Вуз и инновационное мышление инженера

В.Д. Верескун, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук, доцент,
П.М. Постников, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент,
Ю.Д. Мишин, заведующий кафедрой «Философия», кандидат философских наук, доцент


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Инженер – выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело возникло закономерно и развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества – соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технологические процессы.

Во второй половине ХХ века стало ясно: оснащенность инженера научными знаниями – это лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. В наше время оно требует соответствующей надстройки в виде специфического отношения к знаниям.

Стандарты ХХI столетия требуют от квалифицированного инженера, наряду с определенной оснащенностью знаниями, сформировавшегося активного поиска знаний, исключающего дискретность во времени. Учеба не завершается защитой диплома; напротив, нынешний диплом– всего лишь сертификат на право сделать его обладателя инженером.

В современных условиях в ином свете предстает и универсальная задача инженерных вузов. На первый план выступают воспитательная составляющая образовательного процесса, умение педагогов и организаторов работы вуза сформировать у студентов потребность в знаниях. По всей видимости, в ближайшее время качество деятельности вуза будет определяться именно этим параметром. Востребованными окажутся инженеры, способные своевременно реагировать даже не на новые, а на новейшие знания.
 

Современная лаборатория позволяет продуктивно
сочетать учебный процесс с научной работой

Перестройка мышления инженера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное – акцентируя подход не на сумму знаний, как сейчас делается, а на необходимость учиться всю жизнь. Студентов надо учить не мыслям, а мыслить. Если мы не сменим существующую практику, может наступить кризис инженерного образования.

В научной литературе и официальных документах новый склад инженерного мышления называется обычно инновационным. Определение «инновационное мышление» достаточно современное и хорошо вписывается в контуры научно-технического прогресса. Однако сегодня отсутствует определенность в толковании этого понятия, что препятствует взаимопониманию и формированию ясной и конструктивной установки для его практической реализации.

Термин «инновация» – латинского происхождения. Римляне понимали под инновацией «обновление», «перемену» в широком смысле слова. Мы пользуемся более поздней английской транскрипцией, толкуя инновацию как «комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений».

Многие авторы, говоря об инновационности мышления, подчеркивают его нацеленность на соединение экономического и современного научно-технического подходов к решению актуальных проблем производства. В таком ракурсе инновационное мышление инженера представляется как готовность сознания профессионально ориентироваться в экономической политике. Инженер предстает в качестве грамотного менеджера, понимающего механизм внедрения достижений технического творчества в реальную экономику и эффективно работающего над практическим освоением новых технических разработок.

Определенная доля рациональности в таком объяснении инновационности, несомненно, присутствует. Инженер не должен ограничивать свой профессионализм уровнем изобретения. Ему не может быть безразличной судьба технических новаций, несмотря на неизбежность их отчуждения от создателя.

Современная экономика характеризуется тем, что она «стянута» инженерным трудом в единое целое. Инженерное дело образует ее фундамент, каркас и заполняет собою весь цикл производства. Поэтому инженер обязан знать экономику и уметь чувствовать себя «на месте» в организации экономической деятельности.

Базовыми в университете остаются железнодорожные
специальности. Для подготовки инженера путей сообщения
необходима хорошая производственная составная.
Полигон пути и железнодорожной техники СГУПСа

В былые времена так оно и происходило. Инженер путей сообщения управлял постройкой участка дороги, т.е. выстраивал весь производственный комплекс – соединял в своем труде техническую, экономическую, социальную составляющие. Потом техническую составляющую труда инженера обособили, высвободившиеся ниши заняли экономисты, управляющие.

Разделение труда – тенденция объективная, но всего лишь тенденция развития производства. Определять конкретные действия – право человека. Что следует видеть в нынешнем стремлении активнее вовлекать квалифицированного инженера в экономические отношения? На наш взгляд, прежде всего свидетельство несостоятельности ставки на «чистых» менеджеров, оснащенных макро- и микроэкономическими знаниями, но не знающих конкретной предметности производства.

Верхний эшелон управления, скорее всего, рациональнее укреплять управленцами-профессионалами. На высшем уровне формируется политика. В экономической политике предметная конкретика производства абстрагирована в экономической статистике. Что же касается управления непосредственно производством, то здесь разумнее отдать предпочтение именно инженерам.

Подтверждением такой точки зрения может служить уникальный опыт работы российских железных дорог. Благодаря правильно организованной кадровой и научно-технической политике отечественные железные дороги сумели выдержать испытание системным кризисом 1990-х годов, не допустить полного развала экономики страны и помочь выжить железным дорогам сопредельных государств.

Мышление инженера, бесспорно, должно быть активно экономическим. Неразумно без экономического обоснования что-то изобретать, внедрять, «доводить». Научно-техническое оснащение производства не может осуществляться с экономическими потерями. Инженерный продукт есть не что иное, как реальный рычаг экономии различного рода средств: сырья, энергии, финансов, времени. Если технический объект не является таковым сейчас либо в обозримой перспективе, его бытие неразумно.

Экономическая культура инженера – весьма важное профессиональное качество, особенно ценное в условиях интенсивного развития экономики. Тем не менее сводить инновационность к соединению экономического и технического в деятельности инженера, по нашему мнению, нерационально. Инновационность – понятие синтетическое, вобравшее в себя различные стороны активного мышления инженера. Ядром его содержания мы считаем нацеленность сознания на новые знания, психологическую потребность в них и интеллектуальную готовность их восприятия.

Ежегодная межвузовская научная конференция,
ставшая за 20 лет важной вехой
в борьбе за качество профессиональной подготовки

Сила – не в знаниях вообще. Силой обладают только актуальные и фундаментальные знания. Инновационность мышления оставляет небольшой выбор для творческой личности – либо научиться создавать новое самому, либо своевременно реагировать на создаваемое новое, обосновывая необходимость и целесообразность внедрения новаций в производство.

Так мы пришли к еще одному серьезному положению: инновационное мышление свойственно только творческому сознанию. Вуз обязан максимально активизировать резервы, необходимые для развития индивидуальности студенческого мышления, самостоятельности суждений по всему спектру профессиональной деятельности. Ибо нет другого способа становления творческого склада ума, без чего наивно рассчитывать на позитивные сдвиги в формировании инновационного типа мышления у студента.

К сожалению, в этом отношении наше инженерное образование не выдерживает критики. Увеличение объема и качества индивидуальной работы со студентами сопряжено с рядом трудно преодолимых факторов, прежде всего, разумеется, с финансовыми расходами. Мы не можем позволить себе резко повысить объем работ, направленных на воплощение идеи.

Сегодняшняя организация учебного процесса подчинена стандарту, отражающему специфику экстенсивной экономики – формировать потоки определенной численности; учебные группы делать практически равными. Сложившийся подход обусловлен также экономией финансов – сокращается общее число лекционных и практических часов. Разумно ли это и насколько – никто не считал.

Неравноценность подготовки специалистов в различных вузах общеизвестна. Создание федеральных университетов и намерение увеличить их число однозначно демонстрируют ориентацию государственной политики на дифференциацию вузов в зависимости от качества продукта – образовательной и научной деятельности.
 

В XXI веке железнодорожное строительство активно развивается в странах Азии и Африки. Российские вузы – традиционные партнеры этих стран.
Студенты СГУПСа и наши зарубежные коллеги

В развитие этой идеи и высказываний о дифференциации дипломов необходимо перестраивать организацию всего учебно-воспитательного процесса, усиливая позиции индивидуализации образовательной деятельности и ее ориентации на самостоятельную работу студентов.

В 1960-х и 1970-х годах в СССР проводились масштабные исследования факторов, влияющих на качество профессиональной подготовки выпускников вузов. Было установлено, что решающим условием качества специалиста является отношение студента к учебному процессу. Студенты из абитуриентов, поступавших с определенными пробелами в знаниях, – из сельской глубинки, с околотков – благодаря трудолюбию быстро догоняли однокашников и зачастую опережали их. Задача вуза была в том, чтобы «потерпеть» и помочь дополнительными занятиями. Подобная практика подтверждена и нашим опытом, особенно в деле подготовки инженеров-путейцев из тех, кто пришел в вуз по целевому направлению.

Труд развивает талант и обеспечивает сознание информацией к размышлению. Любовь к труду, потребность трудиться – это тоже талант. Не всем дано отличиться изобретением, открытием, но знающий, активный в работе специалист никогда не затеряется в производстве. Его преданность делу, добросовестное служение – весомый вклад в коллективное достижение. «Пирамида» профессионального творчества выстраивается именно на труде таких исполнителей. У одних талант придумывать, изобретать, у других – своевременно и в полном виде воплощать новации в производство. Вуз призван обеспечить условия для профессиональной подготовки и тех, и других. Недооценка в образовании воспитания несовместима с современными требованиями к профессиональной подготовке.

Воспитание в сравнении с обучением – процесс существенно более сложный. Быстро получить желаемый эффект в воспитании невозможно. Требуются время и значительные квалифицированные усилия не одного специалиста.

Слияние в образовании обучения и воспитания обусловливает диалектический подход к динамике знаний. Приращение знаний – не то же самое, что их прибавление. Приращение – это развитие знаний, соединяющее новое знание с переходом знаний на новый уровень содержательности. Обрести знания студентам помогает каждый преподаватель, научить мыслить можно только сообща, и только всем вместе по силам воспитать его отношение к профессиональному делу.

Сейчас есть надежда на то, что, вступив в Болонское соглашение, мы не можем не принять его основных требований относительно значимости воспитательного воздействия образовательных структур на личность студента. Из восьми групп фундаментальных компетенций профессионализма, утвержденных Советом Европы, пять воспитываются как качества личности: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем; межкультурные компетенции, помогающие жить в многокультурном обществе; компетенции, определяющие владение устными и письменными языками общения; компетенции, регулирующие способность и желание учиться всю жизнь; навыки межличностного общения.

Акцент на самовоспитание и воспитание в коллективе был до недавнего времени сильной стороной отечественного высшего образования. Двести лет прошло с тех пор, как Бетанкур, разрабатывая основы построения программы деятельности первенца отечественной высшей технической школы, подчеркнул неразрывность в инженерной подготовке обучения с воспитанием. Обучение, утверждал он, дает специалиста. Воспитание сообщает инженеру интеллигентность. Специалист – работник, профессионал – представитель социальной корпорации.

Совсем не случайно в России был создан именно «Корпус инженеров». Александр I понял идею Бетанкура и официально ее оформил. Императорский указ об образовании Петербургского института корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений оказался приложением к Манифесту «Об управлениями водными и сухопутными сообщениями». Правитель России продуманно, в связке решал практическую производственную проблему и вопрос обеспечения реформы кадрами, отвечающими за реализацию национальных интересов. В Указе читаем: «Для образования способных исполнителей учреждается особенный институт, в коем юношеству, желаемому посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных; для поощрения тех, кои желают предопределить себя в сей ряд службы, полагаются разные награды и поощрения». Учебные планы свидетельствуют, что предпринимались разнообразные меры к воспитанию личности будущего инженера начиная с подготовительного отделения.

В зависимости от уровня знаний и необходимых профессиональных качеств личности выпускники института делились на три класса. Инженерам первого класса присваивался чин майора, второго – капитана, третьего – поручика. В дипломах инженеров первого и второго класса имелась запись «директор-производитель работ», инженеры третьего класса выпускались с правом заниматься «снятием плана, нивелировкой местности».

Конечно, невозможно выживать и развиваться за счет багажа исторического опыта, но и равнодушие к национальной истории – путь тупиковый. В истории высшего отечественного образования, как и европейского, были свои вузы-флагманы: Московский, Петербургский, Казанский университеты, Петербургский и Московский институты инженеров путей сообщения, МВТУ, Томский, Петербургский, Рижский политехнические институты. По мере увеличения числа технических вузов появлялись региональные лидеры.

Очевидно, продвинутые региональные вузы и заложат основу сети вузов федеральных, наряду с университетами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако вряд ли федеральные университеты решат поставленную задачу – обеспечить развивающуюся экономику страны инновационно мыслящими специалистами. Сеть федеральных вузов позволит решить первую часть задачи – сконцентрировать усилия, но усилия-то по существу останутся прежними.

В федеральных вузах аккумулируются финансы, технические средства обучения, отвечающие современным требованиям, улучшатся условия обучения; возможно, удастся укрепить педагогический персонал. Воспитание же по-прежнему останется за скобками модернизации. Тенденция вытеснения воспитания из образовательного процесса продолжает нарастать.

До тех пор, пока понятия «профессиональный долг», «профессиональная честь», «профессиональная гордость» останутся номинальными, специалист останется плохо управляемым работником. Только профессионализм может быть основой самоуправления и высокого уровня дисциплины. Специалист в труде видит средство заработать и оценивает труд размером заработной платы. Профессионал считает труд средством самовыражения и потому не сводит оценку труда к сумме денежного вознаграждения.

Весьма своевременно подчеркнул актуальность решения проблемы корпоративного воспитания на Третьем международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство» президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин: принципиальный вопрос взаимоотношений между работодателем и наемным работником – вопрос традиций, культуры и воспитания… Человек должен быть воспитан так, чтобы труд стал жизненной необходимостью. Нужно освободиться от иллюзии, будто в железнодорожные вузы приходят люди, решившие связать свою жизнь с железнодорожным транспортом…

С позиции работодателя необходима совместная работа по формированию соответствующего современным требованиям производства культурного и воспитательного уровня, развивающего пристрастие к труду и преданность интересам железных дорог.

Вузы всегда выпускали, выпускают и, несмотря на всевозможные реформы, будут выпускать не то, что государству, работодателям и самим вузам хотелось бы, а то, что они могут, исходя из своих и студенческих возможностей. Вуз не замкнутая, самодостаточная система. Поэтому актуально называть вещи своими именами. Весьма сомнительно дифференцировать дипломы по цвету и количеству отличных оценок. Разумнее ранжировать выпускников по комплексу результатов, показанных за годы учебы: достаточности суммы знаний, умению извлечь из суммы знаний смысл, применить знания к решению специальных проблем, отношению к научным исследованиям, к труду и качеству общения. Европейская практика выделения уровней высшего образования – модификация того, что мы в России уже проходили во второй половине XIX – начале ХХ века.

Ни в Европе, ни у нас нет удовлетворительной идеологии профессионального образования. Европейцы, правда, спохватились и вот уже полвека пытаются ее выстраивать. Мы же, в свое время, отождествив идеологию с классовым миропониманием, остались в прошлом. Стремление российских реформаторов вытолкнуть высшую школу на рынок ослепило их. Они даже не считаются с европейскими стандартами. В 1976 г. европейские структуры приняли «Программу действий в сфере образования».

В ней вторым пунктом записано: «Ни при каких обстоятельствах образование не должно рассматриваться исключительно как компонент экономической жизни».

Выдвижение на первый план в профессиональном образовании воспитания мышления, чувств и деловой культуры обусловило усиление роли педагогической науки, в особенности той ее составляющей, которая отвечает за совершенствование формирования личности специалиста. В технических вузах большинство педагогов – собственные выпускники. Педагогические знания и приемы у них преимущественно «доморощенные», приобретенные на рабочем месте с помощью старших коллег. Систематический интерес к педагогической литературе многим не свойственен, благо что техническое насыщение учебного процесса оставляет мало времени для непосредственного общения в системе «субъект – субъект» со студентами.

Проблему отчасти помогает решать организация повышения педагогической квалификации. Знакомство с опытом коллег из смежных вузов, безусловно, дело хорошее, но все это, как показывают наблюдения, явно недостаточно, ибо такое участие редко оказывается соучастием и еще реже – систематическим, активным совместным поиском истины. Нужна инициатива, заставляющая профессионала регулярно проявлять свой творческий потенциал. К примеру, активизировать у него интерес к конкретным педагогическим исследованиям.

Мы попробовали идти таким путем еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Получили положительный результат, и с 1989 г. ежегодно на базе университета проходят межвузовские научные конференции регионального формата. В них участвуют 120–140 педагогов 15–20 вузов Западной Сибири, Урала. Через два-три месяца выходит сборник материалов конференции. Тема очередной конференции предварительно обсуждается, что позволяет добиться широкого охвата актуальных проблем и включения в процесс возможно большего числа ученых, педагогов, специалистов, руководителей железных дорог, других отраслей производства.

Идеи и реальный опыт, нашедшие свое выражение в выступлениях и опубликованных материалах, служат неплохой подсказкой вузовским методическим советам, заставляют обсуждать не априорные схемы и инициативы, а дела и мысли, апробированные практикой. Тем более что свои соображения высказывают в них и авторы-производственники, специалисты и руководители Западно-Сибирской железной дороги.

Позитивное влияние на формирование инновационного мышления инженера оказало придание образовательному процессу университетской формы, хотя превращение специализированных институтов в университеты не всем пришлось по душе.

В конце XIX века в России развернулась кампания, в которой центральным был вопрос о модели высшего образования. Обсуждалось, что должно быть ориентиром деятельности вузов – способность студентов к самостоятельному мышлению на уровне полученных теоретических знаний или приобретение ими практических знаний в инженерной деятельности. Образцами первого пути считались Петербургский институт инженеров путей сообщения, Московское высшее техническое училище. Примеров второго оказалось больше. Полемика была динамичной и острой, с подключением специальных журналов.

Трудно сказать, чем бы она завершилась, если бы не активная поддержка идеи «учености» инженера со стороны С.Ю. Витте, полагавшего, что качество инженера определяют научные знания и развитие его как личности. Исходя из своих убеждений, он и высказался в пользу создания в России сети политехнических институтов, в которых достигается наиболее благоприятная возможность творческого общения и приобщения к науке. По организации учебно-воспитательного процесса политехнические вузы сблизились с университетами.

Сегодняшние технические университеты никоим образом не конфликтуют с профильными институтами. Деятельность инженера, по существу, гуманистическая, ибо своим творчеством он улучшает условия труда, быта, повышает качество продукта. В широком формате инженер – гуманитарий. Его отличает то, что гуманитарные проблемы инженер решает с помощью научно-технической деятельности.

«Техническая» сторона инженера раскрыта в документах ЮНЕСКО: инженер – «такой работник, который может творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины, оборудование, разрабатывать производственные методы, используя различные инструменты, конструировать эти инструменты, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их поведение в определенных условиях». Гуманитарное содержание инженерной деятельности характеризуют профессиональные компетенции.

Образование, полученное в технических университетах, способствует становлению инновационного отношения инженера к профессиональному делу, создает предпосылки искусства инженерного дела. Вместе с тем университетская форма страхует вуз от катаклизмов социальной и экономической конъюнктуры.

г. Новосибирск

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования