Пассажирский комплекс

Ориентироваться на технологии XXI века


Пригородные пассажирские перевозки - одно из важнейших направлений деятельности железнодорожной отрасли. На пригородное сообщение сети Российских железных дорог приходится свыше 90 % общего объема пассажирских перевозок. Ежесуточно в стране более 7 тыс. пригородных пассажирских поездов перевозят свыше 3 млн. пассажиров.

За первые семь месяцев текущего года в пригородном пассажирском сообщении ОАО «РЖД» перевезено 669,3 млн. пассажиров. Это на 184,9 млн. человек, или на 38,2 %, больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Московской дороге постоянно внедряются «прорывные» технологии во всех хозяйствах, в том числе в пассажирском пригородном сообщении. Три года действует интермодальная транспортная система, первенцем которой стал поезд «Экспресс», соединяющий центр столицы с аэропортом «Домодедово». Впервые на сети в 2003 г. стала действовать скоростная пригородная транспортная система на участке между Москвой и Мытищами. В этом году накануне Дня железнодорожника обе системы получили дальнейшее развитие - введены в эксплуатацию новый участок интермодальной системы Москва-Внуково и участок скоростной транспортной системы Москва - Люберцы -Раменское. Редакция попросила начальника Московской дороги В.И.Старостенко более подробно рассказать о развитии получающей все большую популярность скоростной пригородной транспортной системы.

На столичной магистрали постоянное внимание уделяется совершенствованию пригородных пассажирских перевозок. И это вполне оправданно, поскольку именно пригородные перевозки в большей степени, чем другие виды перевозок, выполняют социальную функцию, обеспечивая подвижность населения по доступным ценам.

В этом году на дороге наблюдается буквально «взрыв» пассажирских перевозок. Во всех видах сообщений перевезено 270 млн. пассажиров, что на 78 млн., или на 41 %, больше, чем в прошлом году. А рост пригородного пассажиропотока составил 42,7 %.

Работа по освоению нарастающих объемов пригородных пассажирских перевозок, повышению их качества проводится на системной основе. Наряду со ставшими уже традиционными мерами, такими как развитие и модернизация ремонтной базы, реконструкция пригородных платформ, совершенствование подвижного состава, внедряются новейшие, «прорывные» технологии, технологии XXI века.

Именно с московских вокзалов впервые отправились скоростные пригородные поезда «Экспресс», соединившие столицу с центрами соседних областей. Большой популярностью у пассажиров пользуются скоростные электропоезда в аэропорт «Домодедово». В этом году по уникальному тоннелю, проложенному под взлетно-посадочной полосой, пущен скоростной электропоезд в аэропорт «Внуково». Теперь электропоезда заходят прямо в терминал аэропорта, который в ближайшие два-три года может стать крупнейшим в Москве.

Два года назад Московская дорога впервые на сети внедрила новую пилотную технологию организации перевозок пригородных пассажиров, основанную на использовании подвижного состава нового типа, тактового расписания движения поездов, коренного совершенствования пригородной инфраструктуры. Первым стал участок Москва - Мытищи с использованием нового электропоезда «Спутник». За время его эксплуатации перевезено 8 млн. пассажиров. Почти двухлетний опыт функционирования подтвердил правильность выбранного направления, и в рамках долгосрочной программы развития скоростного движения между Москвой и городами-спутниками столицы Московская магистраль приступила к реализации второго по значимости проекта скоростного сообщения Москва-Люберцы-Раменское.

На Рязанском направлении от Москвы до Раменского в сутки перевозится более 110 тыс. пассажиров. Наиболее пассажиронапряженные станции: Москва-пассажирская-Рязанская - 56,4 тыс. пассажиров в сутки, Выхино - 28,8 тыс., Косино - 2,1 тыс., Люберцы - 12 тыс. и Раменское - 4,7 тыс. пассажиров в сутки. Структура пассажиропотока на участке Москва-Раменское такова, что максимум перевозок приходится на утренние и вечерние часы «пик». На Рязанском направлении находятся три крупных пересадочных узла Косино, Выхино, Люберцы-1, которые за период строительства претерпели значительную реконструкцию, стали удобными для пассажиров.

Накануне дня железнодорожника в присутствии заместителя министра транспорта А.С.Мишарина, президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина, других официальных лиц его ввели в эксплуатацию, сделав таким образом подарок москвичам и жителям ближайшего Подмосковья. Проект внедрения технологии тактового движения электропоездов на участке Москва-Раменское позволит вывести пассажирские перевозки на этом участке в конкурентный сегмент рынка и повысить доходность пригородного железнодорожного сообщения. Этот проект станет для пассажиров альтернативой автомобильному транспорту и существенно повысит качество обслуживания пассажиров в сфере пригородных пассажирских перевозок.

Таким образом, основными целями проекта являются:
маркированный список продолжение создания принципиально новой системы организации пригородных перевозок на одном из наиболее напряженных участков дороги;
маркированный список улучшение комфортности и повышение безопасности пригородных перевозок;
маркированный список рост доходов от пригородных перевозок и вывод их на практически безубыточный уровень.

Электрифицированный четырехпутный участок Москва - Раменское имеет протяженность 46 км. Он оснащен устройствами автоблокировки с возможностью организации двустороннего движения по каждому пути. На участке расположено 24 раздельных остановочных пункта и два вокзала - Казанский и пригородный вокзал на станции Раменское. Казанский вокзал - крупнейший в стране по отправлению пригородных пассажиров.

В основу технологии организации движения поездов «Спутник» на участке Москва-Люберцы-Раменское положен ускоренный пропуск электропоездов с максимальной скоростью до 120 км/ч со временем следования 45 мин. Поезд имеет две остановки на станциях Выхино и Люберцы-1. В часы «пик» поезда «Спутник» следуют с постоянным 30-минутным интервалом, составляющим основу тактового движения. Пропуск этих поездов осуществляется по двум специализированным - третьему и четвертому главным путям с интенсивностью 25 пар поездов в сутки. При этом сохраняются размеры движения и остановки обычных электропоездов (131 пара по рабочим дням и 144 пары по выходным). В 2006 г. планируется увеличение курсирования поездов «Спутник» на участке Москва - Раменское до 41 пары в сутки (без сокращения размеров движения обычных электричек).

Используемый на этом участке электропоезд «Спутник» представляет собой новый тип подвижного состава. Это восьмивагонный поезд, состоящий из двух головных, трех моторных и трех прицепных вагонов. Он имеет повышенную вместимость (в среднем 58 мест в вагоне по сравнению с 28 местами в поезде на участке Москва-Мытищи). Каждый вагон оснащен тремя парами прислонно-сдвижных дверей, которые шире обычных на 42 см, причем имеется возможность их автономного открытия пассажирами на остановке. Улучшен интерьер салонов, установлены оригинальные эргономичные кресла, введена система климат-контроля с кондиционированием воздуха, увеличено оконное пространство. Расположенные в межпотолочном пространстве световые полосы обеспечивают равномерное освещение. В вагонах установлены информационные табло «бегущая строка».

Поезд оснащен новыми колесно-редукторными блоками с гарантийным сроком службы 15 лет. В конструкции поезда применены новые транзисторные преобразователи модульной конструкции для внутреннего энергоснабжения, бесшумные винтовые мотокомпрессоры, не требующие технического обслуживания. Использованные в поезде «Спутник» новые технические решения позволяют получить экономию эксплуатационных расходов в размере 1,55 млн. руб. в год на один состав.

При подготовке участка Москва-Раменское к организации скоростного пригородного движения проведена реконструкция пассажирских обустройств всех остановочных пунктов в едином стиле. Реализованы нейтральные архитектурные решения в стиле хай-тек с применением новейших высоких технологий.

Остановочный пункт Выхино (пассажирооборот 28,8 тыс. человек в сутки) - крупнейший транзитный пересадочный узел, находящийся на пересечении с Московской кольцевой автомагистралью, совмещен с одноименной конечной станцией Московского метрополитена. Суммарная загрузка пересадочного узла Выхино с учетом наземного автотранспорта в утренние часы «пик» с 7 до 9 ч составляет 93 тыс. пассажиров.

Основным элементом реконструкции узла Выхино стало строительство нового 12-метрового тоннельного пешеходного перехода, а также навесов над всеми тремя реконструированными платформами, турникетных комплексов, билетных касс, выходов на все пассажирские платформы, включая платформы метрополитена, с полной развязкой пассажиропотоков. Отделка тоннеля решена в теплых тонах: основные площади цвета слоновой кости с бордовыми бордюрами. Над выходами из тоннеля сооружены навесы из металлических каркасов и поликарбоната.

На платформе №1 построен совмещенный наземный павильон для прохода в метро пассажиров, прибывающих пригородными поездами из области. Железнодорожные платформы вымощены брусчаткой, обустроены навесами и кассовыми павильонами. Каркасы навесов выполнены из легких металлических конструкций и поликарбоната. В соответствии с техническими нормами в комплексе тоннельно-пешеходного перехода созданы системы инженерного обеспечения: вентиляция, канализация, горячее и холодное водоснабжение, телефонизация, устройства связи и пожарной безопасности. Помимо этого разработаны системы визуальной информации, средства часофикации, громкоговорящего оповещения, предусмотрена возможность размещения рекламы.

По просьбе правительства Москвы в связи с развитием и усилением жилищного строительства района Косино - Ухтомская, включая микрорайон Кожухово, реконструирована вся пассажирская инфраструктура остановочного пункта Косино. Построены новые платформы, павильоны, пешеходный мост, соединяющий две части города, что значительно повысило безопасность пассажиров

В ходе реконструкции на всех платформах (кроме неиспользуемых «береговых» на о.п. Электрозаводская и Фабричная) построены навесы грибовидной и серповидной конструкций. Платформы оборудованы снегозащитными стенками и павильонами для пассажиров. Все покрытия конструкций изготовлены из многослойного сотового поликарбоната с защитной пленкой против ультрафиолетового излучения. Витражи и другие остекленные поверхности изготовлены из прозрачного полнотелого поликарбоната и имеют антивандальные свойства. При строительстве и ремонте пешеходных мостов пролетные строения, лестничные марши, перила выполнены из композитных материалов. Опоры мостов и лестничных сходов имеют сборные железобетонные конструкции.

В варианте оформления платформ с малым пассажиропотоком (до 1 тыс. человек в сутки), предусмотрено наличие снегозащитных стенок и павильонов для пассажиров с размерами, соответствующими пассажиропотоку. Все остановочные пункты оборудованы сиденьями для пассажиров, ожидающих поезда.

Аналогичные архитектурные решения применены и на Казанском вокзале. Таким образом, обеспечено архитектурно-планировочное единство всего пассажирского комплекса участка.

Для организации скоростного движения было отремонтировано капитальным и средним ремонтом 68 км пути, уложено 134 стрелочных перевода, отремонтировано четыре железнодорожных моста, тоннель между ст. Москва-пассажирская-Рязанская и остановочным пунктом Электрозаводская. Построено три и капитально отремонтировано семь пешеходных мостов, реконструированы 44 высокие пассажирские платформы с заменой основных конструкций, мощением тротуарной плиткой (87,84 тыс. м2), установкой 704 опор освещения, монтажом 1372 декоративных светильников. На 42 пассажирских платформах смонтированы навесы общей площадью 20,4 тыс. м2.

Введены в эксплуатацию новые технологические павильоны системы АСОКУПЭ на станциях Москва-пассажирская-Рязанская, Вешняки, Выхино, Косино, Люберцы, Отдых, Фабричная, Раменское, построено 30 билетных касс, два служебно-технических здания с билетными кассами, установлено 163 турникетных прохода. Ограждена полоса отвода общей протяженностью 23,3 км.

Обновлено 36 км развернутой длины контактной линии с заменой 1248 опор контактной сети и монтажом 188 жестких поперечин, реконструировано 33,4 км высоковольтных линий электроснабжения устройств СЦБ, на участке Перово - Раменское обновлено 36 км перегонного напольного оборудования, дополнительно проложено 46 км волоконно-оптического кабеля связи с подключением пригородных касс, систем визуальной информации.

В проекте воплощены новые технологические решения, направленные на качественное улучшение информационного обслуживания пассажиров. Речь прежде всего идет о комплексной автоматизированной системе динамической информации на всех остановочных пунктах, предназначенной для информирования пассажиров о расписании и изменениях в движения электропоездов в режиме реального времени. Предусмотрено также речевое информирование пассажиров на остановочных пунктах о приближении поезда и маршруте его следования. На каждом остановочном пункте участка установлен комплекс статистической визуальной информации пассажиров с использованием современных дизайнерских решений и антивандальных материалов.

Стоимость строительства проекта составила 2,595 млрд. руб., причем объем инвестиций ОАО «РЖД» в закупку девяти поездов «Спутник» в восьмивагонном исполнении составил 1,6 млрд. руб. Ожидаемый срок окупаемости проекта - 5,2 года

Как отметил на торжественной церемонии пуска пригородного скоростного движения на участке Москва - Люберцы - Раменское президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, «успех внедрения скоростного пригородного движения на участках Москва - Мытищи и Москва - Раменское позволит применить наработанный опыт для использования на других наиболее напряженных участках московского железнодорожного узла».