Курс на энергоэффективность

Фото М.Ю. Каширина


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 

В июле на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД», проведенном под председательством президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, были обсуждены комплексные меры по повышению энергетической эффективности компании. В работе заседания приняли участие руководители ОАО «РЖД», отраслевых научно-исследовательских институтов, представители РАН, ЗАО «Трансмашхолдинг», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара, Института микроэкономики.

Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин награждает главного инженера
Куйбышевской железной дороги А.А. Комарова знаком
«За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет»

Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» отметил положительные результаты, достигнутые в ходе реализации программы энергосбережения. Адресная работа по повышению энергетической эффективности перевозочного процесса и прочей эксплуатационной деятельности железных дорог обеспечила в 2004-2007 гг. экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 2,8 млн. т на сумму 6,6 млрд. руб. При этом темпы роста объемов перевозок устойчиво опережали рост энергопотребления.

Компания является крупнейшим потребителем энергоресурсов в стране. Суммарные затраты на их приобретение в прошлом году составили 113 млрд. руб. В 2008 г. прогнозируются затраты на энергопотребление в размере 156 млрд. руб., в первую очередь в связи с резким ростом стоимости дизельного топлива и энерготарифов. Это, по словам В.И. Якунина, требует выработки эффективных мероприятий, решающих задачу энергосбережения, в том числе за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий и оборудования. Так, в 2008 г. впервые в самостоятельный проект выделена программа внедрения светодиодной техники в ОАО «РЖД» в 2009-2011 гг. Применение светодиодных источников света позволит сэкономить компании 1 млрд. 900 млн. руб. (в ценах 2007 г.). В рамках Программы ресурсосбережения также предлагается внедрение на железных дорогах светофоров нового поколения со светооптическими системами, которые дополнительно к основной функции могут использоваться как оптические информационные каналы для обмена данными между системами управления движением и локомотивом.

На тягу поездов приходится основная доля расхода топливно-энергетических ресурсов компании - 82% электроэнергии и 90% дизельного топлива. Вот почему с учетом постоянного роста цен на энергоносители экономия дизельного топлива приобретает приоритетное значение. С текущего года в ОАО «РЖД» начато внедрение принципиально новой системы прогрева дизелей тепловозов, исключающих необходимость их работы на холостом ходу. Опытная эксплуатация таких тепловозов в локомотивных депо Мурманск и Сургут показала реальную возможность экономии до 20% топлива в зимний период и до 10-15% в остальное время года.

По техническому заданию ОАО «РЖД» в текущем году на Коломенском машиностроительном заводе будет выпущена опытная партия пассажирских тепловозов серии ТЭП70БС с установкой дизелей, оборудованных электронной системой впрыска топлива. В последующем будет осуществлен полный переход на серийный выпуск таких машин.

В компании начата реализация принципиально новых подходов к решению вопросов снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы. Прежде всего это создание собственной генерации электрической и тепловой энергии, применение накопителей энергии, замещение дизельного топлива альтернативными видами энергоресурсов, одним из которых является газомоторное топливо.

В начале июля 2008 г. первый опытный состав провел по участку Куйбышевской дороги отечественный локомотив нового поколения, работающий на сжиженном природном газе, - газотурбовоз ГТ1. Его мощность позволяет вести поезда весом 10-12 тыс. т. При этом расход топлива на 30% ниже, чем у тепловозов. На заседании НТС глава компании В.И. Якунин в торжественной обстановке вручил участникам разработки, создания и организации первого рейса газотурбовоза награды ОАО «РЖД».

На заседании выступили старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович и заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» А.Б. Косарев (журнальные варианты их докладов публикуются в этом номере), первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Е.Н. Розенберг, начальник управления и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД» А.В. Зверев, ученые и представители предприятий и организаций - разработчиков и поставщиков новой энергосберегающей техники.

НТС определил основную задачу по повышению энергоэффективности деятельности ОАО «РЖД» - снижение энергоемкости перевозочного процесса к 2020 г. не менее чем на 24% за счет оптимизации перевозок по критерию энергоэффективности, модернизации и обновления подвижного состава, внедрения новых энергосберегающих технологий и ряда других мер.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования