Основные направления совершенствования метрологической деятельности в ОАО «РЖД»

С.А. Лёвин, заместитель начальника Департамента технической политики, главный метролог ОАО «РЖД»
Н.Н. Сидорова, начальник отдела Департамента технической политики
Ю.Е. Лукашов, начальник отдела Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы (ВНИИМС)


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Метрологическое обеспечение в холдинге ОАО «РЖД» представляет собой систему организационных, правовых, методических, технических мер, направленную на обеспечение лиц, принимающих решения на всех уровнях управления, объективной, своевременной и достоверной информацией, полученной на основании результатов измерений, испытаний, контроля, проводимых в ОАО «РЖД», его филиалах и дочерних предприятиях.

Значение метрологического обеспечения существенно возрастает в связи с реализуемыми в компании программами оптимизации бизнес-процессов, совершенствования структуры и принципов управления, укрепления корпоративной культуры, так как только данные измерений, испытаний и контроля обеспечивают компетентную основу для принятия технических и, в некоторой степени, организационных решений.

Задачи метрологического обеспечения в той или иной степени решаются на всех уровнях управления и во всех подразделениях холдинга, однако большая их часть возлагается на специализированные метрологические службы. Эти службы не только выполняют работы в интересах других подразделений, но и решают собственные задачи.

Стратегические цели в области метрологического обеспечения в холдинге ОАО «РЖД» могут быть достигнуты:
маркированный список формированием эффективной корпоративной структуры метрологической службы;
маркированный список рационализацией использования эталонной базы и рабочих средств измерений на основе совершенствования технологии производственного процесса при метрологическом обеспечении и модернизации средств измерений при гарантированном обеспечении безопасности перевозок и охраны труда;
маркированный список сбалансированностью материальных и финансовых бюджетов и их нацеленностью на реализацию стратегических задач;
маркированный список повышением эффективности управления финансовой и инвестиционной деятельностью;
маркированный список экономической ответственностью всех структурных единиц и работников и усилением их заинтересованности в улучшении результатов работы;
маркированный список реализацией стратегического партнерства с предприятиями отечественной промышленности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, повышением эффективности участия в работе международных транспортных и метрологических организаций.

Задачи, решаемые системой метрологического обеспечения в холдинге ОАО «РЖД», можно условно подразделить на внешние и внутренние. Сначала проанализируем деятельность метрологической службы холдинга, ориентированную на внешние организации.

Принятие и исполнение технических регламентов, многие из которых прямо или косвенно будут распространяться на деятельность холдинга ОАО «РЖД», потребуют разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, а в ряде случаев и утверждения их в виде национальных стандартов. Следовательно, метрологическая служба холдинга ОАО «РЖД» должна:
маркированный список своевременно получать информацию о разрабатываемых технических регламентах и национальных стандартах в целях выявления тех их требований, которые могут повлиять на свойства продукции, выпускаемой предприятиями холдинга или закупаемой им, а также на качество услуг, оказываемых холдингом потребителям или ему самому смежными организациями;
маркированный список выявлять и анализировать существующие методы и правила исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, содержащиеся в национальных и корпоративных стандартах, в целях определения их соответствия требованиям конкретных технических регламентов и национальных стандартов;
маркированный список в случае отсутствия необходимых правил и методов в национальных или корпоративных стандартах формировать технические задания на их разработку, принимать участие в разработке соответствующих правил и методов и контролировать их результативность и эффективность;
маркированный список определять степень соответствия технической и технологической базы, которой располагает холдинг (средства измерений, испытаний, контроля, а также средства и методы передачи им размера единицы величины от государственных эталонов), методам и правилам, необходимым для применения и исполнения принятых технических регламентов;
маркированный список готовить предложения по внесению дополнений и изменений в проекты технических регламентов и национальных стандартов в случае выявления трудноразрешимых проблем с реализацией правил и методов при оценке соответствия требованиям конкретных технических регламентов или их частей к объектам регулирования;
маркированный список анализировать возможность осуществления мониторинга реализации правил и методов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента.

Принятие в июне 2008 г. нового Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» приведет к существенным изменениям как в содержании требований по обеспечению единства измерений, так и в организации работ в этой области. По оценкам специалистов ВНИИМС, реализация положений этого закона потребует разработки и принятия около 80 нормативных и правовых документов, в том числе 11 постановлений Правительства Российской Федерации. В этих условиях метрологическая служба холдинга ОАО «РЖД» должна быть готова:
маркированный список своевременно вносить изменения в корпоративные документы холдинга ОАО «РЖД» в целях приведения их в соответствие с новыми нормативными правовыми актами в области обеспечения единства измерений;
маркированный список осуществлять необходимые изменения в организационной структуре и деятельности метрологических и иных подразделений холдинга, направленные на эффективную реализацию положений новых нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений;
маркированный список взаимовыгодно сотрудничать со всеми федеральными органами исполнительной власти, реализующими какие-либо функции государственного управления в области обеспечения единства измерений;
маркированный список участвовать в работе по формированию Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений в целях организации обмена информацией

Решение перечисленных задач потребует значительных организационных усилий, повышения интенсивности аналитической, методической и нормотворческой работы всех метрологов ОАО «РЖД».

Привлекательность и конкурентоспособность услуг метрологической службы внутри холдинга будут обеспечиваться за счет активной маркетинговой стратегии (предоставление комплексных услуг на условиях «от двери до двери», гибкое реагирование на запросы рынка за счет совершенствования системы обратной связи с потребителями метрологических услуг), а также на основе модернизации технической базы, инновационного развития, внедрения систем повышения эффективности производства и управления качеством.

Завоевание и сохранение лидерства метрологической службы холдинга ОАО «РЖД» на существующих рынках метрологических услуг в сфере транспорта и выход на новые рынки требуют:
маркированный список увеличения ассортимента и повышения качества услуг, предоставления услуг инновационного характера, востребованных потребителями;
маркированный список проведения маркетингового анализа перспективного спроса на услуги в области метрологического обеспечения в России и других странах;
маркированный список формирования долгосрочных взаимовыгодных отношений со стратегическими клиентами и поставщиками.

Целесообразна организация тесного взаимодействия между метрологической службой холдинга ОАО «РЖД» и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений и по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в этой области.

Основными задачами такого взаимодействия являются: достижение долгосрочных и оперативных целей развития и повышения эффективности деятельности холдинга ОАО «РЖД»; совершенствование функционирования системы государственного метрологического контроля и надзора, в том числе системы аккредитации в области метрологии; разработка межотраслевой и корпоративной нормативно-правовой и методической документации.

Задачи метрологической службы, ориентированные на решение внутренних проблем холдинга, можно подразделить на две группы:
маркированный список задачи метрологического обеспечения производственных процессов;
маркированный список задачи, связанные с обеспечением единства измерений.

Первая группа задач теснейшим образом связана с жизненным циклом продукции, процессов и услуг, реализуемых в холдинге ОАО «РЖД». Специалисты-метрологи во взаимодействии с проектировщиками и конструкторами призваны обеспечить высокую эффективность принимаемых проектных и конструкторских решений. Этого можно достичь за счет проведения метрологической экспертизы на стадиях разработки технического задания, эскизного и рабочего проектирования, а также на этапе технологической подготовки производства. На стадии производства осуществляются: входной контроль сырья, материалов и комплектующих изделий; контроль технологических процессов производства продукции и оказания услуг; выходной контроль и испытания продукции и качества услуг.
 

Рабочие места калибровщиков в передвижной
и стационарной метрологических лабораториях
на железных дорогах

В решении задач метрологического обеспечения производства участвуют не только работники метрологической службы, но и специалисты практически всех профилей. Это ставит проблему дополнительной профессиональной подготовки рабочих и инженерно-технических специалистов в области метрологии, а также организации оперативного взаимодействия между метрологической службой ОАО «РЖД» и всеми подразделениями, занятыми в производственной или управленческой деятельности. Весьма актуальны задачи разделения функций между исполнителями работ в области метрологического обеспечения производства и выделения тех видов работ, которые могут быть вынесены за пределы производственных подразделений и переданы в специализированные структурные подразделения по метрологическому обслуживанию.

К числу основных направлений работ в области обеспечения единства измерений и реализации единой технической политики холдинга ОАО «РЖД» относятся: метрологическое обеспечение средств измерений, испытаний, контроля; метрологическое обеспечение методик выполнения измерений; организация деятельности метрологической службы; подготовка кадров, участвующих в метрологической деятельности. Организация деятельности метрологической службы включает в себя:
маркированный список распределение задач, полномочий и ответственности при выполнении работ, связанных с метрологическим обеспечением производства и обеспечением единства измерений;
маркированный список организацию информационного и методического обеспечения метрологической деятельности всех филиалов и структур холдинга ОАО «РЖД»;
маркированный список взаимодействие с разработчиками и изготовителями средств измерений, испытаний и контроля;
маркированный список организацию проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;
маркированный список организацию проведения испытаний средств измерений и аттестации испытательного и контрольного оборудования;
маркированный список организацию работ по аттестации методик выполнения измерений с получением в случае необходимости соответствующей аккредитации;
маркированный список взаимодействие с федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его научно-исследовательскими институтами и органами государственной метрологической службы;
маркированный список распределение задач, полномочий и ответственности при эксплуатации средств измерений, контроля и испытаний;
маркированный список распределение задач, полномочий и ответственности при категорировании, ремонте и списании средств измерений, контроля и испытаний;
маркированный список организацию анализа состояния измерений в филиалах и подразделениях холдинга;
маркированный список организацию работ по аккредитации на право поверки и калибровки средств измерений;
маркированный список организацию регистрации данных о средствах измерений, контроля и испытаний и их эксплуатационных показателях.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, но дает представление об основных направлениях развития и совершенствования деятельности метрологической службы.

Одна часть задач метрологической службы ОАО «РЖД» может быть возложена на специально формируемые организации, другая часть требует постоянного взаимодействия с производственными подразделениями. Следовательно, метрологическая служба холдинга должна иметь большое число как вертикальных, так и горизонтальных связей. В настоящее время хорошо зарекомендовала себя следующая структура метрологической службы на уровне отраслей и крупных компаний: служба главного метролога в центральном аппарате управления, головная организация метрологической службы, базовые организации метрологической службы и метрологические службы производственных подразделений.

Существенным элементом в деятельности метрологической службы холдинга ОАО «РЖД» является подготовка кадров, предусматривающая, в частности, формирование системы учебных заведений, курсов, семинаров, центров и лабораторий практического тренинга, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов различного профиля в области метрологии и метрологического обеспечения, а также формирование системы сертификации и аттестации кадров в этой области.

Стратегия совершенствования метрологической деятельности взаимосвязана со всеми остальными стратегиями ОАО «РЖД» и предъявляет к ним соответствующие требования. Так, рыночные стратегии должны быть направлены на создание системы количественной оценки показателей качества продукции, услуг и работ, по видам деятельности (грузовые перевозки, ремонт и т.д.), а в дальнейшем на построение общекорпоративной системы взаимоотношений с клиентами на основе методов количественной оценки показателей качества, закрепленных в международных и национальных стандартах и договорных документах. Производственно-ресурсные стратегии должны предусматривать активное использование инструментов контроля состояния оборудования, технологических процессов, количества и качества потребляемых ресурсов для снижения уровня непроизводительных затрат. Финансовая стратегия не должна препятствовать выделению средств на совершенствование системы метрологического обеспечения производственной деятельности ОАО «РЖД» и поддержание ее на уровне, соответствующем характеру решаемых задач.

В заключение хотелось бы отметить, что преобразования в хозяйственной и корпоративной структуре ОАО «РЖД», происходящие в связи с реализацией третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта, уже сегодня негативно отражаются на состоянии метрологического обеспечения в компании. В связи с выходом из состава железных дорог 439 структурных подразделений, в том числе обладающих эталонной базой и специалистами по метрологии (ЦДРВ - 64 ремонтных вагонных депо, ФПД - 34 пассажирских вагонных депо, ЦСС - 22 региональных центра связи), стала разрушаться целостная система метрологического обеспечения железных дорог, возникли проблемы учета затрат и взаиморасчетов между филиалами ОАО «РЖД», ощущается нехватка эталонного оборудования и специалистов, что осложнило метрологическое обслуживание средств измерений. Особенно остро эти тенденции проявляются в эксплуатационных вагонных депо и дистанциях централизации, сигнализации и блокировки железных дорог. При этом до настоящего времени в ЦДРВ не создано подразделение метрологической службы, вследствие чего имеющие эталонную базу и специалистов структурные подразделения дирекции не аккредитованы на право проведения калибровочных работ в Системе калибровки средств измерений в ОАО «РЖД». В результате дополнительный объем работ по метрологическому обслуживанию средств измерений ложится на железные дороги. Так, в 2007 г. железными дорогами для ЦДРВ было откалибровано 41 469 единиц средств измерений, в 2008 г. - 43 460 единиц.

Другие дирекции, такие как ЦСС и ФПД, выйдя из состава железных дорог, практически свернули метрологическую деятельность для подразделений железных дорог, ограничив ее только собственными нуждами. Например, в 2008 г. ЦСС было откалибровано для железных дорог 1844 единицы средств измерений, а ФПД - 7682 единицы, что составляет около 10% от общего объема калибровочных работ, выполняемых дирекциями. Средства измерений структур, вышедших из состава железных дорог, составляют 10% парка рабочих средств измерений и эталонов железных дорог. В настоящий момент проводится реформа локомотивного хозяйства компании, в котором сосредоточено около 50% указанного парка. Поэтому именно сейчас необходимо срочно принять меры по решению вопроса объединения метрологических подразделений для обеспечения единства измерений, повышения их качества и достоверности, а также предупреждения рисков потери эталонной базы и квалифицированных кадров.

На наш взгляд, концентрация эталонной базы и специалистов должна быть осуществлена на базе крупных дорожных центров, занимающихся метрологической деятельностью. Используя высокоточную эталонную базу и вагоны-лаборатории, они обеспечат метрологическое обслуживание наиболее сложных современных средств измерений и контроля не только железных дорог, но и всех структур холдинга. Одновременно необходимо объединение небольших малопроизводительных метрологических подразделений служб и дирекций в укрупненные узловые и отделенческие центры с переподчинением их дорожным центрам метрологии (ДЦМ). Это наиболее эффективный и перспективный путь реорганизации существующей системы. Как показывают расчеты, при таком варианте организации компания будет иметь надежное метрологическое обеспечение своей деятельности, экономить ежегодно почти 400 млн. руб.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования