Подготовка кадров

Самарскому техникуму железнодорожного транспорта 130 лет


В.А. Зикеев, проректор СамГУПСа по среднему специальному образованию, директор техникума-филиала СамГУПСа

Среднее профессиональное образование всегда было и остается в авангарде подготовки квалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов. И важно то, что этой системе удалось сохранить не только педагогический потенциал, но и лучшие традиции отечественного профессионального образования.

В этом году исполняется 130 лет старейшему учебному заведению Самарской области и сети железных дорог Российской Федерации - Самарскому техникуму железнодорожного транспорта им. А.А. Буянова. Кроме того, 2009 г. - юбилейный не только для техникума, но и для Куйбышевской железной дороги, которой исполняется 135 лет.

Первый участок Моршано-Сызранской (будущей Куйбышевской) дороги был открыт 25 октября 1874 г., а с 1 января 1877 г. заработала линия Самара - Оренбург. Только что построенная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах, и Министерство путей сообщения приняло решение открыть железнодорожное училище в Самаре. К осени 1874 г. на привокзальной площади появилось трехэтажное каменное здание с усадьбой. Занятия в нем начались 23 сентября (6 октября) 1879 г. Председателем учебного совета училища стал управляющий Оренбургской железной дорогой, надворный советник А.М. Повалишин, начальником училища был назначен статский советник В.А. Комаров, руководивший училищем до 1898 г., попечителем - потомственный Почетный гражданин Самары, купец П.С. Субботин.

В 1922 г. училище получило статус техникума и стало называться Самарский железнодорожный техникум, а впоследствии Самарский техникум железнодорожного транспорта. С 1929 г. на базе техникума был создан учебный комбинат, объединивший в себе дневное и вечернее отделения техникума, филиал заочного Московского электромеханического института инженеров транспорта, в котором открылись курсы повышения квалификации для руководящего состава железной дороги.

В 1935 г. была произведена реконструкция здания техникума: надстроен четвертый этаж. Таким внешний вид здания остается и поныне.

Первые шесть выпускников вышли из стен училища в 1882 г. Среди окончивших его в 1903 г. был Александр Арсеньевич Буянов (1884-1918), видный общественный деятель Самарского края, чье имя присвоено техникуму в 1979 г., в год 100-летнего юбилея.

Выпускники техникума внесли огромный вклад в развитие народного хозяйства страны, стали крупными руководителями предприятий железнодорожного транспорта, сказали свое слово в науке. Среди них профессор, доктор технических наук П.К. Конаков, доктора технических наук П.К. Коновалов, В.С. Семенов; Герои Социалистического Труда А.В. Коновалов, М.А. Погодин, Н.И. Давыдов, В.С. Голов, В.М. Мелехин. Навечно вписаны в историю техникума имена Героев Советского Союза И.Е. Егорова и А.В. Ямщикова.

В коллективе техникума с глубоким уважением вспоминают «патриархов» педагогической деятельности: С.М. Шиманова, А.В. Ложкину, Ю.В. Спеваческого, Н.Н. Тихомирова, А.В. Кирилюка, М.Н. Клепикову. Более 40 лет своей жизни отдали делу подготовки специалистов-железнодорожников В.В. Воробьев, А.П. Солдаткин, Ю.А. Афонин, М.Ф. Давыдов, О.Р. Рассолова, Л.М. Лямшина, Ю.Н. Лесниченко.

За заслуги в деле обучения и воспитания будущих железнодорожников Министерством путей сообщения России вручен знак «Почетному железнодорожнику» директору техникума В.А. Зикееву, заместителю директора по УПР В.М. Егорову, заведующему заочным отделением Е.П. Лексину, методисту Н.А. Игнатюк, преподавателям А.В. Ломакиной, В.М. Семенову, Р.И. Маирович, Е.Н. Горяйновой.

Среди опытнейших специалистов-преподавателей и педагогов техникума, работающих в настоящее время, В.М. Авдеева, Ж.П. Ступацкая, С.Е. Бондаренко, С.Н. Назарычева, О.В. Ромкина, К.Л. Астахов, С.Ю. Батанова, Л.Д. Рябова, О.С. Мохова, А.А. Акаев, мастера производственного обучения И.Е. Дукович, В.П. Балахонкин.

Трудятся в стенах техникума и его выпускники В.М. Егоров, В.М. Семенов, А.А. Шатунов, Л.П. Юркевич, Т.Ю. Вязова. С большой отдачей работают заведующие отделениями, главные организаторы учебно-воспитательного процесса С.Ф. Сомова, И.Н. Ермолина, Н.В. Чепурнова, Н.В. Тумакова, Л.А. Глухонина.

Сегодня, в преддверии 130-летия, техникум располагает хорошей материально-технической базой, необходимой для качественной подготовки специалистов железнодорожного транспорта. Этому способствовала огромная работа по реконструкции техникума с 2005 по 2009 г.

Приводятся в соответствие с современными требованиями и нормами площадей интерьеры учебных и вспомогательных помещений, лаборатории и кабинеты оснащаются учебной мебелью и технологическим оборудованием. Проведен капитальный ремонт, реконструкция и перепланировка студенческого общежития, спортивного зала с установкой спортивного оборудования и тренажеров, интерьера актового зала, лестничных маршей, помещений. В 2009 г. будет завершен капитальный ремонт главного учебного корпуса, планируется капитальный ремонт учебного корпуса № 5.

В январе 2001 г. на базе трех компьютерных классов был организован информационно-вычислительный центр, впоследствии преобразованный в отдел компьютерного обеспечения. Сейчас он насчитывает более 200 компьютеров, в учебном процессе используется до 60 различных прикладных и обучающих программ. Практически все компьютеры объединены в 4 локальные сети по корпусам и связаны между собой по коммутируемому или ADSL-каналу. Большинство как учебных, так и административных компьютеров имеют доступ к Интернету.

В феврале 2008 г. Государственная аттестационная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, высоко оценив состояние учебно-материальной базы и проделанную работу, аттестовала техникум по всем специальностям и направлениям работы на следующие пять лет. Материалы аттестации послужили основанием для государственной аккредитации техникума.

Сегодня в техникуме сложился профессионально грамотный, высококвалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечивать подготовку специалистов железнодорожного транспорта на уровне требований современного производства и науки по шести ведущим специальностям отрасли: техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; электроснабжение на железнодорожном транспорте; автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте; организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Наряду с основной подготовкой специалистов среднего звена техникум оказывает дополнительные образовательные услуги. Работают курсы по повышению квалификации руководителей среднего звена, по подготовке и переподготовке кадров массовых профессий. Студенты очной и заочной форм обучения имеют возможность получить дополнительное образование по совершенствованию компьютерной грамотности.

Большое внимание педагогический коллектив техникума уделяет вопросу нравственно-эстетического воспитания студентов, осуществляемого как в процессе учебных занятий, так и во внеучебное время. Вся воспитательная работа направлена на формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к современным условиям жизни.

В техникуме обучается более двух тысяч студентов. Лучшие из них ежегодно поощряются именными стипендиями: Правительства РФ; ОАО «РЖД» - имени П.П. Мельникова; начальника Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; начальника Самарского отделения дороги; Райпрофсожа и директора техникума.

Празднование 130-летнего юбилея возлагает на коллектив еще большую ответственность за подготовку первоклассных специалистов железнодорожного транспорта, за воспитание социально ориентированного, физически и морально здорового поколения.

В юбилейном году техникум вошел в состав Университетского комплекса на базе Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС). Это открывает большие возможности и ставит новые задачи на перспективу, которые будут рассмотрены 5-7 октября 2009 г. в СамГУПС на Международной научно-практичческой конференции «Наука и образование - транспорту».

г. Самара