К 200-летию транспортного образования в России

Дорога длиной 80 лет


Вернуться к содержанию подборки

 

Версия для печати

 

В.И. Колесников, ректор
Ростовского государственного
университета путей сообщения,
академик РАН, доктор
технических наук, профессор

Для Ростовского государственного университета путей сообщения 2009 год - юбилейный. Старейшему транспортному вузу юга России исполняется 80 лет. И в таком почтенном возрасте девизом университета остается: «Движение - это жизнь, нельзя останавливаться ни на минуту!». Юбилей - это не только подведение итогов, это новый шаг в будущее. Многотысячный коллектив студентов и преподавателей РГУПСа делает этот шаг твердо и уверенно.

Сегодня РГУПС - динамично развивающийся крупнейший транспортный инновационный университетский комплекс на юге России. Здесь все нацелено на то, чтобы каждый, кто попадает в университет, стал духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личностью, обладающей высочайшими профессиональными знаниями, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

Россия начала XIX века славилась умением выбирать иностранных специалистов и превращать их в своих патриотов. Сегодня, когда экономика страны вступила в жесточайшую конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках труда и капитала, необходимо растить специалистов и патриотов страны и отрасли. Это главная задача высшего учебного заведения.

Ростовский государственный университет путей сообщения был и остается форпостом подготовки профессионалов для транспортной сферы России. За свою историю РИИПС-РИИЖТ-РГУПС подготовил 60 тыс. специалистов. Наши выпускники трудятся во всех регионах страны, многие занимают ключевые должности в системе железнодорожного транспорта.

Руководитель первого Института корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений России А.А. Бетанкур говорил: «Цель Института - снабдить Россию инженерами, которые прямо на выходе из него могли бы быть назначены к производству всяких работ в Империи». Какое же образование требуется давать инженеру путей сообщения сегодня, какими инженерами снабдить Россию в XXI веке?

Сегодня формирование компетенций специалиста должно быть основано на инновационных образовательных программах. Если проще, то образование для транспорта - это образование + наука + воспитание + производство.

Приоритет в образовании - качеству

В РГУПСе реализуется новая политика в области качества образования, которая базируется на основных принципах менеджмента качества. Эта система в вузе создана и действует на протяжении уже шести лет. Ее главная цель состоит в управлении производством конкурентоспособного вузовского продукта: компетентных выпускников и востребованных научных исследований.

РГУПС готовит инженеров широкого профиля, экономистов, менеджеров, документоведов, юристов и социальных работников. Говоря о качестве вузовской продукции, мы подразумеваем подготовку специалистов, умеющих быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни, осваивать и применять новейшие технологии. От того, кто и как будет обслуживать высокотехнологичные автоматизированные системы управления, зависит безопасность движения - а это и есть главный показатель работы железнодорожного транспорта.

Созданная в РГУПСе система менеджмента качества образования базируется на нескольких составляющих. Первая составляющая - курс на создание единого информационного пространства, элементами которого являются образовательные порталы, системы дистанционного образования, имитационные тренажеры для обучения и контролирования навыков безопасного и эффективного управления движением поездов на основе взаимодействия студентов смежных специальностей. В вузе действует межфакультетский лабораторный программно-технический комплекс для командной подготовки студентов различных специальностей, так называемая «виртуальная железная дорога». Этот супертренажер постоянно развивается, позволяя будущим специалистам погрузиться в реальную поездную обстановку.

Сейчас делается следующий шаг в развитии тренажерных комплексов - постановка их на мобильную платформу вагона или автомобиля для доставки к студентам удаленных филиалов и к работникам любого предприятия, занимающихся в системе повышения квалификации. Кроме этого, нами разработаны уникальные методики, позволяющие формировать корпоративный стиль работы и персональную ответственность каждого за успешное функционирование всего механизма.

Вторая составляющая - информационные технологии для автоматизированной системы управления в вузе. Все бизнес-процессы планирования, учета и контроля требуют эффективных и точных алгоритмов реализации. Сегодня мы успешно решаем такие вопросы, как оптимизация структур управления образовательными комплексами, создание механизмов взаимодействия входящих в их состав вузов, повышение эффективности использования материальных и кадровых ресурсов.

Третья составляющая - система мониторинга качества образования. Важнейшей составной частью менеджмента качества является всеохватывающий контроль усвоения студентами учебного материала. Программа системы мониторинга качества образования, разработанная в РГУПСе, уникальна. Созданный в вузе Центр мониторинга качества образования на основе информационных технологий осуществляет текущий, сессионный и итоговый контроль. Компьютерное тестирование студентов способствует объективности контроля уровня знаний, повышению качества преподавания и содержания учебных программ.

В соответствии с этой логикой система образования должна действовать по принципу ОТК, выбраковывая на каждом этапе обучения профессионально и социально непригодных как обучающихся, так и обучающих. Чтобы получить допуск на экзамен с преподавателем, студент в диалоге с компьютером должен показать не менее чем 50%-ное знание материала всех разделов дисциплины. Центр технически обеспечивает и внешний контроль знаний студентов со стороны Национального аккредитационного агентства в сфере образования. Центр мониторинга качества образования стал важным звеном в индивидуальной, «штучной» подготовке специалистов.

Научная работа

Девиз РГУПСа: «Нет науки - нет полноценного образования». Ведь базовой основой любой экономики является «треугольник», «сторонами» которого служат образование, наука, производство. Для обеспечения устойчивости экономической системы нельзя деформировать или разрывать связи этой структуры. Связь образования и науки - это традиционная основа российской образовательной системы, и опасно отрывать образование от науки и практики, в том числе от практики на производстве.

Наука в вузе - это также подготовка педагогических кадров, которая служит дополнительным источником финансирования труда аспирантов и докторантов. Для технических вузов активное участие преподавателей в научных исследованиях позволяет им хорошо ориентироваться в производстве и его проблемах, быть в курсе новых технологий и технических решений.

Научно-исследовательская деятельность РГУПСа ведется в соответствии с провозглашенной в стране инновационной политикой, а также в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ. Наличие высококвалифицированных кадров - докторов и кандидатов наук, богатого опыта работы, современного оборудования научно-производственных и учебных комплексов, а также уникальных лабораторий обеспечивает проведение в университете полного цикла научных разработок от создания и проектирования до сопровождения систем в процессе эксплуатации. Это позволяет не только успешно решать текущие и практические вопросы, но и с оптимизмом смотреть в будущее.

Ученые РГУПСа находятся на передовых позициях по многим направлениям науки, в том числе осуществляют разработки в интересах железнодорожной отрасли новых композиционных материалов, ресурсосберегающих технологий и устройств, современных программно-технических средств и технологий управления транспортными потоками.

Разработки университета более чем востребованы и являются конкурентоспособными в других отраслях страны, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья. По отдельным научно-техническим проблемам РГУПС является лидирующим в отрасли. Уровень разработок, выполненных для нужд железнодорожного транспорта, и широкое внедрение их на сети дорог позволяют называть РГУПС инновационным центром.

В активе университета имеются перспективные разработки, которые, возможно, завоюют должное место на рынке железнодорожного транспорта страны и в других отраслях народного хозяйства. Так, переходят в стадию создания опытных образцов исследования наших ученых по переводу тепловозной тяги на газомоторное топливо. Меньшая стоимость (по сравнению с дизтопливом), улучшенные экологические характеристики, значительно большая ресурсная (сырьевая) база и диверсификация топливообеспечения делают использование природного газа в качестве моторного топлива эффективным.

На Северо-Кавказской железной дороге прошла испытания работа, связанная с тепловой диагностикой элементов ходовых частей вагонов в прибывающих на железнодорожную станцию грузовых поездах. Дистанционная информация, полученная с помощью приборов промышленного тепловидения, позволяет оценить распределение температурных полей работающих элементов ходовых частей вагонов при их движении в составе поезда и служит основой для экспертных заключений о техническом состоянии буксового узла, колесной пары, тормозной системы в целом.

