во всех федеральных округах России долгосрочная программа развития железнодорожного транспорта была полностью поддержана.

По максимальному варианту Стратегии количество субъектов Российской Федерации, обслуживаемых железнодорожным транспортом, возрастет с 79 до 83. Железнодорожное сообщение получат республики Горный Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ. В целом плотность железнодорожной сети вырастет по стране к 2030 г. на 23,8 %. При этом наибольшие объемы нового железнодорожного строительства планируются в восточных федеральных округах страны, что должно ускорить развитие территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, создать условия для освоения и интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений полезных ископаемых и формирования промышленных зон.

Предусматриваемое Стратегией повышение эффективности работы железнодорожного транспорта и достижение конкурентоспособного уровня качества транспортных услуг призваны обеспечить снижение совокупных транспортных издержек в экономике страны. Как результат - снижение транспортоемкости ВВП в части железнодорожного транспорта в 1,9 раза (по максимальному варианту).

Это будет достигнуто за счет внедрения широкомасштабных инноваций в области железнодорожной техники и технологий. Планируются, в частности, полная модернизация материально-технической базы отрасли, внедрение систем комплексного управления движением поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий, что позволит снизить затраты на содержание объектов инфраструктуры на 25-30%. Намечена также подготовка подвижного состава и инфраструктуры для организации тяжеловесного движения с повышенными осевыми нагрузками до 30 т на ось почти на 14 тыс. км основных направлений сети, внедрение двухсистемного тягового подвижного состава и локомотивов на альтернативных источниках топлива (газ, водород и т.п.).

Будет создана сеть логистических центров и проведена модернизация терминальной инфраструктуры с организацией на их базе эффективного взаимодействия железнодорожников с другими видами транспорта. Внедрение на пограничных переходах и в морских портах новых технологий обработки перевозочных документов обеспечит повышение скорости доставки грузов, в том числе по контейнерным отправкам в 3,7 раза, а также увеличение экспорта транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок в 3,6 раза.

Повышению мобильности населения, развитию межрегиональных экономических и культурных связей будет способствовать организация высокоскоростного и скоростного сообщения между крупнейшими центрами страны. Стратегия предусматривает, что протяженность линий, на которых будет осуществляться скоростное движение (со скоростями 160 - 200 км/ч) составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных магистралей (350 км/ч) - 1,5 тыс. км (при реализации максимального варианта). Это позволит существенно сократить время поездки, например, из Москвы в Санкт-Петербург до 2,5 ч, до Нижнего Новгорода - до 2 ч, привлечь туристов, разгрузить автомобильные дороги в междугороднем и пригородном сообщении и т.д.

В целом при реализации Стратегии Российское государство, национальная экономика и общество в стратегической перспективе получат железнодорожный транспорт, который:
маркированный список обеспечит условия для ускорения социально-экономического роста в стране в результате своего быстрого развития и эффективной работы;
маркированный список останется базовым элементом единой транспортной системы страны, гармонично обеспечивающим совместно с другими видами транспорта повышение мобильности населения и активности бизнеса;
маркированный список обеспечит снижение народно-хозяйственных транспортных издержек и привлечение освобождающихся средств в другие сферы растущей российской экономики;
маркированный список откроет новые возможности для образования территориальных научно-производственных кластеров и сгладит региональную дифференциацию социально-экономического развития;
маркированный список станет центральным элементом евразийской транспортной системы, обеспечивающим развивающиеся торговые связи между мировыми геоэкономическими центрами;
маркированный список за счет эффективной и устойчивой работы повысит общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;
маркированный список станет одним из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий, обеспечит кластерное развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики;
маркированный список станет привлекательной сферой вложения частных инвестиций, в том числе в строительство железнодорожных линий, развитие перевозочной и экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.

Реализовать Стратегию планируется в два этапа. Первый (2008-2015 годы) - это прежде всего модернизация железнодорожного транспорта, второй (2016-2030 годы) - динамичное расширение сети железных дорог.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования