Из истории железных дорог

Правда о войне.
По данным архива Минобороны


Новое о подвигах железнодорожников в Великой Отечественной войне. По данным архива Минобороны

Петров Д.В.

До сих пор многие факты нашей советской истории остаются за семью печатями. С многих документов еще не снят гриф секретности, другие огромными массивами хранятся в архивах, но не сгруппированы, не проанализированы историками, не опубликованы. Они ожидают своего часа, чтобы помочь людям сформировать правильную картину важнейших исторических событий. Ведь без этого, без верного знания своих корней, истоков, своей истории вряд ли возможно движение в правильном направлении, здоровое развитие государства.

Особое сожаление вызывает закрытость до сих пор многих сведений о Великой Отечественной войне. Так, недоступными остаются многие документы Ставки ВГК, Генерального штаба и др., хотя очевидно, что к текущей обороноспособности государства они уже никакого отношения не имеют. Как рассказывают исследователи, работающие в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, еще до 2005 г. в этом учреждении действовала жесткая цензура, в частности, не допускалось выносить из архива цитаты из хранящихся в нем документов, по мнению сотрудников архива, порочащих Красную Армию.

О закрытости информации о войне в советский период и вообще говорить не приходится. Она не просто была закрыта - она в некоторых случаях намеренно скрывалась, искажалась и даже уничтожалась. Так, многие поисковые отряды, занимающиеся благим делом поиска останков воинов, павших в боях за Отечество, столкнулись с проблемой идентификации найденных бойцов. По статистике, лишь 3-5% останков имеют при себе медальоны, позволяющие идентифицировать человека. Причин этому, несомненно, несколько, в том числе, то, что контроль за наличием медальона у солдат, не рассматривался командирами Красной Армии как важная задача. Но не меньшее зло сохранности медальонов нанес и секретный приказ Минобороны об уничтожении всех найденных медальонов (они представляли собой бумажную записку в эбонитовой капсюле). Об этом приказе, также пока неопубликованном, знают поисковые отряды, общающиеся с отставными военными комиссарами, отвечавшими за организацию сбора медальонов погибших местным населением и за последующее уничтожение этой ценнейшей информации.

Что говорить о судьбах конкретных солдат, чьи имена уже никогда не удастся установить!? Целые военные операции были в советский период полностью или частично под грифом секретности! Так, ничего или почти ничего не могли знать простые советские люди о немецкой операции «Зейдлиц» (окружение и уничтожение 39-й армии РККА летом 1942 г.) или о неудачной операции Г.К. Жукова «Марс» на Ржевском фронте в том же году.

За последние 15-18 лет в открытости информации об истории страны сделан огромный шаг вперед. Огромный пласт информации, ранее по политическим и идеологическим мотивам отнесенной к секретной, стал доступен всем.

Тем более горькую реакцию, недоумение вызывают случаи, когда под грифами секретности, либо без этих грифов, но непроанализированными, несистематизированными и неопубликованными в архивах «прозябают» документы о подвигах народа, защищавшего свою Родину, о бесспорно славных страницах отечественной истории.

Данный материал посвящен некоторым новым, не опубликованным ранее фактам героических страниц защиты Отечества военными железнодорожниками Калининского фронта в период Ржевской операции. Красная Армия на Ржевском фронте с начала 1942 г. по март 1943 г. ценой героических усилий и огромных жертв удерживала врага на подступах к Москве и сковывала его значительные силы, не давая перебросить их на другие фронты, в том числе и на Сталинградский. Потери в Ржевской битве (по официальным данным) составили более 1,3 млн.человек.

***

На новые документы вышли следующим образом. Вот уже несколько лет моя семья разыскивает и собирает информацию о нашем деде Афанасии Ивановиче Петрове, пропавшем без вести на войне в июле 1942 г. Кроме официальной справки об этом в семейном архиве больше ничего не было. Направили запросы в военкомат Омской области (по месту его призыва), в Центральный архив Минобороны. В результате появилась ценнейшая для семьи информация, что дед был рядовым 1210-го стрелкового полка 362-й стрелковой дивизии и пропал без вести 3 июля 1942 г. у деревни Дунино Оленинского района Калининской (Тверской) области. Как оказалось, вся эта информация со времен войны и до последнего десятилетия была засекречена. Имя деда нашли также в Книге памяти Омской области за 1995 г. После этого в дальнейших поисках начались затруднения. Где эта деревня, в рамках какой операции пропал без вести дед? Многие вопросы оставались без ответа.

На помощь пришел Интернет и найденный с его помощью поисковый отряд «Орел» Оленинского района Тверской области во главе с Дмитрием Александровичем Жуком. Оказалось, что этот отряд не только занимается полевыми работами, но и не меньше времени проводит в поисках по архивам. Именно через военные архивы удается узнать, где и какие бои проходили. Это позволяет находить захоронения и идентифицировать найденные останки. Многие документы были рассекречены по запросам этого отряда. Более того, отряд не только разыскивал родственников погибших, но и вносил необходимые изменения в личные дела бойцов, например о том, что боец не просто пропал без вести, а погиб в бою и похоронен тогда-то и там-то. У отряда есть и интереснейшие, к сожалению, малотиражные, публикации с информацией, до сих пор не отраженной в официальных исследованиях о войне (например, брошюра Д.А. Жука «Памяти павших на Оленинской земле». Оленино, 2007).

Эти замечательные люди-поисковики предоставили нам значительный объем информации о боевом пути деда, которой ранее не смог дать военкомат. Они указали место, где находилась деревня Дунино (уничтожена во время войны), проинформировали об операции, в рамках которой дед пропал без вести (и скорее всего, погиб), рассказали о границах, где проходил фронт в то время, и указали район службы деда. Фашисты провели в этих местах наступательную операцию на Ржевском плацдарме под кодовым названием «Зейдлиц», в рамках которой была окружена и уничтожена 39-я армия. Полк деда входил в 22-ю армию, которая пыталась не дать противнику сомкнуть кольцо. К сожалению, среди найденных поисковым отрядом останков погибших бойцов деда не оказалось.

Каково же было мое удивление, когда руководитель отряда Д.А. Жук, узнав о моей работе в железнодорожной отрасли, сообщил, что видел в Центральном архиве Минобороны, где постоянно работает в поисках информации, необходимой для полевых работ, «неразобранные», в том числе и недавно рассекреченные, документы железнодорожных войск. Речь шла о документах, которых не касалась рука исследователя со времен войны. После очередного визита в архив Д.А. Жук любезно передал мне копии документов, касающиеся ратных дел железнодорожников во время войны, возможно, до сих пор никому неизвестных. Так благодаря самоотверженным и бескорыстным поисковикам удалось открыть еще одну страницу в истории Великой Отечественной войны.

В статье приведены три ранее неизвестных документа о боевых делах военных железнодорожников из 6-й отдельной железнодорожной бригады и отдельного восстановительно-путевого железнодорожного батальона (орфография, пунктуация и стиль донесений сохранены).

Хочется надеяться, что данные материалы еще раз пробудят у читателя гордость за героические страницы своего Отечества и одновременно заставят его задуматься о том, что до сих пор, благодаря наследию советских десятилетий, огромные пласты информации о нашей истории остаются недоступными.

Важно также, чтобы люди и, особенно государственные структуры, знали о героях нашего времени - поисковых отрядах, которые бескорыстно восстанавливают по кусочкам историю Родины, работая как на бывших полях сражений, так и в бумажных пучинах архивов, хранящих еще много секретов. Кого-то, надеюсь, это подтолкнет к работе с этими источниками. И конечно же, хочется надеяться, что среди указанных фамилий героев будут найдены имена знакомых и родственников уважаемых читателей.

Архивные материалы печатаются с любезного согласия Д.А. Жука, руководителя Оленинской районной общественной организации «Военно-исторический поисковый центр «Орёл».


Документы


Секретно
Экз.№1

Начальнику Железнодорожных войск
Калининского фронта (29 апреля 1942 г. №0431)
Донесение

о трудовых подвигах подразделений, бойцов, командиров и политработников за период с 18 по 28 апреля 1942 года.

1. 26 апреля 1942 г. при налете вражеской авиации на эшелон, стоявший на 188 км вблизи ж.д. моста через р. Западная Двина, было разрушено 2 звена ж.д. пути и 3 двухосных вагона, причем один вагон одним скатом сошел с рельсов, зацепившись буферными тарелками за буферные тарелки соседнего вагона.

Восстановительная команда 36 ОБМ, несмотря на угрозу повторного налета, так как самолеты противника неоднократно появлялись в воздухе, расчистила место от деревянных обломков, произвела откатку вагонов, подъемку ската, смену двух звеньев рельс.

Вся эта работа была закончена в течение 30 минут и был открыт путь для движения воинских эшелонов. На этих работах особо отличились:
маркированный список К-р взвода 36 ОБМ младший лейтенант Шуров И.Е.
маркированный список К-р взвода мл. сержант Астахов И.А.
маркированный список Красноармейцы техроты Гладков М.П., Бурлин С.Д., Богданов Н.А.

2. 26 апреля 1942 г. при налете вражеской авиации получил повреждение ж.д. мост через р. Западная Двина и движение на участке Охват-Торопец приостановлено. При восстановлении особенно отличился взвод 36 ОБМ под командой старшего сержанта Рыжкова И.И. Этот взвод, несмотря на потерю своего командира, получившего ранение от осколка авиабомбы, с энтузиазмом работал по засыпке дна реки камнем вокруг поврежденного ряжа и по восстановлению пути.

Особо отличились в работе красноармейцы, выполняющие обязанности младших командиров Жигмунд Г.А., Андреев С.Н., Ширин И.Н., Сухин П.Ф., которые личным примером показывали образцы в работе выполняя задание на 200%. Взвод старшего сержанта Рыжкова И.И. задание выполнил на 156%.

3. 13 апреля 1942 г. команда замполитрука Уварова и командира отделения Алексеева (36 ОБМ) производила на ст. Андреаполь экипировку паровозов дровами. Во время экипировки паровоза, прибывшего с воинским эшелоном, станция была подвергнута налету вражеской авиации. Команда экипировщиков продолжала свою работу и экипировка паровоза вместо положенных 40 мин. была закончена за 20 мин. На этой работе особенно отличился красноармеец Миликов С.А., который своим личным примером воодушевил бойцов. Команда экипировщиков задание ежедневно выполняет на 120-150%.

4. 25 апреля с.г. при налете вражеской авиации на эшелон на 176 км ПК 10 сошли с пути 2 вагона. Командир взвода 14 ОВЖДБ мл.лейтенант Сычев Б.Е. ожидая прибытия подъемочной бригады, проявил личную инициативу и организовал подъемку вагонов вручную (вагой). Вагоны были подняты в течение 1 часа 30 мин.

Особо отличились при этом: мл. лейтенант Сычев Б.Е., старший сержант Бураков В.Ф., мл. сержант Гаврилин А.И., мл. сержант Чистяков В.Н. и красноармейцы Коротков М.Г., Пушин А.Н., Васюков К.Ф., Зайцев А.Е., Тимошенко П.К., Агеев И.И., Тимофеев Н., Приходченко П.С., Никулин В.

За командира Бригады полковник (Исаев)
военный комиссар бат. комиссар (Стадниченко)
За начальника штаба бригады подполковник (Полиновский)


Секретно
Экз.№1

Начальнику и военному комиссару железнодорожных войск
Калининского фронта (27 июня 1942 г. №0399)

Доношу, что на 64 км. жел.дор.участка Кувшиново-Ранцево во время большого ливня 27 июня с.г. произошел размыв пути на протяжении 800 м. В это время на фронт со стороны ст.Ранцево следовал воинский эшелон-схема с танками.

Истребитель БЗД красноармеец вверенного мне батальона Антонов Василий Иванович, комсомолец, русский, год рождения 1921, образование 4 кл. обнаружил размыв. Вместе с путеобходчиком гражданским Сипаковым М.К. тов.Антонов В.И. принял немедленные и решительные меры. Твердо зная свои обязанности и свой долг действовать в такой момент красноармеец Антонов сообщил о случившимся на командный пункт роты, сам оградил участок размыва и остался на посту в ожидании следовавшего поезда. Вскоре показался эшелон. На малой скорости – 5 км. в час последний был пропущен через опасный участок, крушение было предотвращено. Через 15 мин на место происшествия прибыла в полной готовности восстановительная летучка с запасом балласта, созданного по Вашему приказанию, немедленно приступившая к балластировке пути. Путь был восстановлен.

Благодаря бдительности красноармейца Антонова В.И. и путеобходчика Сипакова М.К., их решительным и смелым действиям был спасен важный груз, срочно следовавший на фронт, и не только предотвращено крушение, но не задержано движение на этом участке ни на одну минуту. За проявленную бдительность, решительные и смелые действия, предотвратившие крушение эшелона, красноармейцу Антонова В.И. и путеобходчику Сипакову М.К. мною объявлена благодарность и возбуждено ходатайство перед ПЧ-10 о поощрении с их стороны последнего.

Весть о смелом поступке тов.Антонова облетела все подразделения вверенного мне батальона. Политрукам рот даны указания популяризировать поступок тов.Антонова и на его примере воспитывать весь личный состав. Представляя настоящее донесение ходатайствую одновременно о поощрении красноармейца Антонова В.И.

Командир батальона майор (Кравченко)
Военный комиссар батальонный комиссар (Токарь)
Начальник штаба Майор (Соловьев)


Секретно
Экз.№ 1

Начальнику Железнодорожных войск Калининского фронта
(28 мая 1942 г. №0645)
Донесение

о трудовых подвигах подразделений, бойцов, командиров и политработников за период с 18 по 28 мая 1942 года.

1. 20 мая с.г. ночью на 196 км перегона Мартисово Андеаполь Калининской ж.д. самолет противника сбросил бомбы, которые упали у полотна железной дороги. К месту бомбардировки сейчас же прибежали младший сержант Шаповалов и ефрейтор Анучин 14-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона. В темноте ночи повреждения пути на первый взгляд не было заметно. Тов. Шаповалов и Анучин решили проверить. Ползком на коленях ощупывали рельсы и шпалы, несмотря на то, что вблизи взорвалась бомба замедленного действия. Могли последовать еще взрывы, но они не ушли, на ощупь проверили рельсы под паровозом, колеса которого были завалены грязью из воронки и до 100 м пути. В результате обнаружили 4 повреждения (лопнувшие рельсы), которые были быстро ликвидированы. Движение задержано не было.

2. 25 мая с.г. на перегоне Андреаполь - Охват Калининской ж.д. самолет противника сбросил бомбы на следовавший эшелон. Взорвавшимися бомбами были повреждены платформа и одно звено пути. На пути и у основания насыпи остались три бомбы замедленного действия. Прибывшая на восстановление команда 36-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ под руководством старшего лейтенанта ГрязноваГ.П. и младшего политрука Хмельницкого А.У. приступила к восстановлению пути. Работавшим на пути людям угрожали бомбы замедленного действия. Ст.лейтенант Грязнов и мл.политрук Хмельницкий, пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, взяли бомбу на руки, отнесли в сторону от пути где и подорвали. Так же были подорваны и остальные бомбы. Команда воодушевленная этим мужественным поступком включилась в работу и ликвидировала разрушения за 50 минут. На восстановлении особо отличились:
маркированный список Старший лейтенант Грязнов Г.П.
маркированный список Младший политрук Хмельницкий А.У.
маркированный список Младший лейтенант Шуров И.Е.
маркированный список Командир отделения Маховиков А.Я.
маркированный список Ефрейтор Андреев С.Н.
маркированный список Красноармеец Дикарев Д.М.

23 мая с.г. техническая разведка 36-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ в составе воентехника 2-го ранга РоженщенкоВ.П., лейтенанта ФилиповаН.Е. и замполитрука ГолубовскогоБ.З. в непосредственной близости к противнику (2-3 км) произвела разведку разрушений жел.-дор.моста на 306 км участка Великие Луки - Великополье. Несмотря на угрозу открытия противником минометного огня, техразведка впервые замерила размеры и сняла эскизы разрушений, дав ценный материал для составления проекта предстоящего восстановления моста.

Красноармейцы технической роты 36-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ ДрейзинС.Л., ОхинВ.Е. и ПервушкинС.Е. выполняя задание по изготовлению поковок и деталей к разным агрегатам, показали образцы в работе, выполняя заданные номы на 150-160%.

3. На 3-й отдельный плотничный батальон и 2 роту 8 отдельного восстановительного железнодорожного батальона было возложено восстановление пути, раздельных пунктов и мостов на железнодорожном участке Земцы-Ломоносово Калининской ж.д. Эта задача была выполнена в кратчайший срок. С 29.04. по 17.05.1942 года было восстановлено 62 км. пути, восемь средних мостов и один мост большого отверстия.

Благодаря правильной организации работ на широком фронте и проявленной личным составом исключительной энергии и трудовому энтузиазму, мост через реку Межа отверстием в 114 м при примитивных средствах восстановления и ограниченном оборудовании восстановлен в четырехдневный срок.

За проявленную энергию и инициативу при восстановлении участка Земцы-Ломоносово объявлена Благодарность. приказом по бригаде:

По Управлению бригады
маркированный список Военинженеру 2 ранга Осипову.
маркированный список Воентехнику 1 ранга Сур. Сержанту Тумасян.
маркированный список По 35-му отдельному плотничному батальону Майору Рафаловичу.
маркированный список Ст. политруку Бутову и 65 командирам, политработникам и красноармейцам.
маркированный список По 8 отдельному восстановительному жел.-дор батальону Капитану Шувалову.
маркированный список Политруку Матвееву и 26 командирам и красноармейцам 2 роты.

За командира Бригады полковник (Исаев)
военный комиссар бат. комиссар (Стадниченко)
За начальника штаба Бригады подполковник (Полиновский)