О подготовке резерва руководящего состава ОАО «РЖД»

А.Н. Лопаин,
декан факультета подготовки руководителей Российской академии путей сообщения
О.И. Шунатов,
заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,
начальник отдела руководящих кадров


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 
Защита выпускной аттестационной работы
Свидетельство о повышении квалификации
слушателю резерва руководящих кадров
вручает вице-президент ОАО «РЖД» О.В.Тони

Правление ОАО «РЖД» придает особое значение обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов филиалов и структурных подразделений компании с учетом новых задач, профессиональных знаний и навыков, которыми должны обладать работники в текущий момент, в ближайшем будущем и для выполнения более ответственной деятельности. Дополнительную профессиональную подготовку руководящих кадров компании и резерва на эти должности организует Департамент управления персоналом совместно с высшими учебными заведениями. Заслуживает внимания опыт сотрудничества в этой сфере ОАО «РЖД» и Российской академии путей сообщения Московского государственного университета путей сообщения.

Деятельность факультета подготовки резерва руководителей Российской академии путей сообщения (РАПС) осуществляется по трем основным направлениям. Во-первых, на факультете постоянно проходят переподготовку руководители старшего управленческого звена железных дорог России - филиалов ОАО «РЖД», зачисленные в резерв на должности, назначение по которым производит руководство компании.

Во-вторых, систематически на основе предварительного отбора кандидатов на факультете академии обучается резерв номенклатуры начальников дорог Московской, Горьковской, Северной и Приволжской, начальников Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов и Федеральной пассажирской дирекции. Третьим направлением работы факультета является обучение так называемых групп перспективного резерва молодых руководителей (по дорогам) из числа выпускников вузов со стажем работы на железнодорожном транспорте 3-5 лет.

Обучение резерва проводится по утвержденным в ОАО «РЖД» планам. Высшей формой повышения квалификации является обучение объемом более 500 ч. Профессиональная переподготовка завершается вручением диплома государственного образца с правом ведения нового вида деятельности. В программы обучения включены вопросы, необходимые для сложной работы руководителя-менеджера: лекции по экономике отрасли, основам управленческого учета, бизнес-планированию, предпринимательской деятельности, формам аутсорсинга, финансовому менеджменту, основам бухгалтерского учета, методике комплексного финансового анализа, внутрикорпоративному бюджетированию, правовым вопросам (гражданское, трудовое законодательство, Налоговый кодекс и др.). Изучают также корпоративный менеджмент, менеджмент качества и кадровый, социально-психологические аспекты управления, безопасности движения, охраны труда, а также вопросы совершенствования работы профильного хозяйства. В качестве преподавателей привлекаются ведущие ученые и специалисты Государственного университета «Высшая школа экономики», Всероссийской академии внешней торговли, Московского государственного открытого педагогического университета, ВНИИЖТа, НИИАСа, МИИТа, ОАО «РЖД», АКГ «Развитие бизнес-систем», Российской академии правосудия, Института психологии РАН и др.

Существуют характерные особенности учебного процесса на этом факультете, отличающие его от обычных курсов повышения квалификации. Во-первых, проводится обязательный предварительный отбор слушателей групп резерва. Например, чтобы пройти обучение в группе резерва на должность начальника службы кандидату необходимо иметь соответствующий кадровый послужной список и быть утвержденным начальником дороги в качестве резерва руководителя. Представленные дорогами в ОАО «РЖД» списки кандидатов сначала согласовываются начальником профильного департамента, затем Департаментом управления персоналом и утверждаются вице-президентом (он же подписывает и вызывную телеграмму). В результате тщательного отбора кандидатов формируется группа единомышленников, близких по уровню образования, профессиональным навыкам и возрасту.

Вторая особенность учебного процесса - контроль за получаемыми знаниями. Еще в 2000 г. на совещании начальников служб управления персоналом дорог было высказано настоятельное пожелание в адрес академии о проверке знаний слушателей групп резерва в процессе и по окончанию обучения. Поэтому по курсам «Основы бухучета для руководителей», «Трудовое законодательство» и ряду других проводится либо письменный зачет, либо тестирование, а по вопросам охраны труда и безопасности движения - компьютерное тестирование.

Третья особенность обучения: проведение выездных занятий на передовых предприятиях Приволжской, Горьковской, Юго-Восточной, Куйбышевской, Северной, Октябрьской и Московской железных дорог. Об этой, крайне важной стороне учебного процесса подробно рассказывалось в № 10 за 2004 г. журнала «Железнодорожный транспорт».

Четвертая и, может быть, самая важная особенность организации обучения на факультете: защита слушателями групп резерва выпускных аттестационных работ перед комиссией во главе с начальником Департамента (Дирекции). Именно по выпускной работе проводится итоговая оценка слушателей, степень усвоения ими прослушанных дисциплин, способность интегрировать полученные знания со своим производственным опытом.

Для успешной защиты выпускной аттестационной работы слушателю сначала необходимо правильно выбрать тему, согласовать ее с соответствующим заместителем начальника дороги, с профильным департаментом и совместно с факультетом подобрать руководителя. На основе выполненной работы готовится доклад с презентацией.

Изучение передового опыта группо
 резерва начальников служб пути

Положительным является то, что некоторые департаменты (например, департаменты управления перевозками, пути и сооружений, казначейство) заранее предлагают слушателям перечень тем для разработки. Так, начальник Департамента управления перевозками А.Ю. Миронов лично сформулировал темы аттестационных работ каждому слушателю группы резерва начальников отделений железных дорог. Это разработка реализации логистических технологий по управлению грузопотоками, местная работа, пути интенсификации и оптимизации работы станций, пунктов технического обслуживания и др.

Что дает персональная защита аттестационных работ перед комиссией? Для академии это объективная форма выпускного контроля знаний, для защищающего свои разработки слушателя - продуманный план работы на ближайшие годы, составленный под руководством руководителей департаментов, для других резервистов - подготовленный обмен опытом (по окончании обучения они обмениваются электронными версиями всех выпускных работ и увозят их к себе на дорогу). Для руководителя департамента появляется также возможность всесторонне оценить будущего назначенца и как грамотного инженера, и как опытного руководителя.

Таким образом, обучение приобретает совершенно иное качество для руководства департаментов - возникшая вначале досада на слушателя из-за его отсутствия на рабочем месте сменяется практическим интересом к подготовленному резервисту. Действительно, может ли он после приобретения новых знаний за три месяца обучения проанализировать и предложить пути решения в хозяйстве одной из имеющихся рабочих проблем.

В момент защиты работы аттестационная комиссия во главе с руководителем департамента всесторонне оценивает кандидата в руководители, его умение излагать мысли, его инженерный подход к имеющимся проблемам и глубину их проработки и делает вывод о потенциальной возможности резервиста быть руководителем более высокого ранга. Кроме того, лучшие проработки отправляются в проектно-конструкторские бюро или отделы департаментов для доработки и внедрения на дорогах.

С января по июль 2007 г. на факультете подготовки резерва руководителей РАПС прошли обучение группы резерва на должности начальников отделений железных дорог, начальников служб пути, локомотивного хозяйства, электрификации и электроснабжения, материально-технического снабжения, а также резерва на должности начальников региональных дирекций тепловодоснабжения и резерва директоров заводов дирекции «Желдорреммаш». В процессе обучения были организованы выездные занятия на Юго-Восточной, Октябрьской и Московской железных дорогах, где изучалась организация работы служб дорог и передовых предприятий станций Орехово-Зуево, Казинка, Новый порт, Новолипецкий узел, взаимодействие с морскими портами. Актуальные проблемы хозяйственной деятельности и пути их решения обсуждались на встречах слушателей групп с вице-президентами и начальниками ведущих департаментов ОАО «РЖД».

По итогам защиты аттестационных работ комиссии выделили лучшие. Например, в группе резерва на должности начальников отделений железных дорог были отмечены следующие работы: «Оптимизация местной работы на Казанском отделении Горьковской железной дороги» (Р.И. Мистахов), «Реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование технической оснащенности инфраструктуры и внедрение новых технологий на Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги с целью ускорения оборота грузового вагона» (В.В. Терентьев), «Оптимизация простоя подвижного состава под грузовыми операциями на грузовых станциях» (В.В. Оганесян), «Оптимизация единого технологического процесса при переработке с целью уменьшения оборота вагона на пути необщего пользования и снижения простоя вагонов на станции примыкания на примере работы с Нижнетагильским металлургическим комбинатом» (С.Ф. Галкин). Руководителями названных аттестационных работ были заместители начальника Департамента управления перевозками.

Аналогичные подходы в академии и к организации обучения резерва начальника дороги и перспективного резерва молодых руководителей. К номенклатуре резерва начальника дороги относятся начальники локомотивных и вагонных депо, начальники станций, путевых машинных станций, начальники дистанций пути, электроснабжения и другие руководители линейных предприятий. Эта категория резерва обучается по разработанным на факультете программам объемом 160 ч. График обучения на текущий год утверждается заместителем начальника соответствующей железной дороги по кадрам.

В 2006 г. по комплексной программе подготовки резерва номенклатуры начальников Московской, Горьковской, Северной, Приволжской и Юго-Восточной железных дорог прошли обучение 120 человек. В их числе 26 из резерва начальников станций, 11 из резерва начальников и главных инженеров эксплуатационных вагонных депо, 24 начальников и главных инженеров локомотивных депо, 37 начальников дистанций пути и путевых машинных станций, 22 из резерва руководителей пассажирского комплекса.

Многообещающим с точки зрения кадровой стратегии стал опыт по обучению в РАПС групп перспективного резерва молодых руководителей. В эти группы включались выпускники дневных вузов со стажем работы 5-6 лет. Получив в академии уроки корпоративного менеджмента и новые знания по управлению персоналом, гражданскому и трудовому законодательству, экономике и финансам и, приняв наказ руководителей дорог, эти молодые руководители активно стремятся добиваться успехов в работе. После обучения выпускникам подбирают наставников из числа опытных руководителей.

Разработанные в РАПС программы подготовки перспективного резерва молодых руководителей предусматривают обучение в два этапа (по две недели каждый) с защитой выпускной аттестационной работы. Кроме того, они сдают зачет по домашней работе «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия», которую выполняют в перерыве между двумя этапами обучения, а также зачеты по «Корпоративному менеджменту», «Кадровому менеджменту», «Охране труда» а также по «Обеспечению безопасности движения». Программы формируют на основе требований к объему и содержанию знаний, которыми должен владеть молодой современный менеджер. Они постоянно дополняются информацией о новейших технических средствах и технологиях. Важным элементом обучения является ознакомление с современными технологиями на объектах Московской железной дороги (РЭД станции Киевская, Бекасово-Сортировочное, ИВЦ дороги и др.).

Отличительной особенностью подготовки резерва номенклатуры начальника дороги является выполнение и защита выпускных аттестационных работ «Совершенствование работы предприятия в современных условиях». Эти аттестационные работы рассматриваются как перспективные планы совершенствования работы структурных подразделений дороги и содержат анализы финансового состояния предприятий, предложения по улучшению технологий, структурным преобразованиям, внедрению новых информационных технологий, ресурсосбережению и т.д. В качестве руководителей аттестационных работ привлекаются непосредственные руководители слушателей. Как показывает практика, наибольший эффект при защите итоговых работ достигается в случае участия в аттестационных комиссиях руководителей служб или предприятий. В 2006 - 2007 учебном году по комплексной программе подготовки перспективного резерва было обучено более 100 перспективных молодых руководителей среднего звена с Московской, Горьковской, Северной и Приволжской железных дорог, многие из которых уже сделали первые шаги в своей карьере. На Московской железной дороге регулярно проводятся встречи выпускников с руководством дороги, на которых кроме стратегических задач дорожного уровня рассматриваются и конкретные производственные и жилищно-бытовые проблемы каждого выпускника.

Обучение и переподготовка руководящих кадров ОАО «РЖД» и резерва на руководящие должности, проводимые в Российской академии путей сообщения, направлены на обеспечение преобразований в компании, выполнение задач третьего этапа реформирования отрасли.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования