К 200-летию транспортного образования в России

Университетский комплекс: проблемы и решения


Вернуться к содержанию подборки

 

Версия для печати

 

Б.А. Лёвин, ректор Московского
государственного университета путей
сообщения, доктор технических наук,
профессор

Очередные трудности система транспортного образования испытала на рубеже XX и XXI веков. Речь идет об энергичном реформировании транспортного образования, связанном с коренными изменениями в системе управления экономикой государства.

Еще 10 лет назад система отраслевого образования непрерывно готовила кадры, используя крепкую вертикаль: ПТУ - ссузы - вузы. При этом учебные заведения различных уровней были подведомственны либо Министерству путей сообщения, либо Министерству транспорта.

Реформа государственного управления отраслью поставила под угрозу будущее транспортного образования. Первоначально лишь высшие учебные заведения получили новых учредителей - федеральные транспортные агентства, а ссузы и ПТУ должны были перейти в ведомство региональных (муниципальных) властей. Этот план был осуществлен лишь наполовину - под муниципальное ведомство перешли только профессионально-технические училища отрасли. Десятки ПТУ, обладающие многолетними традициями, высококвалифицированными преподавателями и мастерами профессионального обучения, современной материально-технической и учебно-лабораторной базой, сменили отраслевую принадлежность на муниципальную. Училища получили новую ориентацию, зачастую далекую от транспорта, и стали готовить кадры в интересах местных властей, а не транспортного комплекса. В результате уже через несколько лет отрасль стала ощущать заметную нехватку квалифицированных рабочих массовых профессий. Ликвидировать этот дефицит крупным транспортным компаниям оказалось невозможно. В связи с этим вузам пришлось существенно расширить свою деятельность для решения проблемы, которая и сегодня крайне актуальна.

К сожалению, реформа не учитывала позиции транспортного сообщества, в том числе ректорского корпуса отраслевых вузов. Поэтому пришлось весьма энергично отстаивать отраслевую точку зрения, когда очередь дошла до железнодорожных техникумов и колледжей.

Новое руководство Министерства транспорта РФ, в том числе непосредственно министр транспорта И.Е. Левитин, приняло активное участие в сохранении системы транспортного образования: отраслевые техникумы и колледжи сохранили свою принадлежность транспорту и получили учредителей в лице входящих в состав Минтранса России федеральных агентств. В октябре 2005 г. в состав Росжелдора входило 10 вузов и 47 ссузов, в Росморречфлот - 7 вузов и 20 ссузов, в состав Росавиации - 3 вуза и 13 ссузов.

С учетом взятого министром курса на интеграцию взаимодействия различных видов транспорта, реформирование управления отраслью, внедрение инновационных технологий была сформулирована четкая позиция руководства министерства, касающаяся системы транспортного образования, - модернизируемой отрасли необходимы интегрированные образовательные структуры, мощные учебно-научные комплексы, отвечающие за опережающую подготовку кадров для транспорта и научное сопровождение новой Транспортной стратегии России.

Вертикальная интеграция вузов и ссузов транспорта началась в структуре Росморречфлота, где к 2007 г. были сформированы два университетских и пять академических образовательных комплексов. Настала очередь учебных заведений Росжелдора.

Московский государственный университет путей сообщения не является «пионером» среди образовательных комплесов Росжелдора, поскольку интеграционные процессы для железнодорожных вузов начались на востоке страны. К моменту юридического образования университетского комплекса МИИТа, вузы на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и Поволжье уже имели опыт работы в формате объединенной структуры.

Значение образовательного комплекса МИИТа трудно переоценить. Во-первых, в него вошли 17 отраслевых техникумов и колледжей. В остальные восемь вузов железнодорожного транспорта в общей сложности влились 30 ссузов. Во-вторых, образовательный комплекс МИИТа сформировался не только за счет вертикальной, но и путем горизонтальной интеграции учебных заведений транспорта - в состав объединенного вуза вошел Российский государственный открытый технический университет путей сообщении (РГОТУПС).

