Юбилей знатного машиниста

В.В. Чубарова


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

8 августа 2008 г. единственному на сети железных дорог России дважды Герою Социалистического Труда Виктору Фадеевичу Соколову исполнилось 80 лет. Эту дату знатный машинист отметил в локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская, которому отдал 44 года своей жизни.

Виктор Фадеевич Соколов пришел на железнодорожный транспорт в 1945 г., начав работать в депо учеником слесаря, слесарем, затем помощником машиниста паровоза. С переходом на электротягу в числе первых освоил работу на электровозах.

В 1976 г. возглавил комсомольско-молодежную колонну локомотивных бригад, которая несколько лет подряд выходила победителем в социалистическом соревновании.

Выступив инициатором вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов, провел 455 тяжеловесных составов, в которых перевез сверх нормы 431 273 т народнохозяйственных грузов, сэкономив при этом 234 502 КВт·ч электроэнергии. На его счету 3 млн. км безаварийного пробега.

За высокие показатели в работе, творческий вклад в развитие железнодорожного транспорта Виктор Фадеевич Соколов награжден знаком «Почетному железнодорожнику», орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», в 1976 и 1984 гг. – орденами Ленина с присуждением звания Героя Социалистического Труда и вручением Золотой медали «Серп и молот».

Деповчане основательно подготовились к встрече. Когда машина с виновником торжества остановилась у депо, грянул духовой оркестр. Приветствия, дружеские объятия, воспоминания, цветы… Всего этого было немало уже с первых минут торжества.

Поздравить юбиляра приехали начальник Московской железной дороги В.И. Старостенко, заместитель начальника департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» А.П. Акулов, председатель Дорожного комитета профсоюза А.Д. Русак, руководители Московско-Рязанского отделения, представители крупнейших локомотивных депо Московского железнодорожного узла, ветераны Сортировки, а также делегация Малой Московской железной дороги.

Для каждого из присутствовавших имя Виктора Соколова имеет свою смысловую нагрузку. Тот же Александр Акулов выбирал будущую профессию не только под влиянием отца, выросшего на Московской дороге до начальника соответствующей службы, но и по примеру Соколова. Зачитав имениннику приветствие президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина и поздравив от себя, он уже после торжественной части добавит:

- Ну разве я мог не приехать? Виктора Фадеевича знаю чуть ли не с детства. Наши дачи рядом находились. А как он рассказывал о работе?!

Свои воспоминания у машиниста-инструктора Виктора Смолякова. На торжество по случаю 80-летия Виктора Соколова его делегировал коллектив локомотивного депо Орехово. Смоляков только начинал восхождение к вершинам профессии, когда в 1984 г. Виктору Фадеевичу вручили вторую звезду Героя Социалистического Труда.

- В нашем депо с интересом следили за результатами Соколова. А вскоре и ореховские машинисты повели большегрузные составы до Бекасово, - об этом Виктор Алексеевич рассказал, пока мы ждали начала торжества. - Опыт Виктора Фадеевича пригодился и в 2000 г., когда нам дали задание провести поезд до Данилова, и позже.

А вот для юных железнодорожников, представляющих ММЖД, имя В.Ф. Соколова - из далекого прошлого. Ребята признались, что очень хотят посмотреть на легендарного машиниста и, если удастся, задать ему вопросы. Что же интересует молодую смену?

- Как научиться ставить рекорды, - в один голос отвечают мои собеседники из Кратово.

Но вот и настал торжественный момент. Ведущая вечера Татьяна Судец пригласила Виктора Фадеевича вместе с супругой Клавдией Адольфовной занять места на сцене. От имени коллектива дороги слово для приветствия предоставляется руководителю магистрали Владимиру Ивановичу Старостенко. Напомнив вехи жизненного и трудового пути юбиляра, Владимир Иванович от всей души поздравил его со столь знаменательной датой.

- У Виктора Фадеевича много наград, - сказал В.И. Старостенко. - Но, как выяснилось, нет часов от начальника дороги. Сегодня мы вручаем ему золотые часы.

Многолетний председатель профкома депо Москва-Сортировочная Алексей Константинович Мамаев, в частности, напомнил собравшимся, что в ближайшее время предприятие отмечает свое столетие, а также 90-летие первого субботника и 50-летие движения за коммунистическое отношение к труду, родоначальником которого также выступила Сортировка. А для Виктора Соколова, как и для остальных машинистов и их помощников, депо было гаванью, откуда они уходили в поездку и куда возвращались после рейса.

О славных традициях депо сказал, поздравляя Виктора Фадеевича Соколова, и молодой помощник машиниста Александр Луковников. Они вместе с другом Евгением Мирошниковым не только работают - еще и учатся в МИИТе.

- О вас, Виктор Фадеевич, мы узнали уже в первые дни работы в депо. Мы гордимся, что приняли вашу эстафету, - в словах Александра чувствовалось искреннее волнение, которое передалось многим сидящим в зале.

А затем настала пора выступать юбиляру. И вновь ком в горле, а приготовленное заранее ответное выступление выветрилось из памяти. Он подошел к микрофону, хотел что-то сказать, но только развел руками. И это передало его благодарность к собравшимся лучше всяких слов.

На этом можно было бы поставить точку. Но только не в депо Москва-Сортировочная. Все участники торжества переместились на улицу. Здесь, неподалеку от натертой до блеска исторической «Овечки», в ознаменование 80-летия дважды Героя Социалистического Труда Виктора Фадеевича Соколова была заложена Аллея Славы. Теперь год от года будут набирать силу молодые туи, напоминая потомкам о знаменитом машинисте. Но и это еще не все.

- Много подарков у вас, Виктор Фадеевич, - сказал, обращаясь к Соколову, Владимир Иванович Старостенко. - Но вот такого еще не было. Вручаем вам именной локомотив.

Несколько секунд – и с надписи на кабине локомотива слетает покрывало. Взору присутствующих открываются две звезды Героя и звонкое «Виктор Соколов». Теперь депо стало гаванью для тезки Виктора Фадеевича.

Вот таким стал этот день для машиниста Соколова. Таким его запомнят все, кто был здесь вместе с ним.

Из интервью В.Ф. Соколова
журналу «Железнодорожный транспорт», 1977 г., №4.

«... Один из важнейших ресурсов повышения эффективности нашей работы – вождение полносоставных и тяжеловесных поездов.

В его реализации большую помощь оказывают работники службы движения. В творческом содружестве с диспетчерским аппаратом Московско-Рязанского, Рязанского отделений и работниками станций Москва-Сортировочная-Рязанская, Рыбное, Воскресенск, Голутвин, Черусти наша колонна взяла обязательство перевезти в 1977 г. сверх нормы в тяжеловесных поездах 800 тыс. т народнохозяйственных грузов. Мой личный вклад составит 40 тыс. т.

Другим важным резервом повышения эффективности работы является экономное использование электроэнергии на тягу поездов. Коллектив колонны обязался за счет применения передовых методов вождения поездов сэкономить 300 тыс. кВт•ч электроэнергии.

Я взял обязательство сэкономить 25 тыс. кВт•ч и провести на этой энергии 6 полновесных грузовых поездов.

Опыт работы передовых машинистов показывает, что для достижения высоких результатов экономии электроэнергии и дизельного топлива недостаточно только знать профиль пути на обслуживаемом участке и конструкцию локомотива. Необходимо хорошо разбираться в основах тяги поездов и энергетических характеристиках локомотивов. Лишь в этом случае при управлении поездом машинист сможет выбрать наиболее рациональный режим ведения поезда, обеспечить более полное использование мощности.

Поэтому все мы постоянно учимся, повышаем профессиональное мастерство, регулярно проводим технический анализ выполнения показателей, влияющих на расход энергоресурсов, разбираем случаи перерасхода энергии, разрабатываем мероприятия по устранению выявленных недостатков. Над всеми молодыми машинистами и выпускниками училищ шефствуют более опытные товарищи, которые передают им свои богатые знания. Я, в частности, подготовил в прошлом году двух помощников машиниста. В этом году один из моих учеников станет машинистом, а всего в колонне будет подготовлено 10 машинистов для сдачи экзамена на классность и 3 помощника – на оформление машинистами электровозов.

Резервы экономного расходования топливно-энергетических ресурсов заключаются в дальнейшем улучшении технического состояния локомотивов. Мы широко используем лунинский метод содержания локомотивов и ухода за ними, принимаем активное участие в комиссионных осмотрах. Для усиления контроля за качеством ремонта взяли обязательство ежемесячно принимать из планового ремонта подшефные локомотивы.

... Мы поставили перед собой цель завоевать в юбилейном году звание образцовой колонны, а в соревновании с колонной имени 50-летия Октября – «Лунинской колонны». Не сомневаюсь, что наш комсомольско-молодежный коллектив добьется этой высокой цели».
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования