Из истории железных дорог

Выдающийся инженер и предприниматель.
К 175-летию со дня рождения А.Е. Струве


Г.С. Касаткин, кандидат технических наук, доцент Московского государственного университета путей сообщения

Основатель знаменитого Коломенского машиностроительного завода (ныне ОАО «Коломенский завод») Арманд Егорович Струве родился 30 мая 1835 г. в семье обедневших дворян. Его предки были немцами, которые еще в середине XVIII века приехали в Россию и стали профессиональными дипломатами. Арманд Струве избрал военную карьеру. Он окончил Николаевское военно-инженерное училище и военную академию в Петербурге. Как талантливый выпускник, прошел стажировку за государственный счет за границей, где совершенствовал свои знания. По возвращении в 1857 г. в Россию Струве командировали на строившуюся Нижегородскую железную дорогу.

В 1860 г. 25-летний военный инженер в чине капитана был направлен на проведение изыскательских работ на Саратовской дороге. Через год Струве предложил правлению Рязанской дороги передать ему постройку временного моста через реку Москву. При этом согласился провести его строительство за сумму почти в 7 раз меньшую, чем та, которую назвали французские инженеры. Отлично выполнив заказ, Струве завоевал авторитет и доказал, что русские инженеры могут строить мосты не хуже иностранцев. В 1863 г. ему поручили сооружение моста через Оку у Щурова в Коломне. Одновременно он получил правительственный заказ на строительство 400 железнодорожных платформ для Московско-Курской дороги. Для материально-технического обеспечения заказов Струве в сентябре того же года основал при селе Боброве близ Коломны мастерскую, из которой впоследствии вырос крупнейший завод транспортного машиностроения.

2 (14) сентября 1863 г. - день официального оформления А.Е. Струве документа, дававшего ему право «производить постройки как заводские, так и фабричные», - считается датой основания Коломенского машиностроительного завода. Отчетливо видя перспективы развития в России технической базы крупного транспортного машиностроения, Струве приступает к преобразованию мастерской в завод. Под его руководством строятся здания трех цехов: механического, чугунолитейного и кузнечного. Их возводят просторными с учетом перспективы пополнения станками и оборудованием. С 1864 г. предприятие стало называться «Механический и литейный завод инж. А.Е. Струве».

Уже через год на его территории разместились девять производственных зданий. Продукция завода была ориентирована на сооружение мостов и «принадлежностей железных дорог». Строительство последних и обслуживающая их промышленность, благодаря дальновидному первому министру путей сообщения П.П. Мельникову, были в то время на привилегированном положении. Опытный предприниматель умело воспользовался этим для получения государственных субсидий с целью переоборудования и расширения завода.

В 1866 г. А.Е. Струве приглашает в качестве компаньона своего старшего брата Г.Е. Струве. Завод стал называться «Предприятие инженеров братьев Струве» и в начале 70-х годов XIX века превратился в одну из крупнейших баз транспортного машиностроения. Приход брата, ставшего вскоре директором - распорядителем завода, позволил Струве сосредоточить свою деятельность на многочисленных технических проектах. С 1867 г. он плодотворно работает в Киеве в 10-м округе путей сообщения. В 1868 г. по проекту и под руководством А.Е. Струве строится самый крупный в то время в Европе железнодорожный мост через Днепр. 13 опор этого моста длиной 1068 м возводились с применением новой технологии кессонного типа. Мост строили силами отечественных специалистов и рабочих, что значительно удешевило строительство. Он был построен в короткие сроки и открыт в апреле 1870 г.

А.Е. Струве получил чин полковника и значительную по тем временам денежную субсидию 3 млн. руб., что позволило ему развернуть широкую предпринимательскую деятельность. Он строит железнодорожный и гужевой мост через Днепр в Кременчуге, Литейный мост через Неву в Петербурге и др. Все металлические конструкции для этих мостов изготавливались на Коломенском заводе. Энергия Струве, казалось, была неиссякаемой. Он организует концессии по строительству водопровода и газового освещения улиц в Киеве, занимается строительством искусственных сооружений, мостов и виадуков на Лозово-Севастопольской железной дороге, участвует в реконструкции царского Мариинского дворца в Петербурге. Реализация многочисленных проектов обеспечивала заказами его детище - Коломенский завод.

Струве стремился расширить ассортимент выпускаемой заводом продукции. Наряду с товарными выгонами, платформами и конструкциями мостов на заводе был освоен выпуск паровозов, а в 1874-1875 гг. и пассажирских вагонов всех классов, служебных вагонов и цистерн. Наиболее высокими темпами развивался паровозный сектор. Уже в 1873 г. был изготовлен сотый паровоз, выпуск которого пышно отмечали. Юбилейный паровоз назвали «Коломна». Впоследствии на выставке в Вене он получил почетный диплом.

В 1878 г. был изготовлен пассажирский паровоз типа 1-3-0 с трехосным тендером. Этот локомотив развивал скорость до 35 км/ч и считался одним из лучших в Европе. На следующий год на заводе построили 500-й товарный паровоз, который развивал скорость 45 км/ч и был признан лучшим паровозом того периода. В честь юбилейного события выпустили памятную медаль с изображением этого паровоза и надписью «Да здравствует русская инженерная мысль!». К этому времени завод выпускал почти треть паровозов в России.

В 1882 г. после смерти старшего брата директором - распорядителем завода стал сам А.Е. Струве. Благодаря его гибкой и умной политике завод без особых потерь преодолел полосу промышленного кризиса, чему способствовали правительственные заказы на выпуск основной продукции - железнодорожного подвижного состава. В 1885-1887 гг. завод являлся единственным поставщиком паровозов для отечественных железных дорог. В целях стабилизации производства было также организовано производство буксирных пароходов, танкеров для перевозки нефти с Каспийских промыслов, паровых машин, разнообразных станков и сельскохозяйственных орудий (молотилки, сеялки и др.).

В 1889 г. А.Е. Струве, к этому времени генерал-майор инженерных войск, составил проект постройки в Киеве рельсового городского транспорта. Придерживаясь передовой технической мысли, он решил применить для киевских улиц с их крутыми спусками и подъемами электрическую тягу как самую эффективную и экономичную. В мае 1890 г. Струве представил в городскую управу проект городской электрической железной дороги, разработанный под его непосредственным руководством группой киевских инженеров. В проекте была использована самая совершенная для того времени система электроснабжения с воздушным контактным проводом напряжением 500 В постоянного тока. Весь передовой мировой опыт Струве обобщил в изданной им в 1891 г. книге «Описание устройства электрических железных дорог на городских улицах». Будущее железных дорог он видел именно в применении электрической энергии.

Согласно проекту, на Коломенском заводе началось создание моторных вагонов для городской электрической железной дороги. К маю 1892 г. в Киеве были построены две электростанции и закончены работы по оборудованию контактной сети на участке городской дороги. После поставки Коломенским заводом двух моторных вагонов, на 40 пассажиров каждый, начались их испытания. 9 мая газета «Киевлянин» писала: «…Состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горке до Нижней площади … вагон шел вверх и вниз по крутой горе вполне удовлетворительно без всяких затруднений в разных пунктах уклона». Регулярное движение на первой в России трамвайной линии началось 2 июня 1892 г.

Успешный опыт строительства и эксплуатации первой электрической отечественной городской железной дороги послужил толчком к быстрому строительству трамвайных линий и в других городах России. За 10 последующих лет электрические дороги были построены в 13 городах, еще 47 городов подали заявки на строительство, которые были приняты и впоследствии успешно выполнены.

Наряду с реализацией своих многочисленных технических проектов Струве уделял большое внимание развитию и расширению производства на Коломенском заводе. Когда умер брат, на заводе насчитывалась 1000 рабочих, а через 16 лет, к концу XIX века, их было уже 6000. Как человек с большим кругозором и рачительный хозяин, Струве устроил на заводе дешевую столовую, образовал общество народных увеселений и пожертвовал крупную сумму для сооружения близ завода народного театра на 800 мест, который был открыт в год его смерти.

Свой жизненный путь А.Е. Струве завершил 12 сентября 1898 г. в Коломне и был похоронен с почестями на Волковом кладбище в Петербурге. Его деятельность может служить образцом для современных российских предпринимателей.