Для решения региональных проблем железнодорожного транспорта университет с привлечением ведущих специалистов других организаций в рамках ФЦП «Юг России» выполнил работы по созданию Северо-Кавказского регионального логистического центра. Проведены предпроектные исследования и даны предложения в администрацию Ростовской области по разработке и реализации программы перевода автотранспортных средств предприятий и муниципальных хозяйств на экологически чистое газомоторное топливо. Это позволит значительно повысить экологическую чистоту транспорта.

Можно назвать еще много разработок, востребованных не только на железных дорогах России, но и в других отраслях народного хозяйства.

Университет работает над новыми формами организации инновационной деятельности — созданием на базе РГУПСа технологического парка (технопарка), деятельность которого будет направлена на создание и коммерческую реализацию научно-технической продукции.

Филиал - неотъемлемая часть вуза

Университет имеет филиалы в Краснодаре, Кропоткине, Минеральных Водах и Туапсе. В отличие от расположенных там же филиалов других вузов, университет развивает на периферии в основном техническое образование.

В настоящее время к университету присоединены Ростовский, Владикавказский, Тихорецкий, Волгоградский и Лискинский имени И.В. Ковалева техникумы железнодорожного транспорта с образованием на их основе обособленных структурных подразделений (филиалов университета) по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

По единым учебным планам университета и филиалов ведется подготовка инженеров путей сообщения по вагонам, электроподвижному составу, организации движения. Подготовка в филиале продолжается 2-4 года, а завершение теоретического обучения и итоговая аттестация выпускников происходят в Ростове-на-Дону. Таким образом пополняются группы, причем сложная лабораторная база выпускающих кафедр сосредоточена в головном вузе. Легче решаются социальные проблемы: семье проще отправить на учебу в другой город более взрослого ребенка. Да и на работу после окончания вуза скорее вернется местный житель, чем поедет ростовчанин.

Особенно эффективны филиалы в системе заочной формы обучения. Ведь они приближены к производству. Спектр подготовки специалистов соответствует спросу со стороны работодателей. В Краснодарском филиале, например, кроме инженеров готовят техников и так же, как и в Туапсинском филиале, освоили подготовку по массовым рабочим профессиям.

Росжелдор ставит задачу сохранить среднее профессиональное образование, и коллектив университета осваивает новый вид деятельности. Наибольшие ожидания в связи с присоединением железнодорожных техникумов связаны с ростом нашей значимости и конкурентоспособности на федеральном и региональных рынках образовательных услуг. Мы станем еще более привлекательными для заказчиков, поскольку сможем готовить кадры и специалистов, и командиров среднего звена, и по рабочим профессиям. Единое управление сетевой структурой «головной вуз - региональные филиалы», ее целенаправленное материально-техническое развитие и методическое обеспечение, разумное использование - все это повысит качество подготовки специалистов всех уровней.

Студенты нашего университетского комплекса получают также подготовку по профильным рабочим профессиям слесаря, электрика, помощника машиниста локомотива и другую в зависимости от основной специальности высшего профессионального образования. Это дает определенный опыт работы в коллективе и навыки, которые пригодятся и для закрепления теории, и в руководстве персоналом. Таким образом, мы реализуем отраслевую составляющую подготовки студентов, в ходе которой наряду с логистикой, методами управления персоналом и другими дисциплинами мы обеспечиваем подготовку по рабочим профессиям.

Для решения этой задачи мы капитально реконструировали учебно-производственный комплекс, оснастили цехи и учебные аудитории современным технологическим оборудованием. В результате растет качество профессиональной подготовки, повышается мотивация и ускоряется адаптация к работе молодого специалиста. Этому способствует и работа в составе специализированных студенческих отрядов. В 2008 г. свыше 600 студентов в период пика летних перевозок работали путейцами, проводниками, помощниками машиниста локомотива. Сегодня мы формируем базу для подготовки и организации работы студенческих строительных отрядов на строительстве и эксплуатации объектов зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г.

Совершенствованию качества подготовки специалистов способствует также повышение уровня практической подготовки. В этом направлении мы продвинулись достаточно далеко. В течение ряда лет реализуем удлиненную практику. Это хороший пример взаимовыгодного сотрудничества. Дорога получает кадровое обеспечение объема перевозок, у студентов появляется возможность практического приложения полученных знаний.

Международное сотрудничество

Одним из важнейших направлений развития РГУПСа как современного университетского комплекса является международное сотрудничество. В университете убеждены: реализация различных форм взаимодействия с зарубежными партнерами способствует повышению качества предоставляемых вузом образовательных услуг, обеспечивает укрепление имиджевых составляющих, являясь конкурентным преимуществом РГУПС на образовательном рынке.

В РГУПСе разработано несколько образовательных проектов с зарубежными вузами - партнерами по системе обучения в России по цепочке: стажировка за рубежом (языковая и профессиональная после третьего курса) - получение российского диплома - поступление в магистратуру зарубежного вуза-партнера - получение зарубежного диплома. Магистерские программы составляются с акцентом на совершенствование управленческой компетенции специалистов - подготовку их как менеджеров высшего звена. Преимущества этих проектов несомненны, поскольку мы готовим инженеров международного уровня, знакомых с передовыми технологиями, адаптированных к работе в условиях интеграции в мировом экономическом пространстве, творчески ориентированных. Они имеют высокий уровень языковой компетенции, необходимую квалификацию и подготовку в экономике, маркетинге, управлении, готовы учиться и «впитывать» ведущие международные разработки и умеют организовать их внедрение в России.

Вуз активно участвует в разработке и осуществлении совместных программ с зарубежными организациями, в частности с компанией Siemens, Французскими железными дорогами и др. В рамках соглашения о сотрудничестве студенты ведущих транспортных вузов России (МИИТа, ПГУПСа, РГУПСа) проходят стажировки в Германии, ведущие ученые участвуют в совместных научных исследованиях с представителями компании Siemens.

Для развития профессиональной компетенции специалистов железнодорожных магистралей России в РГУПСе разрабатываются программы повышения квалификации на базе зарубежных организаций-партнеров: железнодорожных предприятий, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных организаций Франции, Германии, Испании и других стран. Основными направлениями этих программ стали социально-экономические аспекты функционирования железнодорожного транспорта и инфраструктурное обеспечение деятельности железнодорожной сети.

Благодаря участию лучших студентов мы обеспечиваем продвижение за рубежом нашего образования, наших научных разработок, способствуем установлению творческих и производственных контактов участников программ с их зарубежными коллегами. Это закладывает прочный фундамент для плодотворного сотрудничества и взаимодействия в будущем.

Довузовская подготовка

Должное внимание в университете уделяется довузовской подготовке абитуриентов. Действует лицей в составе 10-х и 11-х классов общеобразовательной школы, где ученики из разных уголков России по интернатной системе получают углубленную подготовку. Выпускники лицея (более 150 ежегодно), практически в полном составе став студентами РГУПСа, «держат планку» высокого уровня академической подготовки. Сегодня мы хотим пойти дальше - начать профориентационную и подготовительную работу с начальных классов и уже апробировали такую методику. Кроме того, имеется подготовительный факультет, развернувший работу в нескольких регионах через сеть филиалов университета.

Поступающие в наш вуз абитуриенты проходят тщательный конкурсный отбор. Сегодня эта процедура реализуется в соответствии с законодательством только через ЕГЭ, и университет добился открытия на своей базе пунктов проведения таких экзаменов.

Особое внимание - воспитанию

Для всех сегодня очевидна необходимость системной и постоянной воспитательной работы со студентами. Одна из приоритетных задач вузов - формирование толерантности, активной жизненной позиции, гражданственности, патриотизма.

Транспорт - сложная система, сфера повышенной опасности для персонала и потребителей транспортных услуг, да и населения. Недостаточная ответственность за порученное дело, недисциплинированность становятся иногда причиной аварий. Именно поэтому большое внимание уделяется воспитанию на лучших примерах самоотверженного отношения к труду и обучению, созданию в студенческих коллективах обстановки нетерпимости к негативным проявлениям.

Диапазон методов воспитания широк. Это и повседневная работа педагога в аудитории, и различные специальные занятия и программы по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ, борьба за здоровый образ жизни. В университете восстановлен институт кураторов студенческих групп.

Хорошие результаты дает привлечение студентов к систематическим занятиям спортом и развитию талантов. И для этого есть материально-техническая база: спорткомплекс с множеством залов и бассейном, полноформатный стадион, Дворец культуры на 1000 мест.

Мы видим свою задачу в том, чтобы подготовить для экономики России не просто высококлассного специалиста, но и гражданина, патриота. Нам не безразлично, каким будет наш выпускник, который через несколько лет возглавит производство, на какие цели направит свои разработки будущий ученый. Мы сохранили и приумножаем лучшие традиции нашего транспортного вуза - это и строительные отряды, и агитпоезда, и шефство над госпиталями и детскими домами, и воспитание в студентах чувства хозяина в университете.

В соответствии с концепцией воспитательной работы в университетских комплексах Федерального агентства железнодорожного транспорта, комплексным планом воспитательной работы Федерального агентства железнодорожного транспорта на 2008 г., концепцией воспитания студентов РГУПСа определены основные направления воспитательной работы: профессионально-трудовое воспитание, приобщение к научно-исследовательской работе, воспитание гражданина-патриота, формирование мотивации к здоровому образу жизни и культурно-нравственное воспитание.

Профессионально-трудовое воспитание выступает в университете как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в тесной связи с экономическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики. У студентов формируются такие качества, как трудолюбие, любовь к окружающей природе, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, способности и качества, необходимые специалисту в соответствии с его специализацией.

Особое внимание в процессе профессионально-трудового воспитания уделяется развитию студенческого самоуправления. В университете оно представлено студенческой профсоюзной организацией, бытовыми советами общежитий, старостатами, студенческим научным обществом, студенческими отрядами, творческими объединениями студенческой молодежи, военно-историческим клубом «Ростовский стрелковый полк народного ополчения», советом студенческих корреспондентов газеты «Магистраль» и др. Организована учеба студенческого актива. Деятельность всех объединений направлена на развитие самоуправления, совершенствование воспитательной работы, формирование активной жизненной позиции.

Студенческий отряд проводников работает в летнее время в пассажирских вагонных депо Адлера и Новороссийска. Традиционно функционируют также строительные и педагогические отряды, отряды помощников машинистов и добровольного труда.

В 2008 г. Ростовскому государственному университету путей сообщения по итогам смотра в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта было присуждено второе место в основной номинации «Модель организации студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего профессионального образования», а также звание лауреата в специальных номинациях «Опыт взаимодействия различных общественных студенческих объединений в рамках одного образовательного учреждения» и «Опыт разработки концепции развития студенческого самоуправления образовательного учреждения».

Неотъемлемой частью воспитательной деятельности РГУПСа является привлечение студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности. Координирует работу студенческое научное общество. В процессе работы студенческих научных кружков, научных школ под руководством ведущих ученых, в ходе научно-практических студенческих конференций развиваются интеллектуальные способности молодых людей. Всего в 2008 г. к научно-исследовательской работе привлечено более 3500 студентов, которые занимаются в 134 студенческих научных кружках. Более 180 студентов стали участниками Всероссийских конкурсов и Олимпиад, 1138 дипломов рекомендовано к внедрению.

Формирование социально активных студентов, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в университетском комплексе РГУПСа, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания.

Агитпоезда нашего университета известны своими выступлениями самодеятельных и народных творческих коллективов. Нашим артистам рукоплескали зрители на Павелецком вокзале Москвы, в Волгограде, на малых станциях Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог.

Через организацию профессионально-трудового, патриотического и духовно-нравственного воспитания, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу реализуется основная цель вуза — формирование в каждом студенте разносторонне развитой личности, будущего конкурентоспособного специалиста, гражданина, патриота железнодорожной отрасли и России.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования