Из истории железных дорог

Памяти Ивана Петровича Прокофьева
К 130-летию со дня рождения


В.И. Балабанов, заведующий кафедрой сопротивления материалов ФГОУ ВПО МГАУ, доктор технических наук, профессор

В прошлом году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Петровича Прокофьева - выдающегося ученого, специалиста в области строительной механики, организатора и педагога, доктора технических наук, профессора. Он родился 7 (19) января 1877 г. в Рязани в семье начальника железнодорожного полустанка. После окончания московской гимназии в 1897 г. поступил в Московское инженерное училище Министерства путей сообщения. По завершении теоретического курса в 1890 г. по совету Л.Д. Проскурякова принял участие в качестве техника в сооружении моста через Амударью у станции Чарджоу на Закаспийской железной дороге. Участвовал в монтаже пролетных строений и сооружении струенаправляющих дамб.

После успешной защиты в 1901 г. отчета о производственной практике Прокофьеву было присвоено звание инженера-строителя. По предложению Общества Путиловских заводов он начал работать на Брянском металлическом заводе, где занимал должности разметчика, мастера, помощника начальника цеха металлических конструкций. Вел сборку изготовленных в Брянске пролетных строений на ряде мостов. В 1906 г. после завершения работ на трех мостах Вологодско-Вятской дороги Прокофьев возвращается в Москву и поступает на службу в управление Московско-Казанской железной дороги. В том же году он начинает преподавательскую работу в Московском техническом училище.

В 1911 г. И.П. Прокофьев опубликовал свой первый труд «Железные мосты. Обработка, сборка и установка металлических мостов», впоследствии переиздававшийся пять раз. В этой книге впервые в России была подробно описана технология заводского изготовления и монтажа на строительных площадках мостовых металлических пролетных строений. Автор собрал и систематизировал богатый материал, имеющийся в русской и иностранной литературе по сборке и установке металлических пролетных строений. Были изложены принципы каждого метода сборки и установки с пояснениями на конкретных примерах.

В первой части книги дано краткое описание подготовки мостового железа, во второй - методы производственных работ на месте установки пролетных строений, наиболее распространенные в то время в России, а именно сборка на подмостях и установка путем надвигания. В книге приведено большое количество фотографий, чертежей мостов и отдельных узлов конструкций, в том числе известных мировых фирм.

В 1912 г. Иван Петрович поступил на работу в Инженерное отделение Московского сельскохозяйственного института (ныне РГАУ - МСХА), где в 1912-1913 гг. читал лекционный курс строительной механики. Именно в МСХИ впервые проявился методологический и организационный талант Прокофьева. Он стал организатором кафедры строительной механики и основателем инженерного факультета. Здесь же он создал первую в России лабораторию испытания материалов на прочность.

В период 1908-1916 гг. И.П. Прокофьев разработал ряд оригинальных проектов, в том числе арочные перекрытия железнодорожных мастерских на станциях Перово и Муром (первые в России рамные трехпролетные конструкции), перекрытие дебаркадера (навес в зоне прибытия и отправления поездов) Казанского вокзала в Москве. Им также разработан проект железнодорожного моста через р. Казанку и ряд типовых проектов подпорных стенок переменной высоты. В 1918 г. Прокофьев был избран профессором Московского института инженеров путей сообщения (МИИПС).

Широко известна деятельность И.П. Прокофьева по восстановлению железнодорожных мостов, разрушенных на ряде направлений в годы Гражданской войны. Он стал автором нескольких проектов крупных мостов и других сооружений, членом Научно-технического комитета Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и его мостовой комиссии. Выезжал по их заданиям на ответственные стройки железнодорожных мостов, давал заключения по их проектам. В 1943 г. за плодотворный труд И.П. Прокофьеву было присвоено звание генерала-директора путей сообщения.

В 1919-1926 гг. Прокофьев работал также деканом инженерного факультета МСХИ, а с 1928 г. заведовал кафедрой строительной механики в МИИПСе. Здесь с его участием были решены важнейшие теоретические задачи строительной механики стержневых систем. В 1930-е годы, когда советское правительство взяло курс на индустриализацию страны, им были организованы профильные кафедры в ряде вновь образовавшихся технических вузов. В 1930 г. им была открыта кафедра сопротивления материалов в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ, ныне МГАУ), кафедра строительной механики в Московском водном институте, позже Московском государственном инженерно-мелиоративном институте (ныне МГУП). В 1931 г. им была организована кафедра строительной механики в Московском автодорожном институте (МАДИ, ныне МАДИ-ГТУ), образовавшемся на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы ЦУДОРТРАНСа. В результате в 1930-1932 гг. И.П. Прокофьев одновременно возглавлял несколько кафедр в технических институтах, в том числе МИМЭСХ, МИМИ, МАДИ и МИИПС, что в то время при катастрофической нехватке квалифицированных научных и педагогических кадров не запрещалось.

Будучи заведующим кафедрой сопротивления материалов МИМЭСХ, Иван Петрович уделял большое внимание прикладному направлению научных работ, творческим связям этой общетехнической кафедры со специальными кафедрами. В частности, его связывала тесная дружба и сотрудничество с выдающимся ученым в области земледельческой механики академиком В.П. Горячкиным. Сохранилась фотография, на которой сняты академик В.П. Горячкин, профессора И.П. Прокофьев, Б.Э. Криль, В.А. Желиговский и другие сотрудники во время одного из научных совещаний на машиноиспытательной станции. Это направление деятельности стало традиционным и определяющим во всей последующей истории развития кафедры сопротивления материалов МИМЭСХ - МИИСП - МГАУ.

В 1934 г. И.П. Прокофьеву присваивается ученая степень доктора технических наук (без защиты диссертации), что в те времена практиковалось достаточно часто. Его авторству принадлежит ряд известных методических и научных работ, в том числе «Статика сыпучего тела. Лекции» (М., 1924), «Теория сыпучих тел в приложении к расчету подпорных стенок» (М., Л. 1934), «Давление сыпучего тела и расчет подпорных стенок» (М., 1947). Фундаментальный учебник «Теория сооружений. В 3-х частях», по которому читался одноименный курс, впервые опубликованный в 1929 г., переиздавался четырежды.

За свою долгую творческую жизнь И.П. Прокофьев воспитал много специалистов по строительной механике, свыше двадцати из них стали докторами наук и профессорами, заведующими кафедрами в крупнейших вузах страны. Его учениками являются академик РАН В.В. Болотин, член-корреспондент АН СССР А.Ф. Смирнов, доктор технических наук, профессор В.И. Киселев, доктор технических наук, профессор Л.М. Емельянов, доктор технических наук, профессор Н.И. Безухов, доктор технических наук, профессор Е.М. Гутьяр и другие. Заслуги профессора И.П. Прокофьева перед отечественной наукой высоко оценены, он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими наградами, ему присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Умер Иван Петрович Прокофьев 23 сентября 1958 г. в Москве.

Отдавая дань светлой памяти Ивану Петровичу Прокофьеву, сотрудники кафедры сопротивления материалов ФГОУ ВПО МГАУ гордятся тем, что такой талантливый ученый стоял у ее истоков.