Сегодня университетский образовательный комплекс МИИТа находится в стадии организационного и управленческого становления.

Прежде чем подробно остановиться на характеристиках образовательного комплекса МИИТа, проблемах и перспективах его развития, следует рассмотреть идеологические и практические аспекты модернизации системы транспортного образования, проводимой Минтрансом России в соответствии с задачами, поставленными перед высшей школой президентом и правительством страны.

Объединяя свои усилия для сохранения системы отраслевого образования, ректоры вузов транспорта не стремились «поглотить» ссузы с их прекрасно развитой учебно-лабораторной и материально-технической базой. Более того, существовало понимание, какие организационные, правовые, управленческие, хозяйственные, имущественные проблемы принесет такое объединение. Главное - это сохранение системы в целом и возможность дать ссузам в составе вуза новый импульс для развития. Необходимо организовать работу комплекса таким образом, чтобы в случае возможной его деинтеграции ссузы не только безболезненно вышли из его состава, но и получили конкретные преференции для дальнейшего развития.
 

Модернизация системы транспортного образования
Структура университетского комплекса МИИТа

Преимущества же, получаемые ссузами от интеграции с вузами, очевидны. Это прежде всего:
маркированный список укрепление престижа и связей с региональными предприятиями транспорта;
маркированный список расширение круга партнеров;
маркированный список улучшение качества образовательного процесса;
маркированный список сохранение и развитие учебно-лабораторной и материально-технической базы;
маркированный список увеличение внебюджетных доходов.

В условиях образовательного комплекса возможно более эффективное обеспечение непрерывности подготовки кадров для транспорта, повышение качества профессионального образования специалистов всех уровней.

Безусловно, в процессе объединения возникло немало трудностей, как организационно-правовых и технических, так и психологических.
 

Председатель Правительства РФ В.В. Путин
и президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин
знакомятся с научными разработками
вузов транспорта в рамках
выездного заседания Правительства РФ
в г. Новосибирске

Конечно же, очень сложно сформировать крупнейший образовательный комплекс, присоединив к нему утратившие статус юридического лица РГОТУС с 20 филиалами и 9 представительствами и 17 техникумов и колледжей. При этом надо было не только создать укрупненную структуру, а в кратчайшие сроки наладить полноценный учебный процесс. Не менее трудно сформировать единый имущественный комплекс, общую бухгалтерию, единую систему документооборота и т.д.

Однако после принятия правительством решения о присоединении к МИИТу РГОТУПСа и ссузов основной задачей стало решение психологических аспектов объединения. Поэтому руководители университета посетили практически всю Центральную Россию, ряд регионов Севера и Поволжья, побывали во всех городах, где базировались будущие филиалы МИИТа. Встречи с их директорами и трудовыми коллективами всегда начинались с обсуждения вопросов психологической и социальной адаптации к работе в новых условиях, так как были определенное недоверие, тревога за будущее учебного заведения. Главным же было убедить трудовые коллективы в том, что МИИТ далек от мысли «поглотить» учебные заведения, часть из которых имеют более длительную, чем университет, историю, что личные доходы и социальные гарантии не только будут сохранены, но при положительных результатах работы и преумножены. На наш взгляд, удалось убедить людей в том, что основная задача - это создание крепкой команды единомышленников, обеспечивающих дальнейшее развитие университетского комплекса и всех его структурных подразделений.

Учитывая важнейшую роль, которую играет РГОТУПС в эффективной интеграции, этому вузу уделялось особое внимание. За время, предшествующее юридическому созданию университетского образовательного комплекса, были проведены два многодневных семинара-совещания с участием руководства МИИТа и РГОТУПСа, всех директоров институтов головного вуза, начальников ключевых управлений, служб и отделов, а также всех директоров ссузов и филиалов РГОТУПСа.
 

В результате выполнения инновационной
образовательной программы МИИТа
в университете введен в действие уникальный,
не имеющий аналогов мультимодальный
образовательный центр

Эти семинары стали стартовой площадкой для объединения. Их проведение позволило выработать поэтапную стратегию и тактику этого процесса на первоначальном этапе, определить перспективы развития университетского комплекса, его структуру и реальные пути эффективного взаимодействия головного вуза и его филиалов по всем направлениям совместной работы - учебной, учебно-методической, кадровой, финансовой и т.д.

Официальной датой создания университетского образовательного комплекса МИИТа стало 11 января 2009 г. В результате транспортная отрасль получила самое масштабное в стране высшее учебное заведение с общим штатом в 126 747 сотрудников, в том числе: высшее профессиональное образование - 46 433 человека; среднее профессиональное образование - 25 451 человек; общее полное среднее образование - 566 человек; послевузовское образование - 585 человек; профессиональная подготовка рабочих и служащих - 11 519 человек; дополнительное профессиональное образование - 42 192 человека.

Вуз имеет лицензии на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по 56 специальностям, специалистов со средним профессиональным образованием - по 28 специальностям и на подготовку и переподготовку рабочих массовых профессий - по 132 специальностям.

В структуре МИИТа восемь институтов, две академии (к Российской академии путей сообщения добавилась созданная на базе РГОТУПСа Российская открытая транспортная академия), два факультета (вечерний и довузовской подготовки), Московский колледж железнодорожного транспорта, медицинский колледж, гимназия, 45 филиалов и девять представительств в 34 субъектах РФ.

Безусловно, такая крупная структура требует хорошо отлаженной системы управления, которая должна опираться на уже сложившиеся принципы управления головным вузом. В связи с этим был проведен анализ последних десяти лет работы, результаты которого доказали, что МИИТ к такому укрупнению готов.

В 1998 г. университет отказался от привычного деления на факультеты, которые были сведены в укрупненные структурные подразделения - институты, получившие не только отдельные учебные корпуса, но и широкие права в ведении хозяйственной деятельности, прежде всего в использовании собственных доходов. Такой подход обусловил повышенную мотивацию к творческой и инициативной работе в условиях рынка. Новая структура управления вузом дала возможность присоединить к нему и другие, различные по уровням и направлениям подготовки образовательные структуры - Российскую академию путей сообщения, Институт защиты предпринимателей (преобразованный в Юридический институт), бывшие медицинские колледжи и гимназии, ранее входившие в состав упраздненного Министерства путей сообщения.

На таких же принципах планируется и управление вновь созданным университетским комплексом: отсутствие дублирующих структур (единые бухгалтерия, плановая служба, аспирантура и т.д.); четкая вертикаль взаимодействия; широкая самостоятельность филиалов в коммерческой деятельности и распределении полученных внебюджетных доходов.
 

Направления развития университетского комплекса МИИТа

Определены и реализуются направления дальнейшего развития университетского образовательного комплекса МИИТа. В их число входят:
маркированный список формирование единого УМО высшего и среднего профессионального образования;
маркированный список создание единой информационной сети;
маркированный список дополнительное профессиональное образование на базе филиалов;
маркированный список организация высшего профессионального образования в филиалах;
маркированный список подготовка специалистов по родственным специальностям;
маркированный список подготовка и переподготовка кадров массовых профессий;
маркированный список подготовка научных кадров из числа преподавателей филиалов;
маркированный список повышение квалификации преподавателей филиалов;
маркированный список развитие системы довузовской подготовки кадров.

Реализация этих направлений позволит достичь основных целей, намеченных государственной политикой в области транспортного образования. Деятельность университетского комплекса МИИТа должна обеспечить интеграцию научно-педагогического потенциала головного вуза и филиалов, повышение престижа университета и его подразделений в регионах, расширение круга партнеров, увеличение внебюджетных доходов филиалов. За счет создания на базе филиалов региональных центров довузовской подготовки планируется привлечь способную молодежь к поступлению в вуз, дать выпускникам средних школ необходимые знания, позволяющие им с успехом осваивать программы среднего и высшего профессионального образования. Главная же задача заключается в обеспечении непрерывности подготовки, повышении качества обучения в соответствии с требованиями, предъявляемыми отраслью.

Выпускники МИИТа получают дипломы самого разного профиля и постоянно востребованы в различных сферах деятельности государства. Однако основными партнерами и заказчиками МИИТа были и остаются предприятия отрасли, в первую очередь ОАО «РЖД». Ряды компании регулярно пополняют не только специалисты в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства, но и юристы, экономисты, финансисты, специалисты гуманитарного профиля, таможенного дела, специалисты в области маркетинга, рекламы, менеджмента, таможенного дела, сервиса и туризма и т.д.

Ежегодно на предприятия железнодорожного транспорта распределяется до 70% выпускников МИИТа. При этом распределение студентов, обучающихся по целевым направлениям достигает 96-98%. Каждый институт университета независимо от профиля ориентирован на отрасль. Эта направленность будет развиваться и в рамках объединенной структуры.

Только в 2007-2008 гг. на базе МИИТа проходили переподготовку и повышение квалификации ежегодно до 20 тыс. руководителей и специалистов ОАО «РЖД» (свыше 76% общего числа слушателей). Наличие филиалов позволит приблизить место обучения к месту работы, что очень важно в условиях экономического кризиса.
 

Занятия в учебных аудиториях Московского
колледжа железнодорожного транспорта
- структурного подразделения МИИТа

Прогнозная потребность компании в специалистах со средним профессиональным образованием на период до 2013 г. составляет 5100 человек в год, что на 15% выше, чем потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Эту потребность в кадрах со средним профессиональным образованием призваны обеспечить университетские комплексы Росжелдора, в том числе МИИТ.

Даже при наличии оптимальной структуры управления университетским комплексом возникают проблемы, связанные со значительным числом филиалов, наличием в одном городе двух и даже трех филиалов. В этой связи принято решение о постепенной оптимизации структуры путем внутренней интеграции. Количество филиалов постепенно будет сокращено до 31. В некоторых городах за счет объединения ссузов с бывшими филиалами РГОТУПСа будут созданы крупные учебные заведения - институты инженеров транспорта, занимающиеся подготовкой специалистов по программам среднего и высшего профессонального образования. Такое объединение необходимо с учетом интересов как наших основных партнеров, так и региональных властей, а главное - будущих студентов и их родителей.

Процесс становления университетского комплекса МИИТа совпал с трудностями, обусловленными финансово-экономическим кризисом и последствиями демографического спада. Так, кризис предопределил сокращение расходов основных партнеров на подготовку и переподготовку кадров, социальную поддержку преподавателей и студентов, уменьшение заказов на проведение НИОКР. Снизилось и количество желающих получить платное образование. Демографический спад вызывает сложности, связанные с выполнением плана приема, сокращается объем довузовской подготовки.

Все это потребовало разработки программы дальнейшего развития МИИТа в условиях кризиса. Университет перешел на режим экономии за счет оптимизации структуры управления, штатных расписаний, сокращения затрат на деятельность, не связанную с учебным процессом, увеличения объемов дистанционной формы переподготовки кадров.

Определены направления увеличения внебюджетных доходов. Это расширение традиционного круга партнеров, дополнительные объемы НИОКР, реклама транспортных специальностей среди абитуриентов. Безусловно, это общие задачи как для головного вуза, так и для филиалов. В условиях университетского комплекса необходимо развиваться на принципах синергии, когда общий потенциал интегрированных структур возрастает не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Общая задача - не сложить возможности, а умножить их.

Серьезными аргументами уверенности университетского комплекса МИИТа в завтрашнем дне являются и такие факторы, как развитая учебно-научная база, опытный и квалифицированный профессорско-преподавательский состав, значительный научный потенциал, крепкие партнерские связи с заказчиками, высокий престиж вуза на международном, федеральном и отраслевом уровнях.

Университет осуществляет многоплановое научно-техническое сотрудничество с 64 вузами-партнерами и фирмами из 23 стран дальнего и 9 стран ближнего зарубежья.

В2007 г. МИИТ стал победителем общероссийского конкурса инновационных вузов, а к концу 2008 г. успешно завершил реализацию инновационной образовательной программы, которая была направлена на формирование комплексной системы опережающего обучения, подготовки и переподготовки кадров для новейших междисциплинарных областей транспортной и строительной индустрии в соответствии с перспективными потребностями транспортного комплекса России и приоритетными направлениями науки, технологий и техники.

В результате выполнения программы сформирована система опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области безопасности движения, управления транспортом, интермодальных перевозок и логистических систем.

В университете создан ряд не имеющих аналогов научно-образовательных структур, в том числе:
маркированный список мультимодальный образовательный центр, представляющий собой уникальную систему имитационного моделирования работы логистических центров по взаимодействию видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного и морского, воздушного, трубопроводного);
маркированный список центр научно-производственных и научно-исследовательских работ в сфере высоких технологий обеспечения безопасности перевозок;
маркированный список инновационный центр по переподготовке и повышению квалификации высшего и среднего звена руководителей хозяйствующих субъектов транспортной индустрии в области управления и обеспечения качества;
маркированный список аналитико-экономический центр, основная задача которого - проведение научных исследований по проблемам определения экономической эффективности инвестиций и инноваций, совершенствование корпоративного управления и развитие социальной сферы транспорта, разработка информационно-экономических модулей для диагностики, оценки и прогнозирования, а также использование результатов научных исследований в образовательных программах подготовки специалистов по соответствующим направлениям бакалавриата и магистратуры, специальностям «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятиях (транспорт, строительство)»;
маркированный список действующий макет-тренажер железной дороги с автоматизированными рабочими местами (АРМ) ДСП и ДНЦ, позволяющий изучать основные эксплуатационные задачи в работе ДСП и ДНЦ и принципы их решения, приобретать навыки управления движением поездов на всех перегонах и промежуточных станциях заданного железнодорожного участка, усваивать важнейшие требования по обеспечению безопасности движения поездов, проверять и закреплять знания ДСП и ДНЦ в условиях нестандартных ситуаций (при неисправностях устройств СЦБ на станциях и перегонах) и т.д.

Впервые в системе высшего профессионального образования структурированы и открыты востребованные отраслью учебные междисциплинарные специализации опережающего образования «Управление и обеспечение качества в строительстве и на транспорте» и «Государственно-частное партнерство в строительстве и на транспорте». Начата подготовка специалистов по таким новым специальностям, как «Управление инновациями», «Менеджмент высоких технологий», «Управление качеством». Реализуются программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и др.
 

В учебных лабораториях университетского
комплекса МИИТа студенты осваивают
будущие железнодорожные специальности

Высшая транспортная бизнес-школа МИИТа ведет обучение по программе «Мастер делового администрирования (MBA)» со специализациями «Корпоративный менеджмент на транспорте» и «Управление транспортно-логистическим бизнесом».

В ходе реализации инноваций образовательной программы МИИТа проведена большая работа по совершенствованию содержания программ, внедрению современного программного обеспечения, подготовлена надежная площадка для перехода на многоуровневую подготовку кадров.

Гордостью МИИТа стал уникальный суперкомпьютер - 64 узла, 128 процессоров, 512 ядер, 1 Терабайт оперативной памяти, 4,5 трлн операций в секунду. Использование суперкомпьютера обеспечивает создание научно-учебного центра суперкомпьютинга и параллельных вычислений, формирование системы предоставления мобильных сервисов, создание единой мультимедийной полнотекстовой библиотеки вузов транспорта, развитие системы дистанционного высшего образования.

Реализация инновационной образовательной программы укрепила позицию МИИТа как передового научно-образовательного комплекса, который должен стать системным интегратором в области транспортного образования и науки.

Поэтому и в условиях экономического кризиса перед МИИТом стоит задача не выживания, а поступательного движения вперед в интересах транспортной отрасли и экономики страны, своих основных партнеров, в первую очередь ОАО «РЖД».

В транспортной отрасли сложилась дееспособная система государственно-частного партнерства в области отраслевого образования. На наш взгляд, сегодня необходима адаптация этой системы к существующим условиям. Речь идет о корпоративной политике поддержки транспортного образования, предусматривающей в числе прочего:
маркированный список ориентацию транспортных предприятий и бизнеса на отраслевые вузы (сохранение уровня финансирования, объемов подготовки и переподготовки кадров);
маркированный список приоритетное участие вузов в НИОКР по заказам Минтранса РФ и агентств;
маркированный список увеличение объемов целевой подготовки кадров;
маркированный список упрощенную схему передачи вузам современного оборудования для учебного процесса;
маркированный список дополнительное финансирование довузовской подготовки;
маркированный список прохождение производственной практики на рабочих местах;
маркированный список возможность участия в студенческих строительных и специализированных отрядах.

Кроме того, необходимо совершенствование законодательной базы, включая внесение изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», обеспечивающих отсрочку от призыва для выпускников техникумов и колледжей, поступивших в вуз. Это поможет сохранить для отрасли квалифицированных специалистов.

Университетский образовательный комплекс МИИТа будет продолжать свое развитие. Ближайшая задача - успешное участие во всероссийском конкурсе на получение статуса национального исследовательского университета (НИУ). В число приоритетных национально значимых задач транспортного НИУ входят: создание системы экспертного сопровождения хозяйственных преобразований на транспорте; методологическая координация образовательных и научно-исследовательских программ в обще- и межтранспортной сфере; обеспечение информационного единства научно-инновационного и образовательного пространства транспортной отрасли; создание элитной магистратуры по опережающим общетранспортным и новым поисковым направлениям подготовки, а также эффективной целевой аспирантуры и докторантуры; обеспечение лидирующих позиций России на территории стран СНГ, Европы и Азии в сфере транспортного образования и науки; финансовая самодостаточность, а в перспективе - обеспечение своего развития за счет высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, диверсификации направлений фундаментальных и прикладных исследований; интеграция в бизнес-среду (университет должен стать не просто поставщиком востребованных рынком высококвалифицированных кадров или одним из исполнителей научно-исследовательских работ по заказу бизнеса, а научно-образовательным центром, отслеживающим конъюнктуру рынка, участвующим в определении приоритетных направлений исследований, анализирующим тенденции и в определенной степени ставящим ориентиры, берущим на себя взаимодействие с агентами внешней среды); обеспечение высокого качества признаваемого на международном уровне образования; формирование национальной бизнес-элиты, а также интеллектуальной и научной элиты; превращение в международнопризнанный центр профессионального сообщества ученых и практиков.

Все эти цели и задачи полностью отвечают стратегии развития МИИТа. В связи с этим обеспечение условий для выполнения миссии, целей и задач национального исследовательского транспортного университета составляет основное содержание среднесрочной программы развития университетского комплекса МИИТа на 2009-2013 гг. и на период до 2018 г.

Московский государственный университет путей сообщения берет на себя серьезные обязательства перед отраслью и государством, понимая всю сложность стоящих задач, и готов к их решению.

Девиз миитовцев - всегда идти вперед, преодолевая трудности. Безусловно, этот девиз будет основой и для дальнейшего развития крупнейшего университетского образовательного комплекса России.

От редакции. В августе, когда готовилась к печати эта статья, ее автору Борису Алексеевичу Лёвину исполнилось 60 лет. Коллектив редакции от души поздравляет глубокоуважаемого ректора ведущего транспортного вуза страны, члена редакционной коллегии и постоянного автора журнала с юбилеем, желает ему новых успехов в благородном деле подготовки и воспитания молодого поколения специалистов-транспортников, плодотворного научного поиска, здоровья и благополучия.

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования