Научно-технический совет
ОАО «РЖД»

Курс на энергоэффективность


Фото М.Ю. Каширина

В июле на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД», проведенном под председательством президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, были обсуждены комплексные меры по повышению энергетической эффективности компании. В работе заседания приняли участие руководители ОАО «РЖД», отраслевых научно-исследовательских институтов, представители РАН, ЗАО «Трансмашхолдинг», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара, Института микроэкономики.

Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» отметил положительные результаты, достигнутые в ходе реализации программы энергосбережения. Адресная работа по повышению энергетической эффективности перевозочного процесса и прочей эксплуатационной деятельности железных дорог обеспечила в 2004-2007 гг. экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 2,8 млн. т на сумму 6,6 млрд. руб. При этом темпы роста объемов перевозок устойчиво опережали рост энергопотребления.

Компания является крупнейшим потребителем энергоресурсов в стране. Суммарные затраты на их приобретение в прошлом году составили 113 млрд. руб. В 2008 г. прогнозируются затраты на энергопотребление в размере 156 млрд. руб., в первую очередь в связи с резким ростом стоимости дизельного топлива и энерготарифов. Это, по словам В.И. Якунина, требует выработки эффективных мероприятий, решающих задачу энергосбережения, в том числе за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий и оборудования. Так, в 2008 г. впервые в самостоятельный проект выделена программа внедрения светодиодной техники в ОАО «РЖД» в 2009-2011 гг. Применение светодиодных источников света позволит сэкономить компании 1 млрд. 900 млн. руб. (в ценах 2007 г.). В рамках Программы ресурсосбережения также предлагается внедрение на железных дорогах светофоров нового поколения со светооптическими системами, которые дополнительно к основной функции могут использоваться как оптические информационные каналы для обмена данными между системами управления движением и локомотивом.

На тягу поездов приходится основная доля расхода топливно-энергетических ресурсов компании - 82% электроэнергии и 90% дизельного топлива. Вот почему с учетом постоянного роста цен на энергоносители экономия дизельного топлива приобретает приоритетное значение. С текущего года в ОАО «РЖД» начато внедрение принципиально новой системы прогрева дизелей тепловозов, исключающих необходимость их работы на холостом ходу. Опытная эксплуатация таких тепловозов в локомотивных депо Мурманск и Сургут показала реальную возможность экономии до 20% топлива в зимний период и до 10-15% в остальное время года.

По техническому заданию ОАО «РЖД» в текущем году на Коломенском машиностроительном заводе будет выпущена опытная партия пассажирских тепловозов серии ТЭП70БС с установкой дизелей, оборудованных электронной системой впрыска топлива. В последующем будет осуществлен полный переход на серийный выпуск таких машин.

В компании начата реализация принципиально новых подходов к решению вопросов снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы. Прежде всего это создание собственной генерации электрической и тепловой энергии, применение накопителей энергии, замещение дизельного топлива альтернативными видами энергоресурсов, одним из которых является газомоторное топливо.

В начале июля 2008 г. первый опытный состав провел по участку Куйбышевской дороги отечественный локомотив нового поколения, работающий на сжиженном природном газе, - газотурбовоз ГТ1. Его мощность позволяет вести поезда весом 10-12 тыс. т. При этом расход топлива на 30% ниже, чем у тепловозов. На заседании НТС глава компании В.И. Якунин в торжественной обстановке вручил участникам разработки, создания и организации первого рейса газотурбовоза награды ОАО «РЖД».

На заседании выступили старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович и заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» А.Б. Косарев (журнальные варианты их докладов публикуются в этом номере), первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Е.Н. Розенберг, начальник управления и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД» А.В. Зверев, ученые и представители предприятий и организаций - разработчиков и поставщиков новой энергосберегающей техники.

НТС определил основную задачу по повышению энергоэффективности деятельности ОАО «РЖД» - снижение энергоемкости перевозочного процесса к 2020 г. не менее чем на 24% за счет оптимизации перевозок по критерию энергоэффективности, модернизации и обновления подвижного состава, внедрения новых энергосберегающих технологий и ряда других мер.