Совершенствование нормативно-правовой базы в условиях реформирования железнодорожного транспорта

А.С. Назаров, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД»

Вернуться к содержанию подборки
 
Полиграфический вариант доклада
 
Версия для печати
 

Современный этап реформирования железнодорожного транспорта, либерализация рынка транспортных услуг выдвинули на повестку дня вопрос совершенствования политики ОАО «РЖД» в развитии применяемой нормативно-правовой базы. Естественно, для такой сложной многоотраслевой структуры, какой является компания «Российские железные дороги» и создаваемый холдинг, нужны эффективные инструменты управления. Одним из них является стандартизация. Этому уделяют самое серьезное внимание и государство, и российское бизнес-сообщество. Сегодня в широких кругах проходит обсуждение нового федерального закона «О стандартизации».

До недавнего времени техническое регулирование на железнодорожном транспорте в основном осуществлялось законом «О железнодорожном транспорте», ведомственными нормативными документами Министерства путей сообщения, строительными и санитарными нормами и правилами, документами системы обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Совокупность этих правил до сих пор обеспечивает стабильное функционирование объектов и приемлемый уровень безопасности в отрасли.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ кардинально изменил структуру нормативных документов, определяющих требования к продукции, поставляемой на железные дороги и связанные с этим процессы. Прежде всего, это технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам железнодорожного транспорта, и национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве межгосударственные стандарты, исполняемые на добровольной основе. Кроме того, это свод правил для добровольного применения, разработку и утверждение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти при отсутствии действующих национальных стандартов, стандарты ОАО «РЖД», корпоративные стандарты других участников рынка железнодорожных перевозок и их объединений (например, стандарты НП «Объединение производителей железнодорожной техники»).
 

Действующая система правового и нормативно-технического регулирования на железнодорожном транспорте

Создаваемая система правового и нормативно-технического регулирования на железнодорожном транспорте

У каждого из перечисленных видов документов свое назначение. Например, без подтверждения требований технического регламента невозможно реализовать продукцию. Несоблюдение требований национальных стандартов, конкретизирующих требования безопасности, показатели назначения и качества, требования к единству процессов, ведет к большим затратам при реализации продукции и услуг. Схема разработки национальных стандартов в холдинге РЖД отображена на рисунке. Несоблюдение корпоративных стандартов, которые регулируют все процессы в компании, также невозможно в силу введения их внутренними приказами (см. схему разработки стандартов ОАО «РЖД»).

Очевидно, что новая нормативная база, создаваемая в соответствии с изменяемым законодательством, должна впитать в себя все необходимое и ценное, что уже наработано. Одновременно она должна опираться на рабочие механизмы функциональной структуры создаваемого холдинга. Определяющими здесь являются работы, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками, ремонтом подвижного состава и инфраструктуры, научно-технической и финансово-экономической деятельностью. В качестве примера рассмотрим планируемую структуру пассажирского комплекса, основной деятельностью которой является обеспечение пассажирских перевозок.
 

Разработка национальных стандартов в ОАО «РЖД»
(Увеличить)

Разработка стандартов ОАО «РЖД»
(Увеличить)

Главным элементом структуры пассажирского комплекса сегодня является Федеральная пассажирская дирекция. Она призвана повысить уровень комфорта и сервиса для пассажиров, способствовать привлечению инвестиций в пассажирское хозяйство, поднять эффективность бизнеса и внести кардинальные улучшения в области маркетинга, гибкого ценообразования, создания программ лояльности к пассажирам и развития дополнительных услуг в поездах. Ландшафт процессов Федеральной пассажирской дирекции, обеспечивающих ее деятельность, включает в себя планирование и организацию перевозок пассажиров и багажа, техническое обслуживание и ремонт пассажирского подвижного состава.

Рассмотрим подходы к формированию нормативной базы на примере планирования и оперативного управление пассажирскими перевозками. На этот процесс оказывают влияние 26 взаимосвязанных факторов (элементов жизненного цикла), обеспечивающих его реализацию. При этом требуемый объем нормативных документов составляет 143 наименования. В целом для ФПД нужно принять около 2500 документов. При реализации данного объема работ Федеральной пассажирской дирекцией будут осуществлены направления в плане оптимизации и интенсификации деятельности по перевозке пассажиров в условиях самостоятельной деятельности в структуре холдинга.

Отечественная нормативная база складывалась в условиях плановой экономики. Произошедшие в последние годы изменения законодательства, всего уклада российской экономики и форм собственности предприятий, появление на рынке транспортных услуг новых владельцев подвижного состава и инфраструктуры и выделение дочерних обществ делают необходимым системную замену действующих нормативных документов. Назрела настоятельная необходимость в наведении порядка в нормативной документации в масштабе деятельности всех структур ОАО «РЖД».

Действующая нормативная документация не подчинена единой структуре. Нормативная база должна пройти методическую ревизию и актуализацию, и в итоге этой работы необходимо подготовить среднесрочные программы разработки нормативных актов. Анализ существующих документов и подготовку предложений по новым нормативно-правовым актам, подлежащим разработке впервые, переработке или отмене, необходимо провести по пассажирскому комплексу, железнодорожной инфраструктуре, грузоперевозкам и комплексу подвижного состава.
 

Структура действующих нормативных документов
на железнодорожном транспорте

Планируемая структура холдинга ОАО «РЖД»
(Увеличить)

Для реализации технической политики в области стандартизации и эффективного реформирования этих видов деятельности в ОАО «РЖД» в рамках реализации федерального закона «О техническом регулировании» принят ряд мер. Создана соответствующая корпоративная система стандартизации ОАО «РЖД», адаптированная к требованиям и запросам её участников и рынка, с использованием предшествующего опыта на железнодорожном транспорте, а также российского и международного опыта. Реформирование в компании, структурных подразделениях и филиалах реализуется в процессе развития корпоративной системы стандартизации, основы которой заложены в основополагающих стандартах ОАО «РЖД».

Совершенствование корпоративной системы стандартизации позволит достичь необходимого для всех структур управления хозяйственной деятельностью взаимопонимания, сохранить преемственность в сложившейся практике работ по стандартизации, одновременно отразив принципиальный характер изменений, произошедших в методологии стандартизации в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании».

В компании распоряжением от 27 июня 2007 г. № 1182р утверждено положение «О службе стандартизации в ОАО «РЖД». Поскольку эффективность любой работы зависит от квалификации исполнителей, то разработка стандартов и их практическое внедрение могут дать положительный эффект, если этим будут заниматься профессионалы. К сожалению, в структурах компании их практически нет. Выпускники железнодорожных вузов по специальности «Стандартизация» не могут быть приняты в ОАО «РЖД», поскольку в штатных расписаниях их должности не предусмотрены.
 

Планируемая структура пассажирского комплекса

Ландшафт процессов Федеральной пассажирской дирекции
(Увеличить)

Подписано соглашение между Ростехрегулированием и ОАО «РЖД» о взаимодействии по широкому кругу аспектов в области стандартизации. Первоочередным результатом этого соглашения стало создание национального Технического комитета по стандартизации № 45 «Железнодорожный транспорт». Федеральный закон «О техническом регулировании» предписывает обязательное рассмотрение всех проектов национальных стандартов в Техническом комитете и представление их к утверждению только после соответствующего положительного заключения.

Определены приоритетные направления разработки национальных стандартов на ближайшие годы. Они увязаны с Концепцией развития национальной системы стандартизации, которая одобрена Правительством Российской Федерации 28 февраля 2006 г. №266-р. В этом распоряжении указано, что «для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов».
 

Анализ актуальности документации процесса организации перевозок по 26 элементам жизненного цикла
(Увеличить)
 

Ориентировочный объем документации пассажирского комплекса дальнего следования, требующей актуализации

  Общее количество документов Количество документов, требующих актуализации Количество документов, которые необходимо разработать вновь Направления  деятельности по разработке и актуализации документации
Процесс «Планирование и оперативное управление пассажирскими перевозками» 143 127 34 Менеджмент качества, экология,
охрана труда, технология производства работ, информация
Итого по пассажирскому комплексу 2500 1250 650

В связи с этим в ОАО «РЖД» предстоит решить ряд задач. На уровне международной и региональной стандартизации это активное участие компании в работах по международной и региональной, в том числе межгосударственной стандартизации в рамках работ, проводимых ТК №45 «Железнодорожный транспорт». На уровне национальной стандартизации это активное участие компании и ее структурных подразделений и дочерних обществ в работе Технического комитета «Железнодорожный транспорт». Компания также примет участие в технических комитетах по стандартизации, создаваемых национальным органом Российской Федерации в смежных областях деятельности.

На уровне корпоративной стандартизации должно быть обеспечено соблюдение требований технических регламентов и оптимального применения национальных стандартов, международных, региональных (в том числе межгосударственных) и национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций. Обязательно внедрение полученных в результате научных исследований принципиально новых видов продукции, услуг, процессов и методов испытаний, а также нетрадиционных технологий, принципов организации и управления производством и другими видами деятельности, распространение и использование полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований и т.д.
 

Структурная схема службы стандартизации ОАО «РЖД»
(Увеличить)

Структурная схема правовой и нормативно-технической документации
(Увеличить)

Для формирования среднесрочных программ разработки документов по стандартизации на период 2009-2012 гг. необходимо проанализировать существующие нормативные документы (свыше 5800 наименований) с участием специалистов департаментов (управлений), структурных подразделений ОАО «РЖД», научных организаций и подготовить предложения относительно нормативных документов, подлежащих разработке, переработке и отмене, по пассажирскому комплексу, инфраструктуре, грузоперевозкам, подвижному составу.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования