Научно-технический совет
ОАО «РЖД»

Совершенствование нормативно-правовой базы в условиях реформирования железнодорожного транспорта


А.С. Назаров, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД»

Современный этап реформирования железнодорожного транспорта, либерализация рынка транспортных услуг выдвинули на повестку дня вопрос совершенствования политики ОАО «РЖД» в развитии применяемой нормативно-правовой базы. Естественно, для такой сложной многоотраслевой структуры, какой является компания «Российские железные дороги» и создаваемый холдинг, нужны эффективные инструменты управления. Одним из них является стандартизация. Этому уделяют самое серьезное внимание и государство, и российское бизнес-сообщество. Сегодня в широких кругах проходит обсуждение нового федерального закона «О стандартизации».

До недавнего времени техническое регулирование на железнодорожном транспорте в основном осуществлялось законом «О железнодорожном транспорте», ведомственными нормативными документами Министерства путей сообщения, строительными и санитарными нормами и правилами, документами системы обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Совокупность этих правил до сих пор обеспечивает стабильное функционирование объектов и приемлемый уровень безопасности в отрасли.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ кардинально изменил структуру нормативных документов, определяющих требования к продукции, поставляемой на железные дороги и связанные с этим процессы. Прежде всего, это технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам железнодорожного транспорта, и национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве межгосударственные стандарты, исполняемые на добровольной основе. Кроме того, это свод правил для добровольного применения, разработку и утверждение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти при отсутствии действующих национальных стандартов, стандарты ОАО «РЖД», корпоративные стандарты других участников рынка железнодорожных перевозок и их объединений (например, стандарты НП «Объединение производителей железнодорожной техники»).

У каждого из перечисленных видов документов свое назначение. Например, без подтверждения требований технического регламента невозможно реализовать продукцию. Несоблюдение требований национальных стандартов, конкретизирующих требования безопасности, показатели назначения и качества, требования к единству процессов, ведет к большим затратам при реализации продукции и услуг. Схема разработки национальных стандартов в холдинге РЖД отображена на рисунке. Несоблюдение корпоративных стандартов, которые регулируют все процессы в компании, также невозможно в силу введения их внутренними приказами (см. схему разработки стандартов ОАО «РЖД»).

Очевидно, что новая нормативная база, создаваемая в соответствии с изменяемым законодательством, должна впитать в себя все необходимое и ценное, что уже наработано. Одновременно она должна опираться на рабочие механизмы функциональной структуры создаваемого холдинга. Определяющими здесь являются работы, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками, ремонтом подвижного состава и инфраструктуры, научно-технической и финансово-экономической деятельностью. В качестве примера рассмотрим планируемую структуру пассажирского комплекса, основной деятельностью которой является обеспечение пассажирских перевозок.

Главным элементом структуры пассажирского комплекса сегодня является Федеральная пассажирская дирекция. Она призвана повысить уровень комфорта и сервиса для пассажиров, способствовать привлечению инвестиций в пассажирское хозяйство, поднять эффективность бизнеса и внести кардинальные улучшения в области маркетинга, гибкого ценообразования, создания программ лояльности к пассажирам и развития дополнительных услуг в поездах. Ландшафт процессов Федеральной пассажирской дирекции, обеспечивающих ее деятельность, включает в себя планирование и организацию перевозок пассажиров и багажа, техническое обслуживание и ремонт пассажирского подвижного состава.

Рассмотрим подходы к формированию нормативной базы на примере планирования и оперативного управление пассажирскими перевозками. На этот процесс оказывают влияние 26 взаимосвязанных факторов (элементов жизненного цикла), обеспечивающих его реализацию. При этом требуемый объем нормативных документов составляет 143 наименования. В целом для ФПД нужно принять около 2500 документов. При реализации данного объема работ Федеральной пассажирской дирекцией будут осуществлены направления в плане оптимизации и интенсификации деятельности по перевозке пассажиров в условиях самостоятельной деятельности в структуре холдинга.

Отечественная нормативная база складывалась в условиях плановой экономики. Произошедшие в последние годы изменения законодательства, всего уклада российской экономики и форм собственности предприятий, появление на рынке транспортных услуг новых владельцев подвижного состава и инфраструктуры и выделение дочерних обществ делают необходимым системную замену действующих нормативных документов. Назрела настоятельная необходимость в наведении порядка в нормативной документации в масштабе деятельности всех структур ОАО «РЖД».

Действующая нормативная документация не подчинена единой структуре. Нормативная база должна пройти методическую ревизию и актуализацию, и в итоге этой работы необходимо подготовить среднесрочные программы разработки нормативных актов. Анализ существующих документов и подготовку предложений по новым нормативно-правовым актам, подлежащим разработке впервые, переработке или отмене, необходимо провести по пассажирскому комплексу, железнодорожной инфраструктуре, грузоперевозкам и комплексу подвижного состава.

Для реализации технической политики в области стандартизации и эффективного реформирования этих видов деятельности в ОАО «РЖД» в рамках реализации федерального закона «О техническом регулировании» принят ряд мер. Создана соответствующая корпоративная система стандартизации ОАО «РЖД», адаптированная к требованиям и запросам её участников и рынка, с использованием предшествующего опыта на железнодорожном транспорте, а также российского и международного опыта. Реформирование в компании, структурных подразделениях и филиалах реализуется в процессе развития корпоративной системы стандартизации, основы которой заложены в основополагающих стандартах ОАО «РЖД».

Совершенствование корпоративной системы стандартизации позволит достичь необходимого для всех структур управления хозяйственной деятельностью взаимопонимания, сохранить преемственность в сложившейся практике работ по стандартизации, одновременно отразив принципиальный характер изменений, произошедших в методологии стандартизации в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании».

В компании распоряжением от 27 июня 2007 г. № 1182р утверждено положение «О службе стандартизации в ОАО «РЖД». Поскольку эффективность любой работы зависит от квалификации исполнителей, то разработка стандартов и их практическое внедрение могут дать положительный эффект, если этим будут заниматься профессионалы. К сожалению, в структурах компании их практически нет. Выпускники железнодорожных вузов по специальности «Стандартизация» не могут быть приняты в ОАО «РЖД», поскольку в штатных расписаниях их должности не предусмотрены.

Подписано соглашение между Ростехрегулированием и ОАО «РЖД» о взаимодействии по широкому кругу аспектов в области стандартизации. Первоочередным результатом этого соглашения стало создание национального Технического комитета по стандартизации № 45 «Железнодорожный транспорт». Федеральный закон «О техническом регулировании» предписывает обязательное рассмотрение всех проектов национальных стандартов в Техническом комитете и представление их к утверждению только после соответствующего положительного заключения.

Определены приоритетные направления разработки национальных стандартов на ближайшие годы. Они увязаны с Концепцией развития национальной системы стандартизации, которая одобрена Правительством Российской Федерации 28 февраля 2006 г. №266-р. В этом распоряжении указано, что «для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов».

В связи с этим в ОАО «РЖД» предстоит решить ряд задач. На уровне международной и региональной стандартизации это активное участие компании в работах по международной и региональной, в том числе межгосударственной стандартизации в рамках работ, проводимых ТК №45 «Железнодорожный транспорт». На уровне национальной стандартизации это активное участие компании и ее структурных подразделений и дочерних обществ в работе Технического комитета «Железнодорожный транспорт». Компания также примет участие в технических комитетах по стандартизации, создаваемых национальным органом Российской Федерации в смежных областях деятельности.

На уровне корпоративной стандартизации должно быть обеспечено соблюдение требований технических регламентов и оптимального применения национальных стандартов, международных, региональных (в том числе межгосударственных) и национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций. Обязательно внедрение полученных в результате научных исследований принципиально новых видов продукции, услуг, процессов и методов испытаний, а также нетрадиционных технологий, принципов организации и управления производством и другими видами деятельности, распространение и использование полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований и т.д.

Для формирования среднесрочных программ разработки документов по стандартизации на период 2009-2012 гг. необходимо проанализировать существующие нормативные документы (свыше 5800 наименований) с участием специалистов департаментов (управлений), структурных подразделений ОАО «РЖД», научных организаций и подготовить предложения относительно нормативных документов, подлежащих разработке, переработке и отмене, по пассажирскому комплексу, инфраструктуре, грузоперевозкам, подвижному составу.