Стальные пути Оренбуржья:
история и современность

А.М.Соколов, начальник Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В январе 2007 г. исполнилось 130 лет со дня открытия первой железной дороги в Оренбуржье. В настоящее время Оренбургское отделение входит в состав Южно-Уральской железной дороги и по-прежнему занимает важнейшее стратегическое положение в обеспечении транспортных связей центральной части России со Средней Азией. Об историческом пути, пройденном оренбургскими железнодорожниками, их сегодняшних трудовых достижениях и заботах рассказывает начальник Оренбургского отделения А.М.Соколов.

Интересна и самобытна история Оренбургской железной дороги. После отмены крепостного права в России усиленно стала развиваться караванная торговля с Казахстаном и Средней Азией. Ежегодно из Ташкента, Бухары, Хивы приходили сотни верблюжьих караванов на меновые дворы Оренбурга, Троицка, Семипалатинска. Среднеазиатские товары - хлопок, шерсть, кожа, скот - обменивались на российские текстильные и металлические изделия, продавались и покупались за золото и серебро. Однако караванная торговля не могла удовлетворить возросших экономических потребностей страны. Поэтому в 1869 г. царское правительство приступило к разработке проектов сооружения железных дорог в Средней Азии и соединения их с центром России, для того чтобы закрепить свое господство в этом районе и не допустить вторжения в него английского капитала.

Вокзал станции Оренбург на момент открытия. 1877 г.

Первый почтово-пассажирский поезд на станции Оренбург

Оренбургская торгово-промышленная буржуазия выдвинула свой проект постройки железнодорожной линии от Самары до Оренбурга, который был изложен в «Записке о торговых путях в Среднюю Азию» на имя государя-императора и правительства России. Оренбургский генерал-губернатор Крыжановский решительно выступил в защиту этого проекта и доказал, что «лучшего и наивыгоднейшего пути из России в киргизские степи и нельзя придумать, как через Самару и Оренбург».

Строительство первой железной дороги в Оренбуржье началось в 1874 г. Вело его частное акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, а уже 1 января 1877 г. Управление Оренбургской железной дороги открыло движение на всем протяжении линии Батраки - Самара - Оренбург. На сооружение дороги было затрачено 30 млн. руб. Первоначально здесь курсировали два почтово-пассажирских поезда. Железная дорога сблизила рынки России, Казахстана и Средней Азии. Сократились время и стоимость перевозки товаров, увеличилось движение капитала, возрос товарообмен. Укрепились политические и культурные связи населения России с народами, населяющими этот регион.

12 декабря 1912 г. инженерным Советом МПС были утверждены проект и смета на сооружение железнодорожной линии Оренбург - Орск. Первые метры полотна новой дороги были проложены в начале мая 1913 г.

Империалистическая война 1914 - 1917 гг., последовавшие за ней революционные события и гражданская война серьезно подорвали экономику государства, разрушили его политический строй. Начался новый этап в развитии страны, ее железнодорожного транспорта. Строительство железнодорожной линии Оренбург - Орск закончилось только в 1920 г.

На железных дорогах Оренбуржья из года в год увеличивался объем перевозок грузов и пассажиров. Особенно резко он стал нарастать с 1928 г. Среднесуточный прием груженых вагонов со станции Кинель возрос до 372 вагонов в сутки, погрузка в пределах нынешнего Оренбургского отделения, в которую входила и Орская линия, составила 446 вагонов в сутки. Однако техническая оснащенность железнодорожных линий продолжала оставаться все еще слабой. Все они были однопутными, движение поездов осуществлялось по жезловой системе.

После окончания Великой Отечественной войны оренбургские железнодорожники приступили к реализации крупномасштабных задач по дальнейшему техническому перевооружению хозяйства. Важнейшие работы, которые были выполнены в послевоенный период, - это строительство вторых путей. Они были пущены в эксплуатацию на участке Оренбург - Саракташ в 1956 г., Саракташ - Кувандык - в 1958 г.

На встрече с ветеранами

Фирменный поезд «Оренбуржье» отправляется в рейс
Станция Орск

В эти годы произошел коренной переворот в техническом перевооружении железных дорог региона: на смену труженику - паровозу пришел тепловоз. Новый локомотивный парк пополнялся стремительно. Если в 1950 г. на Оренбургском отделении тепловозы выполняли лишь 9% всей перевозочной работы, то через пять лет - в 1955 г. - уже 63%. Коренная реконструкция тяги, проведенная в 1956 - 1970 гг., и связанное с ней развитие локомотивостроения в стране послужили основой для дальнейшего повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

В настоящее время Оренбургское отделение является одним из крупнейших на Южно-Уральской железной дороге. Эксплуатационная длина его путей превышает 1640 км, развернутая длина главных путей составляет более 2680 км, станционных путей - свыше 920 км. Отделение обслуживает предприятия Оренбургского и Орского регионов и работает в тесной увязке с соседними железными дорогами - Куйбышевской, Приволжской и Республики Казахстан. Как один из хорошо отлаженных механизмов Оренбургское отделение бесперебойно обеспечивает четкий ритм эксплуатационной деятельности обслуживаемого полигона Южно-Уральской железной дороги.

На отделении находится 67 станций, в том числе две сортировочные (Оренбург и Орск), четыре участковые (Кувандык, Бузулук, Красногвардеец II, Сакмарская), девять грузовых и 52 промежуточных. Техническая политика отделения строится в соответствии с общей стратегией развития Южно-Уральской железной дороги и ОАО «РЖД» в целом, направленной на модернизацию и переоснащение производства, развитие инфраструктуры транспортных направлений.

Для повышения эффективности эксплуатационной работы, укрепления безопасности движения, обеспечения надежной работы технических средств на отделении широким фронтом развернулись работы по модернизации устройств сигнализации, централизации и блокировки. Начиная с 2000 г. проводится замена технических средств железнодорожной автоматики на участке Оренбург - Кинель (старое оборудование прослужило более 30 лет и не обеспечивает требуемые параметры передачи сигналов).

Сортировочная горка станции Оренбург
после реконструкции

Пост ЭЦ на станции Спиридоновка

В 2002 - 2006 гг. на участке Оренбург - Елшанка введена в эксплуатацию автоблокировка системы ЦАБ АЛСО (АБТЦ), основой которой являются рельсовые цепи тональной частоты 3-го поколения. Это позволило создать техническую базу для централизации управления перевозочным процессом, сократить дорогостоящее напольное оборудование и сосредоточить его на крупных станциях и локомотивах, внедрить самодиагностику технических средств для перехода к малолюдной технологии обслуживания устройств, снизить эксплуатационные расходы, улучшить условия труда обслуживающего персонала.

При комплексной модернизации устройств СЦБ на участке Бузулук - Кинель построены здания новых постов электрической централизации на станциях Богатое, Грачевка, Неприк, Заливная, Спиридоновка. Проведен монтаж оборудования диспетчерской централизации «Сетунь» на участках Карталы - Орск - Оренбург, Оренбург - Красногвардеец.

На отделении совместно с ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» проложена волоконно-оптическая линия связи. Полностью закончено строительство волоконно-оптических колец Оренбургского узла. Введена в эксплуатацию микропроцессорная автоматическая телефонная станция железнодорожного узла Оренбург на 3600 номеров.

Предметом особой заботы руководителей отделения и Южно-Уральской железной дороги является сортировочная станция Орск, которая формирует поезда назначением на Оренбургское, Кандагачское (на Казахстан), Карталинское, Рудный Клад направления, и передаточные составы на крупные грузовые станции Никель и Новотроицк. Станция вступила в строй действующих 10 января 1929 г., когда в Орск прибыл первый поезд и было открыто движение на линии Оренбург - Орск - Троицк, которая связала развивающийся Орский промышленный район с другими районами Урала и Сибирью.

Первоначально станция имела слабое путевое развитие: всего семь путей с 30 стрелочными переводами. Ее перерабатывающая способность не превышала 50 вагонов в сутки. На станции работало всего 12 рабочих и служащих.

В настоящее время это крупная внеклассная сортировочная станция с последовательным расположением парков, в которых насчитывается 45 приемо-отправочных и 22 сортировочных пути. Перерабатывающая способность станции по сравнению с 1929 г. возросла более чем в 100 раз.

На станции, одной из первых на дороге, в 2001 г. была внедрена комплексная система автоматизированных мест, объединенных в локальную вычислительную сеть с общей технологией (КСАРМ). В 2005 г. введен в эксплуатацию новый пост ЭЦ. Четыре парка оборудованы релейно-процессорной централизацией (РПЦ) стрелок и сигналов, управляемой с единого поста дежурного по станции. Стоимость работ по оснащению станции РПЦ составила более 170 млн. руб.

Тогда же на сортировочной горке был построен новый пост микропроцессорной горочной автоматической централизации (ГАЦ МП), которая обеспечивает автоматизированное управление маршрутами скатывания отцепов при расформировании составов. При этом полностью заменены все замедлители и стрелочные переводы горки. В 2006 г. в парке приема установлена автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ.

По опыту станции Челябинск-Главный на механизированной горке нечетной системы станции Орск проведена переукладка замедлителей третьего пучка с заменой продольных ригелей и облицовкой стен котлована. Аналогичные работы выполнены и на замедлителях второй тормозной позиции.

Обновляется стрелочно-путевое хозяйство станции. Всего в 2005 - 2006 гг. заменено 56 стрелочных переводов на железобетонных брусьях. В 2007 г. планируется заменить еще 34 перевода и начать реконструкцию канализационной сети со строительством насосной станции и очистных сооружений для отвода от парков загрязненных поверхностных вод.

Вместе с тем рост объемов перевозок требует дальнейшего развития станции, ее модернизации и технического оснащения. В частности, предстоит решить вопросы, связанные с укладкой новых съездов и дополнительных путей повышенной длины, строительством пункта подготовки вагонов, усилением освещения, выправкой профилей путей надвига и спускной части горки и др.

Развиваются и другие хозяйства. В локомотивном депо Оренбург заменен поворотный круг, осуществляющий разворот локомотивов в стойла (депо веерного типа), который прослужил более 30 лет.

После реконструкции в 2005 г. введена в строй вторая очередь промывочно-пропарочной станции Никель, переведенная на новую технологию работы. Промывка цистерн проводится с применением специальных порошков по закрытому циклу, что позволило избавить работников от вредного влияния паров и улучшить качество промывки цистерн.

Еще одно достижение, которым можно гордиться, - это окончательный переход от устаревших систем контроля за состоянием вагонов к современным комплексам. Это, к примеру, устройства КТСМ-01-Д, которые введены в опытную эксплуатацию на путях четного и нечетного направлений на станции Платовка и перегоне Елшанка - Колтубанка. Теперь диспетчеры получили возможность контролировать нагрев осей поезда, работу его тормозов и скорость движения на всем отделении дороги.

Рассказывая об Оренбургском отделении, необходимо отметить его главную жемчужину. Это один из старейших на сети дорог железнодорожный вокзал на станции Оренбург. В 2007 г. ему, как и отделению в целом, исполняется 130 лет. Построенный в 1877 г. вокзал по праву признан архитектурным и историческим памятником федерального значения. С годами он стал уникальным. В конференц-зале Московского государственного университета путей сообщения на стене расположены офорты с изображениями проектов четырех красивейших старинных вокзалов Российской империи. Самый заметный из них - Оренбургский вокзал.

В залах обновленного вокзала станции Оренбург

Первоначальный облик вокзала сохранился только на старых фотографиях. Здание монументальное. До наших дней оно выдерживает свое изящество и строгость форм. С годами появился и восточный колорит, сквозящий в куполах кровли боковых пристроек. Ведь Оренбург - это дорога в Азию.

Кирпичное здание вокзала было построено добротно, на века. Но с годами в нем становилось тесно, и оно неоднократно перестраивалось. Первую большую реконструкцию вокзал претерпел в 1935 г. Тогда к основному зданию были сделаны пристройки, которые увеличили его полезную площадь почти в 2 раза. Но и этого оказалось недостаточно - пассажиры, ожидавшие поезда, сидели на скамьях, полу, лестницах. Именно тогда впервые пришлось ограничивать их доступ в помещения вокзала.

В конце 1960-х годов над кассами вокзала был достроен второй этаж, где разместилась контора станции. Для выхода на перрон ко второму и третьему путям проложен подземный тоннель. В подвальной части вокзала построена автоматическая камера хранения для ручной клади. Таким вокзал и оставался последующие три с половиной десятка лет.

На рубеже XX - XXI веков на привокзальной площади было возведено еще одно здание - кассовых залов. Похожее на океанский лайнер трехэтажное сооружение проектировалось с участием финской фирмы по самым передовым технологиям. С внедрением компьютерной системы продажи и бронирования билетов «Экспресс-2» исчезли очереди у касс. Появились просторные багажные отделения, помещения для обслуживания пассажиров, для персонала и администрации вокзала.

Настал наконец и черед старого вокзала быть приведенным в надлежащий вид. В 2003 г. к 260-летнему юбилею Оренбурга вернули былое великолепие фасада, заменили кровлю старого здания. После этого в течение трех лет на вокзале велась интенсивная работа по его коренной внутренней перестройке. Перед строителями была поставлена задача - сохранить при реконструкции вокзала его исторический облик.

В дни 130-летия отделения в Оренбурге состоялась торжественная церемония открытия реконструированного вокзала (см. 2 стр. обложки). Обновленный вокзал выглядит настоящим дворцом. Стены внутри отделаны полированным камнем, под потолками яркие люстры. Сводчатые потолки скрывают в себе современную систему кондиционирования.

Перевозки нефтяных грузов
занимают важное место в работе отделения

На первом этаже вокзала расположены кафе-бар, зал ожидания с буфетами, а также сервис-центр «Оренбуржье», где пассажирам предоставляют услуги по оформлению проездных билетов. На втором этаже находятся комнаты матери и ребенка, для отдыхающих. На верхнем, третьем этаже, гостиница с номерами различного класса (по потребностям и достаткук пассажиров).

Устойчивая и динамичная работа железнодорожников, техническое перевооружение инфраструктуры отделения дают мощный импульс развитию области. Период 2005 - 2006 гг. характеризуется стабильным ростом главных производственных показателей Оренбургского отделения - погрузки и пассажирооборота.

Этому способствует наращивание объемов производства в ведущих отраслях переработки: машиностроении, черной и цветной металлургии, нефтепереработке. Тон задают такие предприятия, как ОАО «Уральская Сталь», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», медно-серный и никелевый комбинаты, машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ» и другие.

Результаты маркетинговых исследований, регулярно проводимых на отделении, показывают стабильную динамику роста отправления грузов со станций, обслуживающих промышленные и добывающие предприятия. Существенно увеличиваются объемы погрузки на станциях Никель, Новотроицк, Медногорск и Горный Лен, а также Профинтерн и Рудный Клад.

Повышению качества организации местной работы, ускорению развоза местного груза, обеспечению своевременного подвода порожнего подвижного состава под погрузку и эффективного использования вагонного парка способствует внедрение современных информационных технологий. В соответствии с программой реформирования системы управления перевозочным процессом на отделении в 2004 г. на правах структурных подразделений отдела перевозок были созданы центры управления местной работой (ЦУМР) в Оренбургском и Орском регионах. Основной задачей ЦУМРов является повышение прибыльности эксплуатационной работы за счет улучшения использования вагонов и сокращения расходов. Штат ЦУМРа в Оренбурге составляет 9 человек. В Орске, где объемы местной работы значительно выше, - 28 человек.

В состав центров входят административный и оперативно-диспетчерский персонал, обеспечивающий руководство работой всех станций региона по развозу, переработке и сбору местных вагонов, а также подразделений других хозяйств, непосредственно участвующих в технологическом процессе местной работы (пунктов технического обслуживания, подготовки вагонов к перевозкам, вагонных и локомотивных депо).

Результаты эксплуатационной работы отделения полностью оправдывают образование ЦУМРов. В 2006 г. по обоим районам управления местной работой успешно выполнены задания по погрузке и выгрузке грузов. При этом достигнут рост объемов работы по сравнению с предыдущим 2005 г.

Создание центров управления местной работой в Оренбургском и Орском регионах привело к значительному улучшению основных количественных и качественных показателей эксплуатационной деятельности отделения. Так, в 2006 г. план погрузки был выполнен на 101,2%, по сравнению с 2005 г. она возросла на 7,6%. Значительное увеличение объемов достигнуто по эксплуатационному грузообороту (106,5% плана, 112,9% от уровня 2005 г.). Пассажирооборот возрос на 11,9% по сравнению с 2005 г. и составил 106,9% планового задания. Участковая скорость возросла на 10%, оборот местного вагона ускорен на 44%, вагона рабочего парка - на 35, порожнего вагона - на 27, транзитного вагона - на 43%, производительность вагона увеличилась на 34%, локомотива - на 18%, а его пробег - на 15%, вес поезда вырос на 4%.

В результате план по доходам Оренбургским отделением был перевыполнен на 338,5 млн. руб., а их прирост к уровню 2005 г. составил 30%. Это, в свою очередь, позволило перечислить в бюджет Оренбургской области 1 млрд. 534 млн. руб.

В настоящее время на отделении ведутся подготовительные работы по электрификации участка Оренбург - Кинель. Это позволит увеличить участковую скорость и ускорить доставку грузов, повысить эффективность перевозочного процесса, улучшить экологическую обстановку в западной части Оренбургской области, повысить надежность электроснабжения в районах, прилегающих к электрифицируемым участкам железной дороги.

Большое внимание уделяется повышению безопасности движения в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог. Все 23 охраняемых железнодорожных переезда на отделении оборудованы устройствами заграждения. Последние четыре заграждения были установлены в 2006 г. Лихачам на автодорогах поставлен надежный заслон.

Постоянная нацеленность на решение самых сложных проблем, знание перспектив реформирования железнодорожной отрасли, активное взаимодействие с местными властями и промышленными предприятиями позволят коллективу Оренбургского отделения и далее вносить весомый вклад в транспортное обслуживание и социально-экономическое развитие региона.

г. Оренбург

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования